г. Москва |
|
15 декабря 2017 г. |
Дело N А40-64182/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: А.М. Елоева,
судей: Е.А. Сазоновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "РЭУ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2017 по делу N А40- 64182/17 по иску АО "РЭУ" к Министерству Обороны Российской Федерации, третье лицо: АО "ДГК" о взыскании 5 405 307 руб. 14 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гусарь С.В. по доверенности от 30.03.2017,
от ответчика: Коновалов Д.С. по доверенности от 29.08.2017, Верес В.С. по доверенности от 05.102017,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "РЭУ" обратилось в суд с требованием о взыскании с Минобороны РФ задолженности за поставку тепловой энергии в сумме 5 405 307 руб. 14 коп.
Решением от 05.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на то, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОАО "РЭУ"), переименованное в дальнейшем в АО "РЭУ" (Исполнитель), заключен государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций (Государственный контракт).
В соответствии с п. 2.1. Контракта, АО "РЭУ" обязано оказать услуги теплоснабжения, в объеме и по качеству, предусмотренных Контрактом. Истец принятые на себя обязательства выполнил в полном объеме.
Согласно разделу 6. Контракта Истец сформировал и направил пакет первичных документов на согласование и подписание Представителям Государственного заказчика.
Подтверждением объема потребленных услуг, согласно п. 1.15 Государственного контракта N 3-ТХ от 01.11.2012, являются акты оказания услуг теплоснабжения. Основанием для оплаты является сводный акт.
Акты оказания услуг теплоснабжения подписываются районным представителем Государственного заказчика (далее РПГЗ) и подтверждают объем. Такие акты со стороны Ответчика приняты и подписаны им в полном объеме.
В настоящее время размер подтвержденной, но не оплаченной задолженности за потребленную тепловую энергию за октябрь 2015 года по сводному акту 1/102/10-2015/12, за август 2015 года по сводному акту 2/102/08-2015/5, за сентябрь 2015 года по сводному акту 2/102/09-2015/6 составляет 5 405 307 руб. 14 коп.
Отказывая в иске суд первой инстанции указал, что, исходя из предмета заявленных исковых требований, истец должен доказать факт оказания спорных услуг и их стоимость.
В соответствии с п. 7.2 Контракта оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным заказчиком в течение 20 банковских дней с момента представления исполнителем следующих документов: Сводного акта оказания услуг теплоснабжения, подписанного в соответствии с разделом 6 Контракта; реестра счетов- фактур, в случае предоставления более одного Сводного акта оказания услуг теплоснабжения; сводного счета (счета) на сумму, указанную в реестре счетов-фактур в 1 экземпляре. В сводном счете указывается сумма за оказанные услуги и отдельной строкой сумма, подлежащая удержанию за авансовый платеж.
Таким образом, основанием для оплаты оказанных услуг является утвержденный сторонами Сводный акт, составленный в соответствии с разделом 6 контракта.
Порядок подтверждения оказанных услуг предусмотрен положениями раздела 6 государственного контракта.
В соответствии с п. 6.1 Контракта формирование и представление первичных документов осуществляется региональным представителем Исполнителя.
В силу п. 6.2 Контракта региональный представитель исполнителя не позднее 2 рабочих дней с момента окончания расчетного периода определяет фактический объем оказанных услуг и составляет акт оказания услуг теплоснабжения в 3 экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и представляет на подписание районному представителю государственного заказчика. При этом региональный исполнителя несет ответственность за объективность, полноту и своевременность представления Акта оказания услуг теплоснабжения районному представителю государственного заказчика.
В соответствии с п. 6.3 районный представитель государственного заказчика в течение 2 рабочих дней с момента поступления Актов оказания услуг теплоснабжения проверяет, подписывает и скрепляет печатью все экземпляры и два экземпляра Актов оказания услуг теплоснабжения возвращает региональному представителю Исполнителя, либо направляет в тот же срок письменный мотивированный отказ от подписания с детальным указанием нарушенных положений законодательства РФ или контракта.
Согласно п. 6.4 Контракта региональный представитель Исполнителя в течение одного рабочего дня с момента поступления Актов оказания услуг теплоснабжения от районного представителя государственного заказчика, исходя из подведомственной ему территории, формирует в четырех экземплярах Сводный акт оказания услуг теплоснабжения, подписывает его, скрепляет печатью и предоставляет все экземпляры, вместе с Актами оказания услуг теплоснабжения в одном экземпляре окружному представителю государственного заказчика. Один оригинал акта оказания услуг оставляет себе.
В силу п. 6.5 Контракта окружной представитель государственного заказчика в течение 5 рабочих дней с момента поступления Сводного акта оказанных услуг в четырех экземплярах проверяет его, подписывает, скрепляет печатью и направляет региональному представителю исполнителя, либо дает письменный мотивированный отказ с детальным указанием нарушенных положений законодательства Российской Федерации и (или) Контракта.
Суд первой инстанции установил, что истцом в материалы дела представлен Сводный акт N 1/102-10/2015/12 на сумму 5 240 664,05 руб., Сводный акт N 2/102/08/2015/5 на сумму 121 522,17 руб., Сводный акт N 2/102/09-2015/6 на сумму 43 120,92 руб., подписанные со стороны окружного представителя государственного заказчика - начальника УЭСиОКУ ВВО полковником В. Тян.
В соответствии с п. 1.25 Контракта окружной представитель государственного контракта - территориальное финансовое управление (отдел) Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уполномоченное проверять, подписывать и скреплять печатью сводные акты оказания услуг теплоснабжения в порядке, установленном Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Между тем, вводный акт N 1/102-10/2015/12 за октябрь 2015 года не имеет даты составления, что не позволяет установить дату его составления и подписания.
Из указанного Сводного акта следует, что он составлен на основании Актов оказания услуг от 31.10.2015 N 102-1-000000000002285 на сумму 1 617 982,11 руб., N 102-1-000000000002266 на сумму 47 949,88 руб., N 102-1-000000000002388 на сумму 3 220 822,42 руб., N 102-1-000000000002371 на сумму 353 909,64 руб., подписанных со стороны районного представителя государственного заказчика - начальника 885 отдела территориального контроля за оказанием услуг Кузнецовым С.А.
При этом, акты оказания услуг также не имеют даты их составления и утверждения сторонами.
Кроме того, вводный акт N 2/102/08-2015/5 за август 2015 года не имеет даты составления, что не позволяет установить дату его составления и подписания. Из указанного Сводного акта следует, что он составлен на основании Акта оказания услуг от 31.08.2015 N 102-1-000000000002091 на сумму 121 522,17 руб.
Сводный акт N 2/102/08-2015/6 за сентябрь 2015 года также не имеет даты составления, что не позволяет установить дату его составления и подписания. Из указанного Сводного акта следует, что он составлен на основании Акта оказания услуг от 31.08.2015 N 102-1-000000000002154 на сумму 43 120,92 руб.
Учитывая, что указанные акты оказания услуг не имеют дат их составления, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что факт их подписания по окончании расчетного периода вызывает сомнение.
Полномочия региональных представителей заказчика, закреплены в приказе Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2013 N 170 "Об организации исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями" (деле Приказ МО РФ N 170).
Согласно п. 3 приказа МО РФ N 170 в целях надлежащего исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями, приказываю возложить права и обязанности районных представителей по исполнению государственных контрактов на командиров воинских частей, руководителей (начальников) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, старших военных городков, военных комиссаров или на подчиненных им командиров (начальников) отдельных структурных подразделений либо лиц, исполняющих их обязанности.
Во исполнение Приказа МО РФ N 170 было утверждено Положение "О порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации топливно- энергетическими ресурсами", утвержденное 02.08.2013заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Д.В.Булгаковым (далее - Положение).
Согласно п. 8 Положения под контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком с Исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подписанный сторонами со всеми приложениями и дополнениями.
Согласно п. 23 Положения оно устанавливает порядок оформления, представления и подписания уполномоченными представителями сторон первичных и сводных документов при организации централизованных расчетов с исполнителями, на основании условий государственных контрактов, государственные контракты, упомянутые в Положении, подразделяются на: эксплуатационные; ресурсные.
В силу пп. Б п. 19 Положения организации и учреждения Минобороны России обеспечиваются тепловой энергией - единственным поставщиком ОАО "РЭУ".
В соответствии п. 5 положения районный представитель государственного заказчика - командиры воинских частей, руководители (начальники) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, старшие военных городков, военные комиссары, командиры (начальники)отдельных структурных подразделений либо лица, исполняющие их обязанности, уполномоченные представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определенном Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
Согласно п. 1.25 Контракта окружной представитель государственного заказчика - территориальное финансовое управление (отдел) Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уполномоченное проверять, подписывать и скреплять печатью сводные акты оказания услуг теплоснабжения в порядке, установленном Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
В силу п. 1.26 Контракта районный представитель государственного заказчика - воинские части, организации и отдельные подразделения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых оказываются услуги теплоснабжения, надлежащим образом уполномоченные проверять, подписывать и скреплять печатью Акты оказания услуг теплоснабжения по форме, установленной приложением N 2 к Контракту и Акты готовности теплопотребляющих установок и эксплуатации в отопительном периоде по форме, установленной Приложением N 6 к Контракту, в порядке, установленным Контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
Таким образом, полномочия представителей государственного заказчика должно быть подтверждено доверенностью, выданной государственным заказчиком.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. В
соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
В соответствии с п.1 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Согласно п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 гражданского кодекса российской федерации" пункт 1 статьи 183 ГК РФ применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых.
Судом первой инстанции установлено, что истцом не представлено в материалы дела доверенностей на указанных лиц, подписавших спорные акты оказанных услуг, подтверждающих наличие предоставленных им полномочий на осуществление приемки данных услуг от имени Минобороны России в заявленный период оказания услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Согласно ч. 4 ст. 328 ГК РФ правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи, применяются, если законом или договором не предусмотрено иное.
В силу п. 7.2 Контракта оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным контрактом в течение 20 банковских дней с момента представления исполнителем следующих документов: Сводного акта оказанных услуг теплоснабжения, подписанного в соответствии с разделом 6 Контракта в 4 экземплярах; счета-фактуры по каждому Сводному акту оказанных услуг теплоснабжения; реестра счетов-фактур, в случае предоставления более одного Сводного акта оказания услуг теплоснабжения; сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактур в 1 экземпляре.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. 6 Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования условий п. 7.2 Контракта следует, что основанием для оплаты оказанных услуг является Сводный акт оказанных услуг, соответствующий разделу 6 государственного контракта, а также счета на оплату услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств направления в адрес государственного заказчика документов для оплаты спорных услуг, предусмотренных п. 7.2 Контракта.
Таким образом, факт наличия долга документально не подтвержден.
Обстоятельства, указанные ответчиком и установленные судом первой инстанции, истцом не опровергнуты.
Данная позиция содержится в судебной практике по делам N N А40-27617/17, N А40-128545/16, А40-128547/16.
При этом суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что отсутствие задолженности Минобороны России перед АО "РЭУ" по спорному государственному контракту подтверждается вступившим в силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Так, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-55638/14 АО "РЭУ" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим назначен Кацер Евгений Викторович.
ФНС России от имени Министерства обороны Российской Федерации в рамках рассмотрения дела о банкротстве АО "РЭУ" заявлены требования о включении в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед Минобороны России в размере неотработанного аванса по государственному контракту N 3-ТХ от 01.11.2012 в сумме 12 681 628 513,85 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 А40-55638/14 требования Минобороны России о включении в Реестр требований кредиторов суммы неотработанного аванса по государственному контракту N 3-ТХ от 01.11.2012 в сумме 12 681 628 513,85 руб. удовлетворены.
Таким образом, судебным актом установлено, что Обществом неотработанный аванс по спорному государственному контракту составляет более 12,6 млрд. руб.
В рамках рассмотрения указанного выше спора Обществом сумма неотработанного аванса не оспорена, доказательств выполнения работ на большую сумму не представлено.
Следовательно, Обществом не доказан факт оказания спорных услуг, что свидетельствует о необоснованности исковых требований АО "РЭУ".
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.09.2017 по делу N А40-64182/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64182/2017
Истец: АО "РЭУ"
Ответчик: Министерство Обороны РФ
Третье лицо: АО "ДГК"