г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А56-27496/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сергеевой О.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Шуркевич А.А., по доверенности от 16.06.2017;
от ответчика (должника): Дмириева О.А., по доверенности от 03.04.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28003/2017) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района"города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 по делу N А56-27496/2017 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района"
о взыскании 228 791 рубля 89 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района") 228 791 рубля 89 копеек расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Решением от 13.09.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" просит решение от 13.09.2017 отменить, в иске отказать, поскольку расходы на установку коллективных приборов учета отнесены к расходам на капитальный ремонт общего имущества, которые несут собственники помещений, таким образом, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Зверинская, д. 18, лит. А, под управлением ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района", в нарушение статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 13.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не исполнили к 01.07.2012 обязанность по установке ОДПУ, в связи с чем работы по проектированию и установке узла учета тепловой энергии выполнены ресурсоснабжающей организаций с привлечением сил подрядчика - ООО "РосЭнергоСистемы" по договору от 27.03.2013 N 03/13-472/1.
Работы по установке узла учета выполнены 30.08.2013, что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных проектных работ, актами от 30.08.2013 N 1 о приемке выполненных работ по форме КС-2.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость работ составляет 249 824 рубля 82 копейки. Согласно пункту 4.3 договора истцу предоставляется рассрочка по оплате стоимости работ на 5 лет (60 месяцев), в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора (8,25%).
Пунктом 4.5 договора установлено, что оплата производится заказчиком равными долями в течение периода рассрочки - 5 лет (60 месяцев) ежемесячно до последнего числа календарного месяца, начиная с месяца начала выполнения работ по договору в соответствии с графиком платежей (приложение N 3 к договору).
Общая стоимость работ и процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки договору, составляет 334 817 рублей 33 копейки. Согласно схеме установки узла учета тепловой энергии, являющейся приложением к рабочей документации по УУТЭ, узел расположен на внутридомовых сетях многоквартирного дома.
Поставщик уведомил исполнителя о выполненных работах сопроводительным письмом от 16.02.2017 N 1986 и предложил в течение 15 дней с момента получения подписать акты передачи и по одному экземпляру оформленных актов возвратить в адрес истца. ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" от подписания актов уклонилось.
ООО "Петербургтеплоэнерго" предъявило к взысканию с ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" 228 791 рубль 89 копеек (174 350 рублей 62 копейки задолженности + 54 441 рубля 27 копеек процентов) расходов по договору от 27.03.2013 N 03/13-472/1 за период с сентября 2013 года по январь 2017 года. Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований Закона об энергосбережении оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Применение указанных правовых норм в их системном толковании приводит к выводу о том, что именно управляющая организация как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Тем самым, доводы ответчика в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как следует из материалов дела, истцом ОДПУ установлены, приняты и эксплуатировались в спорном периоде по назначению, что свидетельствует о том, что установкой ОДПУ в доме исполнена обязанность собственников жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенная на них частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств, опровергающих факт надлежащего допуска ОДПУ в эксплуатацию (статьи 65 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт несения истцом расходов в указанной в иске сумме подтвержден материалами дела.
При этом, обязательность учета энергетических ресурсов с применением приборов учета и осуществления расчетов за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, установлены действующим законодательством, в частности, статьей 13 Закона N 261-ФЗ, в связи с чем, действия истца по установке приборов учета в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам соответствуют нормам действующего законодательства.
Получение согласия ответчика на установку ОДПУ законодательством не предусмотрено, оборудование многоквартирных домов ОДПУ является требованием федерального закона.
В то же время из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 по делу N А56-27496/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" (адрес: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 19/13; ОГРН 1089847268983; ИНН 7813419263) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27496/2017
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района"