19 декабря 2017 г. |
А43-23630/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-клуб "Пушкинский" (603022 г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31А; ОГРН 1025203734654, ИНН 5262002011)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2017
по делу N А43-23630/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-клуб "Пушкинский" о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 03.07.2017 N 326-05-02-17580/17,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фитнес-клуб "Пушкинский" (далее - ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме 03.07.2017 N 326-05-02-17580/17 решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) об отказе во включении помещений:
* нежилое помещение общей площадью 1040,4 кв.м., этаж: Подвал N 1, этаж N 1, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П1, кадастровый номер: 52:18:0070037:601;
* нежилое помещение общей площадью 553,8 кв.м., этаж N 4, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П3, кадастровый номер: 52:18:0070037:604;
* нежилое помещение общей площадью 283,4 кв.м., этаж N 3, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П4, кадастровый номер: 52:18:0070037:605;
* нежилое помещение общей площадью 2407,9 кв.м., этаж N 4, этаж N1, этаж N2, этаж N3, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П5, кадастровый номер: 52:18:0070037:602;
- нежилое помещение общей площадью 4500,3 кв.м., этаж: подвал N 1, этаж N1, этаж N2, этаж N3, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П6, кадастровый номер: 52:18:0070037:2212;
- нежилое помещение общей площадью 613,70 кв.м., этаж: этаж N 2, подвал N 1, этаж N 1, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П7, кадастровый номер: 52:18:0070037:2213
в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15, на 2016 год.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что не включение Министерством поименованных помещений в определенный приказом от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15 на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит положениям статей 3, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский" как собственника и плательщика налога на имущество организаций, имеющего право определить свою реальную обязанность по уплате налога путем использования в качестве налоговой базы кадастровой стоимости помещений.
Общество ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство опровергает позицию Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский" является собственником здания спортивно-оздоровительного комплекса "Пушкинский" с пристроенной котельной и трансформаторной подстанцией, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31А, общая площадь 9804,4 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070037:161.
В указанном здании выделены следующие помещения:
- нежилое помещение общей площадью 1040,4кв.м., этаж: Подвал N 1, этаж N 1, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П1, кадастровый номер 52:18:0070037:601 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016);
- нежилое помещение общей площадью 553,8кв.м., этаж N 4, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П3, кадастровый номер 52:18:0070037:604 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016);
- нежилое помещение общей площадью 283,4кв.м., этаж N 3, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П4, кадастровый номер 52:18:0070037:605 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.04.2008);
- нежилое помещение общей площадью 2407,9кв.м., этаж N 4, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район ул.Тимирязева, д.31А, пом.П5, кадастровый номер 52:18:0070037:602 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016);
- нежилое помещение общей площадью 4500,3кв.м., этаж: подвал N 1, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П6, кадастровый номер: 52:18:0070037:2212 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016);
- нежилое помещение общей площадью 613,70кв.м., этаж: этаж N 2, подвал N 1, этаж N 1, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Советский район, ул.Тимирязева, д.31А, пом.П7, кадастровый номер: 52:18:0070037:2213 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016).
Сведения о кадастровой стоимости указанных помещений внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми паспортами.
Согласно приказу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 N 326-13-303/16 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" вышеуказанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Полагая, что обозначенные помещения подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенный приказом Министерства от 22.06.2015 N 311-05-11111/15, ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский" обратилось в Министерство с заявлением от 07.06.2017 N 45 о включении указанных объектов в названный Перечень.
Письмом от 03.07.2017 N 326-05-02-17580/17 Министерство уведомило Общество об оставлении его заявления без исполнения, обосновав свое решение пунктом 13 постановления Правительств Нижегородской области от 02.10.2015 N 635, одновременно указав, что вопрос о включении обозначенных объектов недвижимости в Перечень на 2016 год не может быть рассмотрен в 2017 году.
Оценив изложенное в письме от 03.07.2017 N 326-05-02-17580/17 решение Министерства как отказ во включении обозначенных помещений в Перечень, считая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения Министерства.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Кодекса.
Во исполнение Налогового кодекса Российской Федерации Законом Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций" определены налоговая ставка, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по налогу, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок N 635).
Согласно пункту 4 Порядка N 635 уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются сведения Государственного кадастра недвижимости и сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются документы технического учета (инвентаризации); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 Порядка N 635).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 635 на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования уполномоченный орган формирует Перечень.
В силу пункта 7 Порядка N 635 перечень определяется уполномоченным органом на соответствующий налоговый период и не позднее 1 числа очередного налогового периода направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.
В пунктах 8, 9 Порядка N 635 установлено, что перечень подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Нижегородской области и официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду.
В случае несогласия со включением или не включением соответствующего объекта недвижимого имущества в Перечень или изменения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения заинтересованные лица вправе после опубликования Перечня в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обратиться в уполномоченный орган с заявлением об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 13 Порядка N 635 выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом на очередной налоговый период.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 635 мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества проводятся по обращениям заинтересованных лиц не более одного раза за период с 1 января по 31 декабря каждого календарного года в случае несогласия с включением или не включением соответствующего объекта недвижимого имущества в Перечень.
Согласно части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу части 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
Из материалов дела следует, что во исполнение вышеприведенных правоположений 22.06.2015 Министерство издало приказ N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", в который указанные объекты (помещения) включены не были.
Частью 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, законодатель не предусмотрел внесение изменений в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части возможности включения нового объекта налогообложения, после истечения налогового периода, на который данный Перечень был утвержден.
Из изложенного следует, что Министерство не располагало правовыми основаниями для удовлетворения заявления Общества (подано по истечении налогового периода, на который данный Перечень был утвержден) и включения обозначенных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенный приказом от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15.
Аргументы ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский" о том, что Министерство было обязано своевременно выявить и включить обозначенные помещения в указанный Перечень, не могут быть приняты во внимание, поскольку налоговым законодательством и Законом Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З императивно не установлен срок, в течение которого подлежит выявление соответствующих объектов.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что изложенное в письме 03.07.2017 N 326-05-02-17580/17 решение Министерства об отказе во включении обозначенных помещений в Перечень, на 2016 год соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Законное и обоснованное решение государственного органа не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2017 по делу N А43-23630/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2017 по делу N А43-23630/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-клуб "Пушкинский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23630/2017
Истец: ООО "Фитнес-клуб "Пушкинский"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ, ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Нижегородской Области