г. Томск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А27-16098/2017 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Нагишевой О. Б.
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (рег. N 07АП-9538/2017) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2017 по делу N А27-16098/2017 (судья Изотова И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Кемерово" (ОГРН 1024200684947, ИНН 4207059960, 650066, Кемеровская обл., город Кемерово, проспект Ленина, 74 А)
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (ОГРН 1124230000630, ИНН 4230004328, 652092, Кемеровская обл., поселок и(при) станция(и) Юрга 2-Я, район Юргинский, улица Им Р.И.Ахцигера, 11, 1)
о взыскании 239 415,94 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Кемерово" (истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (ответчик) о взыскании 239 415,94 руб. долга по договорам поставки газа от 15.11.2013 N 21-5-0160/1/14, от 27.10.2014 N 21-5-0160/1/15 за февраль, март, май, сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года, май, ноябрь 2015 года, за период с января по май, сентябрь 2016 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает несостоятельным вывод суда о том, что ответчик использует приобретенный газ в коммерческих целях, поскольку конечными потребителями тепловой энергии, произведенной ответчиком с использованием полученного от истца газа, являются абоненты, ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, детские учреждения, объекты жилищно-коммунального хозяйства. Указывает, что в д. Талой Юргинского района, существует только газовая котельная для обеспечения населения теплом и возможности использовать другой вид топлива не имеется. Считает, что расход газа за периоды, предъявляемые истцом, не превысил месячную норму, согласованную в договорах. Указывает, что объемы газа, переданные поставщиком в течение срока действия договоров, подтверждаются: актами поданного-принятого газа, счетами-фактурами, товарными накладными и актами сверки, которые были подписаны сторонами в установленные сроки, в соответствии с условиями договора и оплачены в полном объеме. Считает, что к спорным правоотношениям не подлежит применению правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016), поскольку перерасчет платы по договорам с применением повышающих коэффициентов за потребление газа сверх среднесуточных объемов взыскан за 2014 г., 2015 г.,2016 г.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв апелляционную жалобу, в котором просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ дело рассмотрено в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова и участия сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов электронного дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключены договоры поставки газа от 15.11.2013 N 21-5/0160/1/14, от 27.10.2014 N 21-5-0160/1/15, по условиям которых поставщик обязался поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.215 по 31.12.2015, соответственно, газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, добытый ОАО "Газпром" и (или) аффилированными лицами ОАО "Газпром", а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ (пункты 2.1. договоров).
Согласно пункту 2.7 договоров истец заключил договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа от 23.11.2012 N КФ1-12/615 с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (ГРО), по условиям которого ГРО осуществляет транспортировку газа по газораспределительным сетям до места его передачи ответчику.
Годовой объем поставки газа, договорный объем поставки газа на 2014 г., 2015 г. с разбивкой по месяцам, порядок определения суточного объема поставки газа согласованы в пункте 2.3 договоров.
Количество газа (объем м3), поставляемого в систему распределительных газопроводов, определяется по контрольно-измерительным приборам, установленным на АГРС г. Юрга Трансгаз по ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО10715:1997). За единицу объема принимается 1 куб. м. газа при стандартных условиях: температура 200С, давление 101,325 кПа (760 мм.рт.ст) (пункты 4.1. договоров).
Количество газа, потребляемого покупателем, определяется как разница показаний контрольно-измерительных приборов, установленных на АГРС г. Юрга Трансгаза, и показаний приборов учета газа, установленных по адресам покупателей газа, указанных в пункте 4.1 договоров.
Фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата, оформленной по форме ТОРГ-12 (пункт 5.5. договоров).
Расчеты за поставляемый газ производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (пункт 5.6. договоров).
Согласно пункту 8.1. договоров они считаются заключенными с даты подписания сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Истцом в соответствии с пунктами 2.1., 2.2. договоров в феврале, марте, мае, сентябре, октябре, ноябре 2014 года, в мае, ноябре 2015 года, в период с января по май и сентябре 2016 года был поставлен, а ответчиком принят газ, что подтверждается актами поданного-принятого газа, товарными накладными.
Ответчик в указанные периоды потребил газ сверх установленного договором объема без согласования с поставщиком.
Акты поданного-принятого газа подписаны ответчиком без замечаний и возражений.
Истец, ссылаясь на то, что им была ошибочно определена и отражена в счетах-фактурах и товарных накладных стоимость поставленного газа за спорный период без учета повышающих коэффициентов, а образовавшаяся задолженность ответчиком в добровольном порядке не погашена, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя и положений пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ, статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации в области газоснабжения помимо прочего утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению; определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (Правила N 162). Правила N 162 обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами (пункты 5, 30 Правил N 162).
Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа (пункт 12 Правил N 162).
По общему правилу поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику (пункт 13 Правил N 162).
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из статьи 544 ГК РФ следует, что абонент обязан оплатить фактически поставленный объем газа в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что годовой объем поставки газа, договорный объем поставки газа на 2014-2016 г.г. с разбивкой по месяцам, порядок определения суточного объема поставки газа согласованы в пункте 2.3 договоров с учетом дополнительного соглашения от 25.09.2015.
Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются месячным актом поданного-принятого газа, подписанным сторонами. В месячном акте поданного-принятого газа Стороны отражают ежесуточные сведения об объемах газопотребления в целом по договорам (пункт 4.6. договоров).
В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (Основные положения).
В соответствии с пунктом 3 Основных положений и пунктом 5.1 договоров цена на газ, указанный в пункте 2.1 договоров, формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые - услуги (ПССУ), а также регулируемых тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205 регулирование оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, поставляемый в рамках Единой системы газоснабжения на внутренний рынок всем потребителям (кроме населения и потребителей, указанных в пункте 15.1 Основных положений), осуществляется на основе формулы цены на газ.
Формула цены на газ определяется в соответствии с Положением об определении формулы цены газа, утвержденным Приказом ФСТ России от 09.07.2014 N 1142-э.
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной поставщик ежемесячно производит перерасчет оптовой цены на газ по формуле в соответствии с пунктом 5.2. договоров.
Правила поставки газа определяют отношения между поставщиками и покупателями газа и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Поэтому для применения к покупателю требований пункта 17 Правил поставки газа не требуется специальных указаний об этом в договоре. При установлении факта перерасхода покупателем газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки с применением коэффициента.
Пунктом 17 Правил N 162 установлено, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Таким образом, пунктом 17 Правил N 162 определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.
Фиксация данного правила в действующем законодательстве вызвана особенностью осуществления поставки газа потребителям Российской Федерации и функционирования Единой системы газоснабжения.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Исходя из положений пункта 14, абзаца второго пункта 17 Правил N 162 и понятия потребителя газа, данного в статье 2 Закона о газоснабжении, для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" определяющей является цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика.
Таким образом, для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований к применению поставщиком газа повышающего коэффициента необходимо установить цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика, наличие (отсутствие) потребителей, осуществляющих коммунально-бытовое потребление, и количество ресурса, потребленного данными субъектами в объеме газа, приобретаемого для иных (не коммунально-бытовых) нужд.
В круг лиц, к которым положения пункта 17 Правил N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), поставляемые, в том числе населению.
При этом в иных случаях Правила N 162 прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил N 162 допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Судом первой инстанции установлено, что спорный объем газа ответчик приобретал в целях выработки иных видов энергоресурсов (тепло, горячая вода), производит тепловую энергию для оказания услуг ЖКХ населению и организациям Тальского сельского поселения Юргинского муниципального района, тем самым продает тепло, используя газ в коммерческих целях
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик не относится к категории коммунально-бытовых потребителей, в связи с чем должен дополнительно оплатить объем отобранного сверх установленного договорами газа.
Указанное, как правильно указал суд первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики (2016) N 3 (вопрос N 2).
Согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Вытекающее из приведенного конституционного положения правомочие Верховного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что указанная правовая позиция Верховного Суда РФ не применима к спорным правоотношениям, поскольку перерасчет платы по договорам поставки газа произведен за прошедшие годы (2014-2016 гг.), подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что расход газа за периоды, предъявляемые истцом, не превысил месячную норму, согласованную в договорах, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции за недоказанностью.
Актами поданного-принятого газа, оформленными поставщиком в соответствии с пунктом 4.6. договоров, и подписанными сторонами без каких-либо замечаний, подтверждено, что ответчик потребил газ сверх установленного договорами суточного объема без предварительного согласования с поставщиком.
Таким образом, ответчик полностью признал факт суточного потребления сверх установленного договором газа.
При этом поставщиком определена и отражена в счетах-фактурах и товарных накладных стоимость поставленного газа за спорный период без учета повышающих коэффициентов. Ответчик оплатил полученный газ по цене без учета повышающего коэффициента за перерасход газа.
Поставщик в соответствии с действующим законодательством, с учетом указанных выше разъяснений Верховного Суда РФ, осуществил перерасчет платы за газ и внес соответствующие исправления в ранее выставленные счета-фактуры и товарные накладные за спорные периоды поставки.
Поскольку оснований для отнесения ответчика к коммунально-бытовым потребителям у суда первой инстанции не имелось, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик должен дополнительно оплатить объем отобранного им газа сверх установленного договорами, в связи с чем довод заявителя жалобы о незаконном применение поставщиком повышающих коэффициентов за потребление газа сверх среднесуточных объемов без предварительного согласования с поставщиком, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции за несостоятельностью.
Доказательств предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией отбора дополнительного объема газа в заявленные периоды ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обоснованных мотивированных возражений по существу принятого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, частью 3 статьи 229, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2017 по делу N А27-16098/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О. Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16098/2017
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Кемерово"
Ответчик: ООО "Теплоснаб"