Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2018 г. N Ф08-1036/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2017 г. |
дело N А32-2426/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2017 по делу N А32-2426/2017, принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Успенский" (ИНН 2357007206, ОГРН 1102357000019)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
о признании незаконным решения об отказе, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Успенский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными:
решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837, выраженного в письме 52-29751/16-37-06 от 20.10.2016, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837;
решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:64, выраженного в письме 52-29750/16-37-06 от 20.10.2016, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:64.
Заявленные требования мотивированы тем, что на земельных участках с кадастровым номером 23:34:0801000:837, 23:34:0801000:64 расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2017 требования заявителя удовлетворены частично.
С учетом того, что департаментом издан приказ от 14.07.2017 N 1412, которым принято решение предварительно согласовать обществу предоставление земельного участка площадью 4252 кв.м., образование которого предусмотрено в соответствии со схемой расположения участка с кадастровым номером 23:34:0801000:64, кроме того принято решение утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в части оспаривания отказа N 52-29750/16-37-06 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837, выраженный в письме N 52-29751/16-37-06 от 20.10.2016. В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал департамент в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить и выдать ООО Агрокомплекс "Успенский", (ИНН 2357007206, ОГРН 1102357000019) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837, расположенного Краснодарский край, Успенский район, Выселковское сельское поселение.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части удовлетворения заявленных требований и просил решение отменить, в удовлетворении заявления отказать полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Срок на оспаривание отказа от 20.10.2016 на момент обращения в суд истек. Отказ, выраженный в письме N 52-29751/16-37-06, является обоснованным, поскольку основан на представленной муниципалитетом информации о наличии водного объекта на земельном участке.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Против рассмотрения решения в обжалуемой части стороны не возразили. Суд проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Решение обжалуется в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837, выраженного в письме 52-29751/16-37-06 от 20.10.2016.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу Агрокомплекс "Успенский" на основании передаточного акта от 29.01.2010 принадлежат на праве собственности объекты недвижимости:
-Коровник с пристройкой, назначение: нежилое, площадь 1769,7 кв.м., инвентарный номер 13875, Литер Г1, г1;
-Коровник, назначение: нежилое, площадь 1031,9 кв.м., инвентарный номер 13875, Литер Г3;
-Коровник, назначение: нежилое, площадь 1624,4 кв.м., инвентарный номер 13875, Литер Г2;
-Коровник с пристройкой, назначение: нежилое, площадь 1560,4 кв.м., инвентарный номер 13875 кв.м., Литер Г, г;
-Зерносклад, назначение: нежилое, площадь 1148,7 кв.м., инвентарный номер 13873, Литер Г;
-Овчарня, назначение: нежилое, площадь 1716,8 кв.м., инвентарный номер 13877, Литер Б;
-Хозяйственная постройка, назначение: нежилое, площадь 30.3 кв.м., инвентарный номер 13875, литер Г5;
-Овчарня с пристройкой, назначение: нежилое, площадь 1201 кв.м., инвентарный номер 13291, Литер Б, б.
В подтверждение наличия права в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 12.05.2010.
Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: Краснодарский край, Успенский район, х. Веселый, Тер. Промзона.
15.11.2011 земельные участки, расположенные под объектами недвижимости были поставлены на кадастровый учет в составе земель под иными объектами недвижимости, принадлежащими Краснодарскому краю, с присвоением кадастровых номеров 23:34:0801000:837, 23:34:0801000:64.
Общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектами недвижимости.
20.10.2016 департамент письмами N 52-29750/16-37-06 и 52/29751/16-37-06 отказал в оказании услуги, отказы мотивированы следующим.
По обращению об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837 (письмо 52-29751/16-37-06) - в границах образуемого земельного участка :ЗУ2 расположен водный объект;
По обращению об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:64 (письмо 52-29750/16-37-06) - в границах образуемого участка расположен водный объект, автомобильная дорога.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплены в статье 11.10 ЗК РФ.
В части 1 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, первоочередным этапом предоставления земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка.
Утверждение схемы земельного участка и его предварительное согласование обозначены законодателем в качестве отдельных этапов указанной в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедуры предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Мотивом отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837 (письмо 52-29751/16-37-06) послужило указание на то, что в границах образуемого земельного участка :ЗУ2 расположен водный объект.
Повторно исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о неправомерности отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по указанному основанию.
Отказ, изложенный в письме N 52-29751/16-37-06, основан на сведениях предоставленных администрацией муниципального образования Успенский район (письмо от 16.08.2016 N 01.20/4015), согласно которому в границах образуемого земельного участка :ЗУ2 расположен водный объект.
Между тем, как следует из письма администрации от 16.08.2016 N 01.20/4015, 3 образуемых земельных участка не расположены на территории общего пользования, а также не расположены в зонах с особыми условиями. Кроме того, из указанного ответа не следует, что в границах спорного участка расположены водные объекты.
Из акта обследования ГКУ "Кубаньземконтроль" частей земельных участков площадью 7274 кв.м. :837 ЗУ1 и площадью 47487 кв.м. :837 ЗУ2 (т. 1 л.д. 148-150) не следует, что на используемых частях земельного участка имеются водные объекты.
Кроме того, согласно письму администрации муниципального образования Успенский район от 13.04.2017 N 01-20/150 (т. 2 л.д. 10) на запрос ООО Агрокомплекс "Успенский" о предоставлении сведений о наличии на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0801000:837 водных объектов, было разъяснено, что на указанном участке, водные объекты отсутствуют.
Таким образом, документальные доказательства в обоснование наличия на земельном на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0801000:837 водных объектов департамент не представил. Основания к отказу опровергнуты актами обследования и пояснениями администрации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает в рассматриваемом случае доказательств обоснованности оспариваемого отказа департамента в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:34:0801000:837 (письмо 52-29751/16-37-06).
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем был пропущен срок на оспаривание отказов от 20.10.2016 судебная коллегия отклоняет.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С заявлением о признании недействительными решений от 20.10.2016 общество обратилось в арбитражный суд в электронном виде через систему подачи документов "Мой арбитр" 20.01.2017. Следовательно, обществом не был пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Кроме того, заявляя данный довод, департамент исчисляет срок с даты вынесения решений, не представляя суду доказательств, когда и каким способом обществу были направлены указанные решения.
Общество в обоснование соблюдения срока обращения в суд указывает на получение решений 26.10.2016.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2017 по делу N А32-2426/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2426/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2018 г. N Ф08-1036/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО АГРОКОМПЛЕКС "УСПЕНСКИЙ"
Ответчик: Департамент имущественно-земельных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Кубанское бассейновое водное управление
Третье лицо: КУбанское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов