город Омск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А46-7529/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бака М.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14580/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2017 по делу N А46-7529/2017 (судья Чернышёв В.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт", ИНН 5505043990, ОГРН 1075505000780 (далее - ООО "Черлакский тракт", Общество, заявитель)
к Департаменту,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры города Омска (далее - прокуратура, третье лицо),
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, выраженного в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299, об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента - Семёнова Е.Г. по доверенности N Исх-ДИО/8932 от 09.06.2017 сроком действия 1 год (удостоверение);
от ООО "Черлакский тракт" - Стригов Я.А. по доверенности от 28.03.2017 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Прокуратуры г. Омска - Марченко Т.В. (удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Прокуратуре города Омска о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:1700109:2170, выраженного в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299. Кроме того, Общество просило обязать Департамент в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу направить ООО "Черлакский тракт" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:1700109:2170.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2017 Прокуратура г. Омска исключена из числа заинтересованных лиц по делу и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.09.2017 требования Общества удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок учтён в государственном кадастре недвижимости, поэтому подача в уполномоченный орган заявления о его предоставлении является заключительным этапом волеизъявления заявителя в реализации исключительного права на приобретение участка под объектами недвижимого имущества, расположенными на нём, и на то, что материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается факт расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке.
По мнению суда первой инстанции, заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N 1 для целей подтверждения права на получение земельного участка в собственность, что исключает возможность отказа в предоставлении испрашиваемого участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
При этом податель апелляционной жалобы ссылается на то, что обязанность по обоснованию площади испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации построенных на таком участке объектов капитального строительства, возлагается на правообладателя соответствующих объектов, и на то, что само по себе предоставление схемы не может свидетельствовать о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок необходим для эксплуатации находящегося на нем недвижимого имущества.
Департамент настаивает на том, что само по себе формирование и постановка земельных участков на кадастровый учет для предоставления их в аренду для цели строительства не является основанием для предоставления таких участков в собственность заявителя в испрашиваемых размерах, и на том, что указание на необходимость предоставления обоснования площади испрашиваемого земельного участка не лишает заявителя возможности реализовать принадлежащее ему исключительное право приобретения участка в собственность.
Заинтересованное лицо также отмечает, что принятие Департаментом оспариваемого решения об отказе в предоставлении ООО "Черлакский тракт" участка площадью 11 420 кв.м. обусловлено, в том числе, актами прокурорского реагирования о необоснованном предоставлении земельных участков, площадь которых значительно превышает площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов, и определена без учета фактического землепользования, и что на момент вынесения Департаментом оспариваемого решения обоснование испрашиваемой Обществом площади земельного участка отсутствовало.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, настаивал на законности оспариваемого Обществом решения, изложенного в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299.
ООО "Черлакский тракт" и Прокуратура г. Омска в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В устном выступлении в судебном заседании представители Общества и прокуратуры поддержали доводы, изложенные в письменных отзывах на апелляционную жалобу, настаивали на законности решения суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Черлакский тракт" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, площадью 11 420 кв.м, на основании договора аренды земельного участка N Д-Л-31-10857 от 08.12.2014, зарегистрированного 31.03.2015, со сроком аренды на 3 года (т.1 л.д.17-20).
Указанный земельный участок образован в соответствии с распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 09.06.2009 N 506-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, гостиницы по Черлакскому тракту в Ленинском административном округе города Омска", которым утверждён акт выбора земельного участка для строительства торгового комплекса, гостиницы, и согласовано место размещения названных объектов (т.1 л.д.80).
После образования участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 Администрацией города Омска вынесено постановление от 25.11.2014 N 1635-п "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Черлакский тракт" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 в Ленинском административном округе города Омска", согласно которому указанный участок площадью 11 420 кв.м предоставлен заявителю в аренду на три года для строительства торгового комплекса и гостиницы (т.1 л.д.81).
На основании указанного постановления между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ООО "Черлакский тракт" заключён указанный выше договор аренды земельного участка N Д-Л-31-10857 от 08.12.2014 для строительства торгового комплекса и гостиницы.
В течение срока действия договора аренды земельного участка N Д-Л-31-10857 от 08.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2170 освоен Обществом в полном объеме, на указанном участке построено 4 здания торгового комплекса: 3 здания блока торгового комплекса (кадастровые номера 55:36:170109:2400, 55:36:170109:2352, 55:36:170109:2353) и здание кафе торгового комплекса (кадастровый номер 55:36:170109:2352).
04.04.2016 ООО "Черлакский тракт" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 для эксплуатации расположенных на нём зданий.
В ходе рассмотрения заявления у Общества затребованы пояснения относительно наименования и назначения зданий, расположенных на земельном участке.
Соответствующая пояснительная записка N 1 от 05.04.2016 предоставлена Обществом в Департамент 06.04.2016.
04.05.2016 заявителю направлено письмо N Исх-ДИО/6197, в котором разъяснено, что Департаментом подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, и что такой проект проходит обязательное согласование (т.1 л.д.82).
Письмом Департамента от 19.05.2016 N Исх-ДИО/7006 в удовлетворении заявления ООО "Черлакский тракт" о предоставлении участка отказано. В качестве причины отказа указано несоответствие целей предоставления участка его виду разрешённого использования, поскольку на земельном участке отсутствовало здание гостиницы (т.1 л.д.51).
При этом письмом от 01.08.2016 N Исх-ДИО/11012 Департамент разъяснил, что после устранения указанных выше причин, послуживших основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества, при повторном обращении вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен вновь (т.1 л.д.53).
В целях устранения причин, послуживших основанием для отказа в соответствии с письмом Департамента от 19.05.2016 N Исх-ДИО/7006, ООО "Черлакский тракт" нa основании разрешения на строительство N 55-55301000-292-2016 от 05.08.2016 произвело реконструкцию здания кафе в гостиницу и получило разрешение на ввод в эксплуатацию N 55-RU55301000-292-2016 от 19.09.2016 реконструированного здания, а также зарегистрировало право собственности на соответствующее здание (т.1 л.д.54-57, 58-62, 63).
Устранив отмеченное в письме Департамента от 19.05.2016 N Исх-ДИО/7006 обстоятельство, послужившее основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, Общество 28.11.2016 повторно обратилось с заявлением N 26418/000 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 без проведения торгов для эксплуатации принадлежащих ему зданий в аренду.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.08.2015 N 55-55/001-55/101/009/2015-6225/1 ООО "Черлакский тракт" принадлежит на праве собственности торговый комплекс площадью 246, 5 кв.м на территории ООО "Черлакский тракт" по Черлакскому тракту в Ленинском АО г. Омска (II этап строительства), кадастровый номер 55:36:170109:2353; адрес: г. Омск, Черлакский тракт, д. 3/6 (т.1 л.д.64).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2015 N 55-55/001-55/101/009/2015-6228/1 Обществу принадлежит на праве собственности торговый комплекс площадью 682, 1 кв.м на территории ООО "Черлакский тракт" по Черлакскому тракту в Ленинском АО г. Омска (II этап строительства), кадастровый номер 55:36:170109:2352; адрес: г. Омск, Черлакский тракт, д. 3/7 (т.1 л.д.65).
Свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2016 N 55-55/001-55/101/001/2016-2169/1 подтверждается, что Обществу принадлежит на праве собственности торговый комплекс площадью 525, 5 кв.м, кадастровый номер 55:36:170109:2400; адрес: г. Омск, Черлакский тракт, д. 3/10 (т.1 л.д.66).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.11.2016 следует, что заявитель является собственником гостиницы, площадью 245, 1 кв.м по адресу: город Омск, Черлакский тракт, д. 3/8 (т.1 л.д.63).
17.01.2017 представителю ООО "Черлакский тракт" направлено письмо о необходимости представления обоснования площади земельного участка.
08.02.2017 заявителем в Департамент представлена пояснительная записка N 6 от 07.02.2017 с обоснованием испрашиваемой площади земельного участка (т.1 л.д.83-84).
Письмом Департамента от 20.02.2017 N Исх-ДИО/2286 Обществу отказано в предоставлении участка по следующему основанию: представленное обоснование использования площади земельного участка не позволяет принять положительное решение о предоставлении земельного участка в аренду (т.1 л.д.91).
ООО "Черлакский тракт" обратилось в Прокуратуру г. Омска с жалобами на действия Департамента и Администрации г. Омска, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 по заявлению Общества.
Согласно ответу Администрации города Омска от 27.03.2017 N ОГ-АП11-2251, муниципальным служащим указано на недопустимость нарушения порядка и сроков рассмотрения заявления. Вместе с тем, по вопросу законности отказа Департамента в удовлетворении заявления ООО "Черлакский тракт" Администрация города Омска не усмотрела нарушений закона (т.1 л.д.92-93).
04.04.2017 заявитель вновь обратился в прокуратуру с жалобой на действия Департамента.
В соответствии с письмом Прокуратуры г. Омска от 25.04.2017 N 185ж-2017/7257 по результатам проведения проверки по жалобе ООО "Черлакский тракт" выявлены грубые нарушения земельного законодательства в деятельности Департамента, в связи с чем, 19.04.2017 Мэру г. Омска Прокурором г. Омска внесено представление об устранении нарушений.
03.04.2017 ООО "Черлакский тракт" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, площадью 11 420 кв.м., в собственность (регистрационный номер 7012/СОО) на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.96).
Письмом от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299 Департамент отказал в удовлетворении указанного выше заявления ООО "Черлакский тракт" со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на то, что площадь испрашиваемого земельного участка не может быть признана обоснованной исключительно на основании того факта, что ранее земельный участок был сформирован и предоставлен для целей строительства (т.1 л.д.98-99).
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 в собственность ООО "Черлакский тракт" является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
26.09.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается отказ заинтересованного лица в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, площадью 11 420 кв.м., в собственность ООО "Черлакский тракт", владеющего на праве собственности объектами капитального строительства (нежилые здания), расположенными на таком участке.
При этом в обоснование отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка Департаментом в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299 указана ссылка на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на то, что площадь испрашиваемого земельного участка не может быть признана обоснованной исключительно на основании того факта, что ранее земельный участок был сформирован и предоставлен для целей строительства.
Как следует из системного толкования положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных актов и решений органов власти суд должен исходить из тех обстоятельств и фактов, которые явились основанием для принятия оспариваемого акта или решения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка, доводы Общества по существу заявленного требования о признании незаконными действий, выразившихся в таком отказе, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные Департаментом в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299 обстоятельства не являются законными и достаточными основаниями для отказа в предоставлении ООО "Черлакский тракт" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, ввиду следующего.
Так, статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 39.17 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов осуществляется, в том числе, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а именно: предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Так, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное право является исключительным, поскольку никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Факт принадлежности находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:170109:2170 объектов капитального строительства (торгового комплекса площадью 246,5 кв.м, торгового комплекса площадью 682,1 кв.м, торгового комплекса площадью 525,5 кв.м, гостиницы площадью 245,1 кв.м), именно ООО "Черлакский тракт" подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП (т.1 л.д.63-66) и заинтересованным лицом по существу не оспаривается.
Как следствие, суд апелляционной инстанции исходит из того, что именно Общество имеет исключительное право на приватизацию указанного выше земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с принципом единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства.
В то же время ссылка Департамента в оспариваемом решении, изложенном в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299, на наличие в данном случае основания для отказа в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть на то, что в данном случае с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, обоснованно отклонена судом первой инстанции, как противоречащая материалам дела и приведенным выше нормам действующего законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод Департамента о том, что представленное Обществом обоснование площади испрашиваемого земельного участка не может быть признано мотивированным, что является препятствием для предоставления такого участка в собственность ООО "Черлакский тракт", по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом испрашивается в собственность земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2170, площадью 11 420 кв.м.
При этом в ранее представленной Обществом в адрес Департамента пояснительной записке от 07.02.2017 заявителем разъяснено, что указанная выше площадь участка, испрашиваемого для эксплуатации зданий, находящихся на таком участке, определена с учетом того, что именно такая площадь участка предоставлена Обществу для строительства соответствующих зданий, с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2170 (площадью 11 420 кв.м.) является неделимым, а также с учетом того, что дорожная и коммунальная инфраструктура, необходимая для эксплуатации зданий, находящихся на испрашиваемом участке, размещена Обществом и расположена на всей территории испрашиваемой площади участка (т.1 л.д.83-84).
Указанные доводы подтверждаются имеющейся в деле разрешительной документацией на строительство объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:170109:2170, документами по формированию названного земельного участка, а также кадастровыми документами и документами о праве собственности ООО "Черлакский тракт" на объекты капитального строительства, расположенные на указанном участке.
В то же время доказательства, опровергающие приведенные выше доводы заявителя, в материалах дела отсутствуют и заинтересованным лицом не представлены.
При этом ссылки подателя апелляционной жалобы на акты прокурорского реагирования о необоснованном предоставлении земельных участков, площадь которых значительно превышает площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенные на нем объектов, и определена без учета фактического землепользования, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в представлении Прокурора г. Омска от 19.04.2017, адресованном Мэру г. Омска, напротив, указано на нарушение Департаментом положений земельного законодательства и законных интересов ООО "Черлакский тракт" в связи с отказом в предоставлении земельного участка по заявлениям последнего.
Более того, обоснованность заявления ООО "Черлакский тракт" в части определения площади испрашиваемого для предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170 подтверждается заключением комиссии экспертов от 04.08.2017 N 1643/3-3, N 1648/3-3, составленным по результатам проведенной на основании определения суда первой инстанции судебной экспертизы, в соответствии с которым площадь земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Черлакский тракт", исходя из проектной площади застройки составляет 12 005 кв.м, исходя из фактической площади застройки на дату экспертного осмотра - 12 067, 2 кв.м, исходя из назначения объекта - 16 308, 75 кв.м.
Таким образом, учитывая изложенное, а также то, что иных правовых оснований (кроме рассмотренных выше), препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Черлакский тракт", заинтересованным лицом в оспариваемом решении, изложенном в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299, не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что законные основания для отказа в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2170, площадью 11 420 кв.м., у Департамента отсутствовали.
Решение Департамента, изложенное в письме от 28.04.2017 N ИСХ-ДИО/6299, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для реализации заявителем принадлежащего ему права на соответствующий земельный участок, находящийся под объектами капитального строительства, принадлежащими ООО "Черлакский тракт" на праве собственности, в связи с чем, правильно признано судом первой инстанции незаконным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, учитывая предложенный Обществом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Омской области, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Департамент обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Черлакский тракт" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:1700109:2170.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявлявшиеся заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и надлежащим образом оцененные в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2017 по делу N А46-7529/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7529/2017
Истец: ООО "ЧЕРЛАКСКИЙ ТРАКТ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Прокуратура города Омска
Третье лицо: Прокуратура города Омска, Федеральное бюджетное учреждение Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации