город Омск |
|
15 декабря 2017 г. |
Дело N А81-4249/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14348/2017) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.09.2017 по делу N А81-4249/2017 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902014704, ОГРН 1128901001921) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.05.2017 N 030V12170000083,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Муниципальное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее - заявитель, УИЗО Администрации города Лабытнанги) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) об оспаривании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.05.2017 N 030V12170000083.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.09.2017 заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.05.2017 N 030V12170000083 признано недействительным.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги".
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на том, что произведенные УИЗО Адиминистрации г.Лабытнанги выплаты на сумму 36212,59 руб. не являются пособием по временной нетрудоспособности, предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ, в связи с чем страхователь обязан включить данную сумму в базу для начисления страховых взносов, определяемую как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от Муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с проведением реорганизации в форме слияния путем образования реорганизованного юридического лица - муниципального учреждения "Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги".
Рассмотрев указанное ходатайство в судебном заседании суда, суд апелляционной инстанции счел его подлежащим удовлетворению в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и произвел замену заявителя - муниципальное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" его процессуальным правопреемником - муниципальное учреждение "Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее - ДГЗИ Администрации г.Лабытнанги").
Оспаривая доводы подателя жалобы, ДГЗИ Администрации г.Лабытнанги" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
До начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
03.04.2017 специалистами Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в УИЗО Администрации города Лабытнанги проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлен Акт выездной проверки от 18.04.2017 N 030V10170000078.
На данный акт проверки УИЗО Администрации города Лабытнанги представлены возражения письмом от 27.04.2017 N 801-13/1573, с учётом их рассмотрения Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.05.2017 N 30V12170000083, согласно которому УИЗО Администрации города Лабытнанги необходимо уплатить:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 7 966,77 руб., образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 36 212,59 руб.;
- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1846,84 руб., образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 36 212,59 руб.;
- штраф в общей сумме 1 962,72 руб.;
- пени на сумму недоимки в общей сумме 1 697,02 руб.
В ходе проведенной проверки специалистами Пенсионного фонда выявлено занижение плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов в 2014-2016 годах на сумму непринятых к зачету ФСС расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхования, произведенных страхователем УИЗО Администрации города Лабытнанги с нарушениями требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке в отношении сотрудника Смирнова Александра Алексеевича.
Занижение, по мнению проверяющих, возникло в результате нарушения пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Работник УИЗО Администрации города Лабытнанги, Смирнов Александр Алексеевич, в установленном порядке признан инвалидом и находился на больничном в 2014-2015 годах: с 17.12.2014 по 12.01.2015; с 13.01.2015 по 26.01.2015; с 27.01.2015 по 09.02.2015; с 10.02.2015 по 25.02.2015; с 26.02.2015 по 17.03.2015; с 18.03.2015 по 14.04.2015; с 15.04.2015 по 05.05.2015; с 06.05.2015 по 29.05.2015. На основании представленных работником листков нетрудоспособности ему начислены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности за все указанные периоды, свыше 4 месяцев подряд. Сумма превышения выплаченного пособия по временной нетрудоспособности составила 36 212,59 руб.
Полагая, что решение от 17.05.2017 N 030V12170000083 является незаконным, УИЗО Администрации города Лабытнанги обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
01.09.2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действовавшего в периоде проверки) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
То есть в силу указанной статьи к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пособие по временной нетрудоспособности является видом страхового обеспечения (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Данная норма устанавливает два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году. Поскольку эти два условия разделены союзом "или", а не соединены союзом "и", достаточно соблюдения одного из установленных статьей лимитов.
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год или за четыре месяца подряд. При этом на следующий календарный год максимальный срок оплаты листка нетрудоспособности начинает течь заново.
Как следует из материалов дела, работником УИЗО Администрации города Лабытнанги, Смирновым А.А. предъявлены к оплате 8 листков нетрудоспособности за период с 17.12.2014 по 29.05.2015 непрерывно, пособие начислено и выплачено учреждением за весь период нетрудоспособности.
Факт начисления и выплаты пособия за весь период Пенсионным фондом не опровергнут и не оспорен.
С учетом этого установленные частью 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ ограничения периодов времени, за которые застрахованному лицу может быть выплачено пособие по временной нетрудоспособности, заявителем нарушены, так как непрерывные четыре месяца в календарном году из всего периода нетрудоспособности истекли 30.04.2015 (с 01.01.2015 по 31.01.2015 - 1 месяц, с 01.02.2015 по 28.02.2015- 2 месяц, с 01.03.2015 по 31.03.2015 - 3 месяц, с 01.04.2015 по 30.04.2015 - 4 месяц), следовательно, начиная с 01.05.2015 учреждением необоснованно начислено и выплачено пособие в сумме 36 212,59 руб. (с 01.05.2015 по 05.05.2015 в сумме 6243 руб. 55 коп. + с 06.05.2015 по 29.05.2015 в сумме 29 969 руб. 04 коп.), которое не должно было предъявляться учреждением и, соответственно, не могло быть принято фондом к зачету.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет заявитель.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
По мнению Пенсионного фонда, не принятые к зачету Фондом социального страхования суммы по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае у Пенсионного фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов на суммы не принятых фондом социального страхования к зачету пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных указанному работнику учреждения, в силу следующего.
Как выше указано, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Из приведенных положений Закона N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов является осуществление им застрахованному лицу в рамках трудовых отношений выплат, связанных с исполнением последним трудовой функции, обусловленной трудовым или гражданско-правовым соглашением.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса Российской Федерации относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п. К компенсациям статья 164 Трудового кодекса Российской Федерации относит денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов подлежат включению все выплаты, обусловленные выполнением работником своей трудовой функции, то есть плата за труд в любой ее форме (непосредственная оплата труда, а также выплаты компенсационного либо стимулирующего характера).
В то же время, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Согласно требованиям статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик в случае, если расходы произведены с нарушением законодательства, или документально не подтверждены, вправе лишь не принимать такие расходы к зачету в счет уплаты страховых взносов по тому виду обязательного страхования, за счет страховых взносов по которому они были выплачены.
Таким образом, отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
При этом в отсутствие опровержения фактов наступления страхового случая застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется. Непринятие к зачету выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правильно посчитал, что социальный характер произведенных выплат не дает оснований для квалификации их как подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, в связи с чем у фонда не имелось оснований для вывода о занижении страхователем облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 36 212 руб. 59 коп. не могли быть начислены страховые взносы.
При этом, как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 по делу N А32-2339/2016, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения, в данном случае, в виде пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Правовая позиция о том, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/2012, в связи с чем доводы Пенсионного фонда о необходимости отнесения к объекту обложения страховыми взносами всех выплат в пользу работников, производимых в рамках трудовых правоотношений с ними, не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах УИЗО Администрации города Лабытнанги правомерно не облагало страховыми взносами непринятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с чем оспариваемое решение Пенсионного фонда правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.09.2017 по делу N А81-4249/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4249/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2018 г. N Ф04-764/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-764/18
09.04.2018 Постановление Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4249/17
15.12.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14348/17
01.09.2017 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4249/17