Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2018 г. N Ф08-1501/18 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2017 г. |
дело N А53-21486/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от АО "Водоканал Ростова-на-Дону": представитель по доверенности от 07.12.2016 N 228 Джугелия А.С., паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель по доверенности от 28.11.2017 Чинчян В.Г., удостоверение; представитель по доверенности от 20.07.2017 Тупица Е.В., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2017 по делу N А53-21486/2017, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф., по заявлению акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - заявитель, АО "Водоканал Ростова-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 18.05.2017 N 1461, от 10.07.2017 N 2012.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые предписания направлены на устранение выявленных нарушений, в них содержатся указания на нарушения, а также срок устранения, изложение содержания предписаний не содержит различных толкований, являются четкими и понятными, в связи с чем, данные предписания выданы обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с момента заключения договора управления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме является Общество с ограниченной ответственностью "УК Филипп Первомайского района". АО "Ростовводоканал" не является и не может являться исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме. Вне зависимости от содержания договора на управление многоквартирным домом, фактическое потребление коммунальных услуг, свидетельствует о наличии договорных правоотношений между потребителем и управляющей организацией с одной стороны, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией с другой стороны. Отсутствие договора энергоснабжения не влияет на правоотношения сторон, поскольку в силу конклюдентных действий собственников помещений дома по потреблению коммунальной услуги все стороны (потребители, исполнитель, сбытовая организация) оказываются связанными договорными правоотношениями по приведенной выше модели в силу прямого указания закона.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области возражали по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, пояснили, что в акте проверки от 14.09.2017 допущена опечатка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на рассмотрение в Госжилинспекцию области поступила жалоба гр. Зиминой Светланы Петровны (рег. N 37-ОГ/4901 от 20.03.2017), в том числе, по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению в квартире N 13 в многоквартирном доме N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону.
В результате проведенных Госжилинспекцией области на основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции области о проведении внеплановой выездной проверки лицензиата от 04.04.2017 N 2759 в отношении организации, осуществляющей управление указанным многоквартирным домом, - ООО "УК Филипп Первомайского района" (ИНН 6168061999) мероприятий по лицензионному контролю было установлено, что изменения конструкций общего имущества указанного многоквартирного дома, а также факты переоборудования - отсутствуют, что исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению является АО "Ростовводоканал".
Согласно акту проверки от 18.05.2017 N 3262 должностным лицом Госжилинспекции области выходом на место в присутствии уполномоченного представителя АО "Ростовводоканал" было установлено следующее: квартира N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону расположена на 1-м этаже многоквартирного дома. При открытии водоразборных кранов на внутриквартирной разводке квартиры N 3 коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствует. АО "Ростовводоканал", являясь исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению и выставляя абоненту, проживающему в квартире N 3 счета за потребленную коммунальную услугу по нормативу потребления, при этом не обеспечило в соответствии с Правилами N 354 бесперебойное предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Таким образом, в ходе проведения проверки государственным жилищным инспектором Ростовской области были выявлены нарушения АО "Ростовводоканал" как исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации, что и явилось причиной вынесения предписания от 18.05.2017 N 1461, которым на АО "Ростовводоканал" возложена обязанность в срок до 30.06.2017 принять меры, направленные на обеспечение квартиры N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
Проверка исполнения АО "Ростовводоканал" предписания от 18.05.2017 N 1461 проведена государственным жилищным инспектором Ростовской области на основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции области от 27.06.2017 N5175. По причине не выполнения АО "Ростоввводоканал" предписания от 18.05.2017 N 1461 должностным лицом Госжилинспекции области было выдано предписание от 10.07.2017 N 2012 (повторное), которым на АО "Ростовводоканал" возложена обязанность в срок до 28.02.2017 принять меры, направленные на обеспечение квартиры N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
* нарушение оспариваемыми предписаниями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
* несоответствие оспариваемых предписаний закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений граждан, права которых нарушены.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований в сфере жилищного законодательства. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Соответствующее требование содержится также в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, согласно пункту 9 которого к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами регламентирован Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В силу пункта 2.1.9.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области к полномочиям Госжилинспекции области относится осуществление деятельности по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по лицензионному контролю.
Государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий, в том числе имеют право:
* запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
* выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
* составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
* направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении административных дел, а также уголовных дел по признакам преступлений.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований государственный жилищный инспектор. проводивший проверку. в пределах полномочий. предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
* составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений:
* выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, обжалуемые ненормативные правовые акты приняты должностным лицом Госжилинспекции области в рамках предоставленных законом полномочий.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о том, что АО "Ростовводоканал" не является и не может являться исполнителем коммунальных услуг в данном многоквартирном доме, поскольку с момента заключения договора управления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме является Общество с ограниченной ответственностью "УК Филипп Первомайского района", в виду следующего.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги: "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 на исполнителя, в частности, возложены следующие обязанности:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в лом числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
к) вести учел жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
м) информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
н) информировать потребителя о дате начат проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации случаи предоставления ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг (осуществления ресурсоснабжающими организациями функций исполнителя коммунальных услуг) напрямую собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, подробно рассмотрены в письме заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - Главного государственною жилищного инспектора Андрея Чибиса от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг".
Как следует из материалов дела, квартира N 3 по ул. Российская, д. 14 г. Ростова-на-Дону расположена на 1-м этаже многоквартирного дома. При открытии водоразборных кранов на внутриквартирной разводке квартиры N 3 коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствует.
АО "Ростовводоканал", являясь исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению и выставляя абоненту, проживающему в квартире N 3 счета за потребленную коммунальную услугу по нормативу потребления, при этом не обеспечило в соответствии с Правилами N 354 бесперебойное предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Таким образом, в ходе проведения проверки государственным жилищным инспектором Ростовской области были выявлены нарушения АО "Ростовводоканал" как исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации, что и явилось причиной вынесения предписания от 18.05.2017 N 1461, а в последующем и повторного предписания от 10.07.2017 N 2012, которыми на АО "Ростовводоканал" возложена обязанность в срок до 30.06.2017 принять меры, направленные на обеспечение квартиры N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания направлены на устранение выявленных нарушений, в них содержатся указания на нарушения, а также срок устранения, изложение содержания предписаний не содержит различных толкований, являются четкими и понятными, в связи с чем, данные предписания выданы обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.
Довод апелляционной жалобы общества о неисполнимости оспариваемых предписаний отклоняется по следующим основаниям.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в предписаниях указано на необходимость принять меры, направленные на обеспечение квартиры N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону коммунальной услугой по холодному водоснабжению, следовательно, Госжилинспекцией предложено АО "Ростовводоканал" принять необходимые меры.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела акту проверки от 14.09.2017 предписание от 10.07.2017 N 1461 исполнено обществом. В суде апелляционной инстанции представитель Госжилинспекции указал, что при составлении акта проверки N 6724 от 14.09.2017 была допущена опечатка в указании номера предписания - N 1461, фактически исполнены два предписания N 1461 от 18.05.2017, N 2012 от 10.07.2017.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемых предписаний и не доказано, что этими ненормативными правовыми актами нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых предписаний незаконными.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2017 по делу N А53-21486/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21486/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2018 г. N Ф08-1501/18 настоящее постановление отменено
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: Госжилинспекция по РО, Государственная жилищная инспекция Ростовской области, Государтсвенная жилищная иснпекция Ростовской области