г. Москва |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А40-108270/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по МО на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.09.2017 по делу N А40-108270/17, принятое судьей Девицкой Н.Е.,
по заявлению ООО "МосОблЕИРЦ"
к УФАС России по Московской области
3-и лица: 1. ООО "Интер РАО - Центр управления закупками", 2. ИП Гришин Николай Александрович
о признании незаконными предписания и решения
при участии:
от заявителя: |
Раевский А.Н. по доверенности от 26.12.16; |
от ответчика: |
Зайцева Э.А. по доверенности от 07.04.16; |
от третьего лица: |
1. Раевский А.Н. по доверенности от 09.01.17; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МосОблЕИРЦ" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УФАС по Московской области, в котором просило признать незаконным и отменить предписание и решение по делу N 07-32-5399эп/17 от 31.05.17г.
Решением от 07.09.2017 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, признав наличие к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с решением, ФАС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель ИП Гришина в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФАС России по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.05.2017 Комиссией Московского областного УФАС России (УФАС) была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя Гришина Николая Александровича на действия ООО "Интер РАО- Центр управления закупками" (Организатор) и "МосОблЕИРЦ" (Заявитель) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд ООО "МосОблЕИРЦ" N 10773 (закупка N 31704890257 на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru) (Закупка).
По результатам рассмотрения указанной жалобы УФАС приняты следующие решения: признать жалобу обоснованной, выдать Заявителю обязательное для исполнения предписание.
Полагая данные Решение и предписание незаконным, Заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая обжалованное решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы ФАС России, правильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спор и, верно оценив представленные сторонами доказательств, сделал обоснованный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
В соответствии со статьей 6 Закона о закупках, контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Под участником закупки, согласно положениям ч.5 ст.3 Закона N 223-ФЗ, может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе, индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в названной норме.
Вопреки доводам и аргументам антимонопольного органа, обратившееся в его адрес лицо- ИП Гришин Н.А. с учетом положений Закона N 223-ФЗ участником рассматриваемой закупки не являлось.
Проверка доводов поданной им жалобы была возможна лишь при условии подачи указанным лицом заявки на участие в конкурсе, что не было учтено антимонопольным органом при принятии оспариваемого ненормативного акта.
Право на обращение в антимонопольный орган таких лиц, не подавших заявки на участие, возникает исключительно при условии, что допущены нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, которыми нарушены или создана угроза нарушения прав заявителей жалобы.
Доводы жалобы ИП Гришина Н.А. не относились к таким нарушениям. Следовательно, жалоба ИП Гришина Н.А. была принята ФАС России к рассмотрению и по ней вынесено решение с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Часть 17 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" позволяет выявлять и привлекать к ответственности за нарушения, если таковые не были указаны в жалобе лица, обратившегося с жалобой. Однако такие выявленные нарушения не могут устанавливаться произвольно, а должны подпадать под перечень нарушений законодательства о закупках, предусмотренный ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, по которым ФАС России наделена компетенцией для вынесения соответствующего решения.
Так Верховный Суд РФ в определении от 02.10.2017 по делу N А50-9299/2016 подчеркнул следующее: "Вопреки доводам антимонопольного органа и выводам судов, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в том числе ее часть 17, согласно которой комиссия антимонопольного органа принимает решение по итогам рассмотрения жалобы с учетом всех выявленных нарушений, не свидетельствуют о наделении антимонопольного органа дополнительными полномочиями. Данная норма в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках".
Любые иные нарушения, допущенные заказчиком при проведении закупок, обжалуются участником в ином (судебном) порядке, согласно ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, на что также указано в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592.
Таким образом, ФАС России вышла за пределы предоставленных ей полномочий при принятии жалобы и вынесении решения, в силу чего указанное решение правомерно признано судом недействительным.
Доводы апелляционной жалобы ФАС России повторяют доводы, изложенные в отзыве на заявление, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка (т. 2 л.д. 62-67).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований Заявителя, поскольку наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения ФАС России не доказано, и это решение нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно устанавливая в его действиях соответствующие нарушения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалованного решения.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.09.2017 по делу N А40-108270/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108270/2017
Истец: ООО "Московский областной единый информационно-расчетный центр", ООО МОСОБЛЕИРЦ
Ответчик: Московский областной УФАС России, УФАС по МО
Третье лицо: Гришин Николай Александрович, ИП Гришинм Н.А., ООО Интер РАО Центр управления закупками