г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А56-38708/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): Муравьев А.О. по доверенности от 30.12.2016
от ответчика (должника): Рябенко Г.О. по доверенности от 22.11.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27327/2017) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного судагорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2017 по делу N А56-38708/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ПАО Энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 16.05.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 33-05-Ш/2017, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.09.2017 постановление Управления от 16.05.2017 по делу об административном правонарушении N 33-05-Ш/17 признано судом незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, просит решение отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, адрес Ленинградского УФАС поступила жалоба Гавриловой А.Ю. (заявитель) на нарушение ПАО "Ленэнерго" требований пунктов 15 и 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) при заключении договора NОД-ВЭС-12150-16/16236-Э-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское городское поселение, п.ст. Каннельярви, СНТ "Вита", участок N 188, кад. N 47:01:1534004:78 (далее - Договор присоединения). В жалобе и дополнениях к ней гр. Гаврилова А.Ю. ссылалась на то, что ПАО "Ленэнерго" указало в пункте 7 Технических условий (приложение N 1 к Договору присоединения) точку присоединения за пределами границ участка заявителя, а также на нарушение сроков предоставления новой редакции договора после получения мотивированных разногласий заявителя.
Ленинградским УФАС определением от 20.03.2017 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 33-05-Ш/17 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Управлением было установлено, что по информации гр. Гавриловой А.Ю. мотивированный отказ от подписания проекта Договора присоединения Обществом был получен 16.08.2016 (вх. N ЛЭ/01-02/11140). В мотивированном отказе гр. Гаврилова А.Ю. не согласилась с требованиями пункта 7 Технических условий, в которых сетевая организация указала точку присоединения за границами участка заявителя и обязала заявителя выполнить работы, не предусмотренные Правилами технического присоединения.
ПАО "Ленэнерго" представило заявителю новую редакцию Договора присоединения по истечении 41 дня (исх. N ЭСКЛ/16-01/13765 от 21.09.2016).
Гаврилова А.Ю. направила 31.10.2016 в сетевую организацию мотивированный отказ о подписания проекта Договора присоединения, который Обществом получен 31.10.2016 (вх. N ЛЭ/01-02/15182); повторно заявитель направил мотивированные разногласия 21.11.2016, которые получены Обществом 28.11.2016.
ПАО "Ленэнерго" представило заявителю новую редакцию Договора присоединения (исх. N ВЭС/031/287 от 24.01.2017), не изменив содержание пункта 7 Технических условий.
Управление пришло к выводу о том, что указанные действия Общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами технологического присоединения, а именно Обществом не учтены требования подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения и выводы, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18.05.2011 по делу NА53-4325/2010 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 NАПЛ14-12. Кроме того, Общество нарушило 5-ти дневный срок для направления проекта Договора присоединения на мотивированные разногласия заявителя (пункт 15 Правил технологического присоединения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 30.03.2017 по делу N 33-05-Ш/17; действия Общества квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 16.05.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 33-05-Ш/17 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 700000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения Обществом требований подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения, а также о возможности признания правонарушения малозначительным, заявление удовлетворил.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно положениям пункта 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Требования к содержанию технических условий для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, определены в пункте 25(1) Правил, согласно которому в технических условиях должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Положения, закрепленные в пункте 18 Правил технологического присоединения, предусматривают, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Аналогичные положения предусмотрены также в подпункте "г" пункта 25(1) Правил технологического присоединения.
При этом, в силу пункта 16(1) Правил технологического присоединения для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Из текста оспариваемого постановления следует, что Обществу вменено нарушение требований подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения, выразившееся в том, что в пункте 7 Технических условий (приложение N 1 к Договору присоединения) указана точка присоединения за пределами границ участка заявителя, что возлагает на заявителя обязанность по выполнению работ, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а также Обществу вменено нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившееся в нарушении срока направления проекта Договора присоединения в ответ на мотивированные разногласия заявителя.
Как следует из представленного в материалы дела проекта Договора присоединения и Технических условий к нему, направленных ПАО "Ленэнерго" в адрес Гавриловой А.Ю. письмом от 23.03.2017 N ВЭС/031/1427, пункт 7 Технических условий изложен в следующей редакции "Точка присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения к электрической сети: контактное соединение ВЛ-10кВ Ф.158-08 и ВЛ-10кВ, отходящей в сторону ТП-405 на опоре N 25 (через распределительную суть СНТ "Вита"). Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяется актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между заявителем и балансодержателем сетей".
Как обоснованно заключил суд первой инстанции, данный пункт Технических условий не нарушает требования подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения, которым установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. Указанный пункт Технических условий также не возлагает на заявителя дополнительные обязанности по проведению мероприятий по технологическому присоединению за пределами своего земельного поскольку в силу пункта 16.3 и подпункта "г" пункта 25(1) Правил технологического присоединения заявитель исполняет обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению только в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, независимо от того, где будет определена точка присоединения.
Таким образом, следует признать недоказанным факт нарушения Обществом требований подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения.
В отношении нарушения пункта 15 Правил технологического присоединения в части срока направления проекта Договора присоединения после получения мотивированного отказа от его подписания заявителем, суд посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, учитывая период нарушения срока направления Обществом проектов Договора присоединения после получения возражений заявителя Гавриловой А.Ю., суд пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям и может быть признано малозначительным. При этом, судом принято во внимание, что сторонами было достигнуто соглашение относительно условий Договора присоединения, в связи с чем заявитель Гаврилова А.Ю. отказалась от исковых требований к ПАО "Ленэнерго" об понуждении заключить договор о технологическом присоединении и определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25.05.2017 производство по делу N 2-2740/2017 было прекращено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ, а назначение наказания в виде штрафа в размере 700000 руб. является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление УФАС.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2017 по делу N А56-38708/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38708/2017
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области