г. Пермь |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А71-10362/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габовой Е.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации города Воткинска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 октября 2017 года
по делу N А71-10362/2017,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению Администрации города Воткинска
к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа - РИА"
(ОГРН 1021801061204, ИНН 1804007600)
о демонтаже рекламных конструкций,
установил:
Администрация муниципального образования "Город Воткинск" (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Альфа - РИА" обязанности демонтировать рекламные конструкции в количестве 33 штук.
Решением от 02.10.2017 в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано.
Истец с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в ст.19 и 23 Федерального закона "О рекламе" разрешения на установку рекламных конструкций, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут быть аннулированы только в случаях и по основаниям, которые действовали на момент выдачи разрешения. С 2015 года между ООО "Альфа - РИА" и Администрацией не существует договорных обязательств, арендная плата также не платиться.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Администрацией были выданы разрешения ответчику на возведение рекламных конструкции, а именно:
- светодиодного монитора, расположенного по адресу: Удмуртская республика, г. Воткинске, район административного здания по ул. Кирова, д.2 разрешение N 01-56 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, район жилого дома N 22 по ул. Дзержинского разрешение N 01-57 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская республика, г. Воткинск, район жилого дома N 31г по ул. Пролетарская разрешение N 01-56 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, район жилого дома N 31 по ул. Пролетарской разрешение N 01-55 от 30.06.2008;
- трехстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, район жилого дома N 7 по ул. Ст. Разина разрешение N 01-53 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного но адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, район жилого дома N 5 по ул. Пролетарская разрешение N 01-52 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, район ул. Гагарин разрешение N 01-50 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного но адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе плотины Воткинского пруда разрешение N 01-49 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе плотины Воткинского пруда разрешение N 01-48 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе плотины Воткинского пруда разрешение N 01-47 от 30.06.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе пересечения ул. Пугачева и ул. 1 Мая разрешение N 01-46 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика г. Воткинск, в районе улицы Чайковского разрешение N 01-45 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе жилого дома 83 по ул. 1 Мая, ул. Ст. Разина разрешение N 01-25 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе жилого дома 83 по ул. 1 Мая, ул. Ст. Разина разрешение N 01-44 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе улицы 1 Мая, д. 2,4 разрешение N 01-42 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская республика, г. Воткинск, в районе ул. Пролетарская, 15 разрешение N 01-41 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск. в районе ул. 1 Мая, 97 разрешение N 01-40 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. 1 Мая, 97 разрешение N 01-39 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе пресечения Светлянского и Ижевского трактов разрешение N 01-38 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. Дзержинского разрешение N 01-37 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе улицы Садовникова разрешение N 01-36 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. 1 Мая, 4 разрешение N 01-35 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. Зверева разрешение N 01-34 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе АЗС по улице Чайковского разрешение N 01-33 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе Чайковского тракта разрешение N 01-32 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе Ижевского тракта разрешение N 01-30 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе Ижевского тракта разрешение N 01-31 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе Ижевского тракта разрешение N 01-29 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе улицы Пригородная разрешение N 01-28 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. 1 Мая, 103 разрешение N 01-26 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. 1 Мая, 103 разрешение N 01-25 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. Королева, дом 3 разрешение N 01-24 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе ул. Пермяка разрешение N 01-23 от 30.05.2008;
- двухстороннего рекламного щита, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, в районе пересечения улицы 1 Мая. Улицы Спорта разрешение N 01-27 от30.05.2008.
15.03.2017 ответчику были выданы предписания о демонтаже данных рекламных конструкции.
Предписания ответчиком не исполнены, что явилось основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с иском о демонтаже рекламных конструкций.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ч. 21, 21.1, 21.2 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Закон о рекламе), при этом учел, что Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ (вступившим в законную силу с 08.05.2013) в статьи 19 Закона о рекламе внесены изменения; часть 22 данной нормы изложена в следующей редакции: "Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции".
Таким образом, как указал суд первой инстанции, начиная с 08.05.2013, статья 19 рассматриваемого закона в действующей редакции не предусматривает такого способа защиты права как принудительный демонтаж рекламной конструкции на основании судебного акта.
Обязанность по демонтажу рекламной конструкции в случае невыполнения предписания возложена на орган местного самоуправления.
Значимым суд первой инстанции признал то, что истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском 04.07.2017, то есть после вступления в законную силу изменений в Закон о рекламе, в связи с чем в данном случае подлежит применению действующая редакция данного закона.
В обжалуемом судебном акте указано на то, что, исходя из положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ), являющихся специальными по отношению к общим нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, выбранный истцом способ защиты не применим к спорным правоотношениям.
Следовательно, как заключил суд первой инстанции, поскольку на дату обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями возможность принудительного демонтажа рекламной конструкции на основании судебного акта настоящим законом не предусмотрена, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Обжалуемое решение содержит указание на то, что данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.02.2015 по делу N 306-ЭС14-8321, от 06.06.2016 по делу N 301-ЭС16-5326.
В судебном порядке реализуется право органа местного самоуправления на возмещение затрат на демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2014 N 308-КГ14-5854.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Значимым арбитражный суд апелляционной инстанции признает то, что иск заявлен о демонтаже рекламных конструкций, о возложении соответствующей обязанности на ООО "Альфа - РИА".
В соответствии с ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в ч. 21 названной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.
По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе).
Из ч. 21.1 и 21.2 ст. 19 данного закона следует, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции или собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнили указанную в ч. 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции, орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже в течение месяца рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Если в установленный срок собственник недвижимого имущества не выполнил указанную обязанность, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ (вступившим в законную силу с 08.05.2013) в ст. 19 Закона о рекламе внесены изменения; часть 22 данной нормы изложена в следующей редакции: "Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции".
Таким образом, начиная с 08.05.2013, ст. 19 рассматриваемого закона в действующей редакции не предусматривает такого способа защиты права, как принудительный демонтаж рекламной конструкции на основании судебного акта.
Обязанность по демонтажу рекламной конструкции в случае невыполнения предписания возложена на орган местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что Администрация обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском после вступления в законную силу изменений в Закон о рекламе, в связи с чем в данном случае подлежит применению действующая редакция данного закона.
Поскольку на дату обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями возможность принудительного демонтажа рекламной конструкции на основании судебного акта законом не предусмотрена, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Ссылка Администрации на отсутствие договорных отношений с ответчиком сама по себе не влияет на существующий порядок демонтажа рекламных конструкций, о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт решением о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, не является.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2017 по делу N А71-10362/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10362/2017
Истец: Администрация муниципального образования "Город Воткинск"
Ответчик: ООО "Альфа-РИА"