г. Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А40-118761/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Московская кольцевая железная дорога" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года по делу N А40- 118761/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей О.С. Гедрайтис, по иску Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974) к АО "Московская кольцевая железная дорога" (ОГРН 1117746497549) о взыскании компенсационной стоимости в размере 250 000 руб. 00 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования охраны окружающей среды города Москвы обратился в суд с иском к Акционерному обществу "Московская кольцевая железная дорога" о взыскании компенсационной стоимости за уничтоженные зеленые насаждения при осуществлении строительства и реконструкции объекта капитального строительства в размере 250 000 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 15 сентября 2017 года Арбитражного суда г.Москвы исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, поскольку имеется предписание на санитарную вырубку, а потому вырубка согласована и в действиях ответчика не имеется намерений к самостоятельному уничтожению зеленых насаждений.
Представитель истца отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 28 июня 2016 г. Мосгосстройнадзором оформлено и выдано на руки ОАО "МКЖД" разрешения на строительство объекта капитального строительства N 77-165000-012896-2016.
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 03.06.2016 N 2215-16/МГЭ/6874-1/1, при выполнении капитального строительства: транспортно-пересадочного узла ОАО "МКЖД" на Малом кольце Московской железной дороги: Этап N 3. Объект строительства в составе транспортно-пересадочного узла "Варшавское шоссе" по адресу: на территории, ограниченной Варшавским шоссе, Нагорным проездом, Павелецким направлением МЖД, район Нагорный, ЮАО г.Москвы было вырублено 178 деревьев,362 кустарника.
Истец указал, что ответчику надлежало оплатить стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения в размере 250 000 рублей до 10 июля 2016 г.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Юридические лица обязаны не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
Исходя из ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории г. Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы".
В соответствии с пунктом 8.1.3 уничтожение и пересадка зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы.
Согласно п. 8.1.7 размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве".
Поскольку пунктом 1.5 предусмотрено, что компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства составляет 250 000 рублей.
В случае вырубки деревьев и кустарников на основании разрешения на строительство лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано в течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство уведомить орган исполнительной власти города Москвы, выдавший разрешение на строительство, о произведенном в бюджет города Москвы платеже за вырубку деревьев и кустарников на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Арбитражный суд установил, что ответчик в добровольном порядке компенсация вреда не произведена, а потому требование Департамента является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции, что приведет к восстановлению нарушенного права истца на получение компенсации.
Довод жалобы о том, что имеется предписание на санитарную вырубку, а потому вырубка согласована и в действиях ответчика не имеется намерений к самостоятельному уничтожению зеленых насаждений, отклоняется апелляционным судом ввиду его необоснованности и ошибочности в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (статья 61 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьями 77, 78 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Во всех случаях уничтожение и повреждение городских зеленых насаждений разрешается производить по согласованию со специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений, после возмещения компенсационной стоимости в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Оплата за уничтожаемые и повреждаемые зеленые насаждения производится лицом, получающим специальное разрешение, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным Правительством Москвы методикам расчетов, исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Пунктами 1.8, 1.9 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в г. Москве", установлено, что в случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано внести платежи за вырубку зеленых насаждений в размере, указанном в Методике, если иное не установлено настоящим Порядком. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении работ за счет средств бюджета города Москвы компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожение зеленых насаждений не выплачиваются.
При этом мероприятия по компенсационному озеленению формируются с учетом данных об уничтоженных зеленых насаждениях.
В силу п. 1.3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в г. Москве", форма компенсационного озеленения определяется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений - Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, за исключением случаев уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства компенсационное озеленение осуществляется только в денежной форме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выполняя работы по вырубке зеленых насаждений на объекте строительства без порубочного билета, оформленного в установленном порядке, а также без оплаты компенсационной стоимости за уничтожаемые зеленые насаждения, в связи с чем на основании ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 10 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" обязано возместить причиненный окружающей среде вред.
Указание заявителя на государственный контракт и прилагаемое к нему техническое задание, в соответствии с которыми утверждены границы, не является основанием для освобождения от ответственности за причиненный вред.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и ответчиком, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что истцом представлены доказательства виновных действий ответчиков в причинении убытков и наличие между убытками и виновными действиями ответчиков причинно-следственной связи.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истцом доказан факт причинения ответчиками вреда окружающей среде, доказаны противоправность действий (бездействия) ответчиков, направленных на причинение вреда окружающей среде, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции всестороннее и полно исследованы материалы дела, правильно установлены все фактические обстоятельства по делу и применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2017 года по делу N А40-118761/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев только по основаниям, указанным в ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118761/2017
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"