город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2017 г. |
дело N А32-6434/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от ответчика - генеральный директор Галиулин Д.Г.; представитель Кучеров И.В. по доверенности от 07.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК "Хоста" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2017 по делу N А32-6434/2017
по иску МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
к ответчику - ООО "УК "Хоста"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Цатуряна Р.С.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Хоста" о взыскании задолженности в размере 186646 руб. 83 коп. (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 157-158).
Решением от 11.10.2017 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 156771 руб. 83 коп. расходов на установку общедомовых приборов учета. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что истец оснастил спорный дом приборами учета тепловой энергии. Оплата расходов на установку общедомовых приборов учета не произведена. Размер подлежащей оплате задолженности определен судом первой инстанции в сумме 156771 руб. 83 коп. в связи с пропуском истцом срока исковой давности по требованию об оплате задолженности, возникшей до 21.02.2014.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик не является надлежащим. На общем собрании жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Краснополянской г. Сочи от 04.09.2014 принято решение о выборе способа управления - непосредственный, выбрана обслуживающая организация ООО "УК "Хоста", утвержден перечень работ по содержанию и ремонту. ООО "УК "Хоста" является обслуживающей организацией. С ответчиком заключен договор на содержание и текущий ремонт. Обязанность по оснащению многоквартирного дома приборами учета коммунальных ресурсов возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. Расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета не учтены в тарифе ответчика и в договоре на содержание и ремонт. В дело представлены квитанции, из которых следует, что истец самостоятельно выставлял счета собственникам помещений за установку общедомовых приборов учета.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" в заседание не явился.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в отношении многоквартирного дома N 5 по ул. Краснополянской г. Сочи ООО "УК "Хоста" осуществляет функции управляющей организации (протокол собрания жителей многоквартирного жилого дома - т. 1 л.д. 50).
МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" оснастило спорный дом (подъезд N 2) приборами учета тепловой энергии (отопление и горячая вода).
В обоснование факта наличия расходов предприятия в связи с выполнением работ по установке приборов учета в материалы дела представлена накладная от 06.06.2012 (т. 1 л.д. 169170) и акт о приемке выполненных работ от 05.05.2014 (т. 1 л.д. 18-26).
Приборы учета введены в эксплуатацию в 2012 году и 2014 году (после установки), что подтверждается представленными в материалы дела актами.
В связи с неисполнением ООО "УК "Хоста" обязательств по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат оплате равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если гражданами-собственниками не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Из пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик не является надлежащим. На общем собрании жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Краснополянской г. Сочи от 04.09.2014 принято решение о выборе способа управления - непосредственный, выбрана обслуживающая организация ООО "УК "Хоста", утвержден перечень работ по содержанию и ремонту, ООО "УК "Хоста" является обслуживающей организацией.
Согласно протоколам собрания жителей многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Краснополянской г. Сочи ООО "УК "Хоста" от 09.11.2008, от 04.09.2014 (т.1 л.д. 48-51) собственниками помещений выбран способ управления указанным домом управляющей компанией, в качестве управляющей компании выбрано ООО "УК "Хоста".
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015), если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "УК "Хоста" является надлежащим ответчиком по иску, обоснован.
Размер задолженности, взысканный судом первой инстанции, заявителем жалобы не оспаривается, возражений и контррасчет не представлен.
Поскольку доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в сумме 156771 руб. 83 коп. (с учетом пропуска истцом срока исковой давности по требованию об оплате задолженности, возникшей до 21.02.2014).
В части отказа в удовлетворении требований решение не оспаривается.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2017 по делу N А32-6434/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6434/2017
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ХОСТА", ООО УК Хоста
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3665/18
14.03.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2431/18
18.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19411/17
11.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6434/17