г. Челябинск |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А07-10315/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Махровой Н.В. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" город Благовещенск на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 г. по делу N А07-10315/2015 (судья Кутлин Р.К.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Зиганшин И.Ш. (доверенность от 31.12.2016 N 119/1-80);
общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" город Благовещенск - Галяутдинов А.З. (доверенность от 17.10.2017 N 1495), Зайниев А.А. (доверенность от 01.12.2017 N17).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" (далее - ответчик, ООО УО "Жилкомсервис") о взыскании задолженности за потребленную горячую воду за период с января 2015 г. по март 2015 г. в размере 8 269 367 руб. 56 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 562 130 руб. 91 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - третьи лица, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, Госкомитет РБ по тарифам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2016 исковые требования удовлетворены частично, с ООО УО "Жилкомсервис" в пользу ООО "БашРТС" взыскан основной долг в размере 1 675 545 руб. 04 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 410 855 руб. 98 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 862 руб. 48 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований ООО "БашРТС" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2017 решение суда первой инстанции от 04.07.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Верховным Судом Российской Федерации 26.05.2017 вынесено определение N 309-ЭС17-5108, согласно которому ООО УО "Жилкомсервис" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
При новом рассмотрении дела ответчик исковые требования признал частично (т.8, л.д.1). ООО "БашРТС" поддержало исковые требования в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2017 (резолютивная часть объявлена 26.09.2017) исковые требования ООО "БашРТС" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО УО "Жилкомсервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика, на основании пунктов 26 и 27 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно производиться исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, независимо от оборудования соответствующего многоквартирного дома общедомовыми или внутриквартирными приборами учета.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен в рекомендациях Госкомитета РБ по тарифам (приложение к информационному письму от 22.11.2013 N 27/05) по исчислению платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного тарифа, в том числе относительно подлежащих применению величин объема тепловой энергии, необходимой на подогрев одного кубического метра воды с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами централизованного горячего водоснабжения, у суда первой инстанции отсутствовали основания руководствоваться при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом. Суд не дал должную правовую оценку позициям Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору и Госкомитета РБ по тарифам, которые также указали, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представил уточнение к апелляционной жалобе.
Согласно уточнениям к жалобе, ответчик считает, что в спорный период с января 2015 г. по март 2015 г. истцом ответчику излишне предъявлены к оплате следующие суммы: за январь 2015 г. - 526 929 руб. 50 коп., за февраль 2015 г. - 512 610 руб. 83 коп., за март 2015 г. - 452 323 руб. 54 коп.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма Госкомитета РБ по тарифам от 29.04.2015 N 04-490-2015.
Представитель ответчика возражений против приобщения дополнительного доказательства не заявил.
С учетом положений части 2 статьи 268 АПК РФ письмо Госкомитета РБ по тарифам от 29.04.2015 N 04-490-2015 приобщено к материалам дела.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.11.2013 между сторонами заключен договор горячего водоснабжения N 2200/ГВС (с протоколом разногласий), по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договором, а абонент обязался оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
В соответствии с пунктом 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
В силу пунктов 17, 18 договора для учета поданной абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержатся в приложении N 5.
В соответствии с пунктами 19, 20 договора коммерческий учет поданной горячей воды обеспечивает абонент. Объем горячей воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет сточных вод, исходя из объема потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 42 договора он вступает в силу с 01.11.2013, действует по 31.12.2013, а в части обязательств, не исполненных ко дню срока его действия - до полного их исполнения сторонами.
ООО "БашРТС" в период с августа 2014 г. по март 2015 г. поставляло на объекты общества УО "Жилкомсервис" (находящиеся в его управлении многоквартирные жилые дома с закрытой системой горячего водоснабжения) горячую воду, выставляло счета-фактуры на ее оплату.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом УО "Жилкомсервис" обязанности по оплате горячего водоснабжения, ООО "БашРТС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании долга и начисленных за пользование чужими денежными средствами процентов.
Объем поставленного ресурса определен ООО "БашРТС" на основании показаний приборов учета ТСК-7, установленных в многоквартирных домах, стоимость - с использованием двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлениями Госкомитета РБ по тарифам от 25.12.2013 N 866 и от 18.12.2014 N 912: компонент на холодную воду - 11,19 руб./куб.м (без НДС), компонент на тепловую энергию - 1315,53 руб./Гкал (без НДС).
Не оспаривая сам факт оказания ООО "БашРТС" услуги по горячему водоснабжению многоквартирных домов, правомерность осуществления расчетов за нее с применением указанного двухкомпонентного тарифа, не опровергая расчет объема и стоимости холодной воды, использованной в целях оказания данной услуги, ООО УО "Жилкомсервис" при этом исковые требования не признало, возражало относительно определенного ООО "БашРТС" объема тепловой энергии, используемой в целях горячего водоснабжения.
Разногласия между сторонами возникли по поводу того, какой из параметров, фиксируемых приборами учета, подлежит применению в расчетах при определении объема тепловой энергии, подлежащей оплате ответчиком.
ООО УО "Жилкомсервис" полагает, что в спорный период: январь 2015 г. - март 2015 г. количество тепловой энергии, затраченной на подогрев горячей воды подлежит определению расчетным способом, исходя из норматива.
ООО "БашРТС" считает, что количество тепловой энергии, затраченной на подогрев горячей воды, подлежит определению по показаниям общедомовых приборов учета.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал обоснованной позицию ООО "БашРТС", указав, что расчеты за горячее водоснабжение между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг должны производиться по фактическому потреблению коммунального ресурса, определенному исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Кроме того, поскольку в рассматриваемом случае имело место несвоевременное исполнение ответчиком денежного обязательства по оплате за услуги горячего водоснабжения, истцом правомерно заявлены к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием
закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно части 9 статьи 32 которого (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункты 88 - 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения").
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО УО "Жилкомсервис" является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к правоотношениям сторон подлежат применению Правила N 354, регламентирующие порядок расчета за потребленный коммунальный ресурс.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Формулы для определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, и платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае установления двухкомпонентных тарифов приведены в приложении N 2 к Правилам N 354 (формулы 23 и 24 соответственно).
В соответствии с формулой 23 приложения N 2:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил; ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:
,
где:
- объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением; при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением; ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение); - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Стоимость компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, согласно указанным формулам определяется путем умножения объема такой тепловой энергии на соответствующий компонент утвержденного регулирующим органом тарифа.
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в свою очередь, должен определяться расчетным способом путем умножения объема потребленной за расчетный период горячей воды (по показаниям индивидуального, общего (квартирного) прибора учета или в случае расчета платы за услугу на общедомовые нужды - по формулам 12 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354) на норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, одним из компонентов, необходимых для определения платы за услугу горячего водоснабжения, является норматив расхода тепловой энергии.
Пунктом 24 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - правила N306), установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м). Составляющие названной формулы помимо физических свойств коммунального ресурса, поступающего потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, также учитывают и тепловые потери трубопроводов систем горячего водоснабжения, в том числе стояков и полотенцесушителей.
Как следует из материалов дела, в том числе из содержания акта проверки
Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору N ЦО-16-220-324 (т.2, л.д. 99) и пояснений сторон, Госкомитетом РБ по тарифам даны рекомендации (приложение к информационному письму от 22.11.2013 N 27/05) относительно исчисления платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного тарифа, в том числе относительно подлежащих применению величин объема тепловой энергии, необходимой на подогрев одного метра кубического воды с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами централизованного горячего водоснабжения.
Ссылки на указанные рекомендации Госкомитета РБ по тарифам содержатся и в представленных ООО "БашРТС" пояснениях к расчету исковых требований (т.1, л.д. 77), из которых следует, что расчет платы за горячее водоснабжение производился ООО "БашРТС" по формуле, аналогичной формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129), приведенной в названных рекомендациях.
Согласно данным пояснениям ООО "БашРТС" использованное в расчете количество тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, определено расчетным способом на основании показаний общедомовых приборов учета (Q0). Истец указывает, что тепловая энергия в составе горячей воды, зафиксированная приборами учета в показателе Q0, включает в себя не только энергию, затраченную на подогрев слитых потребителями кубометров горячей воды (расчет которой и применяет ответчик), но и энергию, затраченную на поддержание циркуляции в общедомовой системе.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что исковые требования о взыскании задолженности за горячее водоснабжение предъявлены в связи с фактическим оказанием данной услуги как в отношении жилых, так и в отношении нежилых помещений в многоквартирных домах.
При определении объема и стоимости ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг подлежат применению как Правила N 354, так и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществлять на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.
При этом согласно подпункту "г" пункта 21 Правил N 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
Как было указано выше, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом или нежилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом применение расчетного способа в отношении конкретного потребителя в многоквартирном доме не исключает проведение между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг расчетов на основании показаний допущенного в эксплуатацию, опломбированного и соответствующего техническим требованиям общедомового прибора учета, учитывающего весь объем поступившего ресурса, в том числе с учетом расходов на использование общего имущества в многоквартирном доме, а также потерь во внутридомовых сетях.
Иной подход лишает смысла установку общедомового прибора учета и противоречит целям и задачам законодательства об энергосбережении.
Применение расчетного способа определения объема коммунальной услуги в отношении конкретного потребителя при наличии общедомового прибора учета влияет на исчисление объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункты 45 и 46 Правил N 354), и на распределение разницы, образовавшейся между суммой определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил N 354 объемов соответствующей услуги, предоставленной за расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и объемом, зафиксированным общедомовым прибором учета в этом расчетном периоде, в порядке, предусмотренном пунктами 44, 47 Правил N 354.
Пункт 42 и, соответственно, формула 23 определяют размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в одном жилом или нежилом помещении.
Указанная формула регулирует отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг.
Между тем, рассматриваемый спор сводится к порядку расчета между исполнителем коммунальных услуг (ООО УО "Жилкомсервис") и ресурсоснабжающей организацией (ООО "БашРТС").
Расчет стоимости поставленного ресурса (горячей воды) на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, может быть осуществлен только в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета с тепловычислителем, позволяющим определить количество затраченной тепловой энергии для предоставления ГВС.
Следует отметить правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522, согласно которой размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Непринятие показаний приборов учета означает возникновение на стороне ресурсоснабжающей организации соответствующих убытков, возникших в результате неполной оплаты поставленного им и потребленного ответчиком ресурса.
Кроме того, как указано в пункте 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) и разъяснениях Министерства строительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45097-A4/04 "...объем коммунальной услуги (ресурса) в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.06.2015 N 8-КГПР 15-2, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что общедомовой прибор учета не может зафиксировать количество тепловой энергии, пошедшей на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и истец в своих расчетах обязан применять норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, является ошибочным и подлежит отклонению.
Расчет объема и стоимости потребленной горячей воды, произведенный истцом является достоверным и соответствующим требованиям законодательства, в связи с чем исковые требования ООО "БашРТС" в части взыскания задолженности за период январь-март 2015 г. обоснованно удовлетворены в полном объеме.
Контррасчет подателя апелляционной жалобы не предполагает определение объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению указанным расчетным способом, не учитывает необходимость применения величин, являющихся составляющими формул, приведенных в Правилах N 354, в том числе норматива расхода тепловой энергии.
Использованная обществом УО "Жилкомсервис" величина Qr, определенная по формуле Mr x (h2 - hx), являющейся частью алгоритма расчета
тепловой энергии, затраченной в системе горячего водоснабжения (М1 х (h1 - h2) + Mr x (h2 - hx) / 1000 = Q0), на основании которого функционирует общедомовой прибор учета, в принципе не соответствует приведенным в приложении N 2 к Правилам N 354 формулам.
Довод ответчика о том, что объем поданного ресурса надлежит определять исходя из норматива тепловой энергии необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, осуществляя при этом расчет норматива самостоятельно, в соответствии с пунктом 24.1 Правил N 306, а также Информационного письма Госкомитета РБ по тарифам от 22.11.2013 N 27/5, подлежит отклонению.
Так, в спорный период январь 2015 г. - март 2015 г., норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Республике Башкортостан отсутствовал, что подтверждается письмом Госкомитета РБ по тарифам от 29.04.2015 N 04-490-2015.
Нормативы потребления подлежат утверждению в соответствии с ЖК РФ, Правилами N 306, Положением о Госкомитете РБ по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 N 404 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам" (далее - Постановление N 404).
Таким образом, полномочиями по утверждению нормативов потребления на территории Республики Башкортостан обладает только Госкомитет РБ по тарифам.
При этом, полномочия по утверждению норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению закреплены за Госкомитетом РБ по тарифам только с 07.10.2015 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.10.2015 N 437 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 N 404 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам".
Так, в пункт 4.2 Постановления N 404 внесены изменения, абзац второй дополнен текстом следующего содержания: "норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".
Судом установлено, что норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб.м. горячей воды утвержден Госкомитетом РБ по тарифам 29.09.2016 в постановлении N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом", которые подлежат применению с 01.07.2017.
Таким образом, оснований для самостоятельного расчета норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды у ответчика не имеется.
Довод ответчика о том, что норматив тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды установлен в рекомендациях Госкомитета РБ по тарифам (Приложение к информационному письму от 22.11.2013 N 27/5) судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанное информационное письмо имеет рекомендательный характер.
Кроме того, информационное письмо содержит только формулу расчета удельной величины тепловой энергии, соответствующий норматив в письме не приведен.
С учетом вышеизложенного, при отсутствии утвержденного в установленном порядке норматива, истец руководствуясь частью 1 статьи 157 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 21 Постановления N 124 правомерно определил поданный объем ресурса в соответствии с показаниями приборов учета.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ в размере 562 130 руб. 91 коп. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых за период просрочки оплаты с 22.10.2014 по 27.04.2015 согласно представленному расчету процентов.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Поскольку в рассматриваемом случае имело место несвоевременное исполнение ответчиком денежного обязательства по оплате за услуги горячего водоснабжения, истцом обоснованно заявлены к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
На основании изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 г. по делу N А07-10315/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" город Благовещенск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10315/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф09-11072/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "БашРТС"
Ответчик: ООО УО "Жилкомсервис", ООО Управляющая организация "Жилкомсервис" город Благовещенск
Третье лицо: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11072/16
18.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14382/17
29.09.2017 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10315/15
17.02.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11072/16
28.09.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10721/16
04.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10315/15