г. Москва |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А40-40613/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
Судей: Титовой И.А., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финанс Град" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2017 по делу N А40-40613/17 по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (ОГРН 1117746538084) к обществу с ограниченной ответственностью "Финанс Град" (ОГРН 1027701015132) о взыскании убытков в размере 2 516 880 руб., третьи лица - 1) открытое акционерное общество "Московский судостроительный и судоремонтный завод", 2) Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок",
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: 1) не явился, извещен, 2) Воронов А.П. по доверенности от 30.01.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением увеличения размера исковых требований, к обществу с ограниченной ответственностью "Финанс Град" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 2 516 880 руб. Иск мотивирован причинением убытков, обусловленным хранением объекта.
Решением от 28.09.2017 иск удовлетворен. Суд исходил из доказанности совокупности обстоятельств для взыскания убытков.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт. Ссылается на применение судом иной редакции, регулирующего спорные отношения, правового акта. Обращает внимание на недоказанность того, что денежные средства взяты именно из резервного фонда. Отмечает, что не доказан факт несения расходов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 сентября 2014 года истцом был издан приказ N 61-02-235/4 о демонтаже объекта "ДЖ-264" (далее - объект) (идентификационный N М-04-1106), правообладателем которого является ответчик.
Поскольку добровольно объект демонтирован не был, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что общим условием деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных условий деликтной ответственности.
Материалами дела подтверждается наличие совокупности условий для удовлетворения иска о взыскании убытков: противоправность действий ответчика, причинно-следственная связь между этими действиями и правовыми последствиями в виде убытков заказчика,.
Так, приказ N 61-02-235/4 издан во исполнение Постановления Правительства Москвы от 26.09.2013 N 641-ПП "Об утверждении Положения об организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не зарегистрированных в качестве судна" (далее - постановление N 641-ПП), которым установлено, что на водных объектах, расположенных на территории города Москвы, запрещается размещение объектов, не имеющих государственной регистрации в качестве судна, предусмотренной статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), в том числе исключенных из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 КВВТ РФ (далее - объекты, не имеющие государственной регистрации), вне мест хранения, определенных в соответствии с пунктом 2.3 Постановления N 641-ПП.
Статьей 3 КВВТ РФ установлено, что судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
В силу прямого указания статьи 16 КВВТ РФ, судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на судно.
В соответствии со статьей 21 КВВТ РФ исключению из Государственного судового реестра Российской Федерации подлежит судно, конструктивно погибшее, утратившее качество судна в результате перестройки и других изменений. При этом судно, утратившее качества такового в результате перестройки и других изменений, судном юридически и фактически уже не является, т.е. судно, утратившее конструктивную возможность использования в целях судоходства, не может быть зарегистрировано в установленном порядке.
Постановлением N 641-ПП установлено, что на водных объектах, расположенных на территории города Москвы, запрещается размещение объектов, не имеющих государственной регистрации в качестве судна, предусмотренной статьей КВВТ РФ, в том числе исключенных из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 КВВТ РФ, вне мест хранения, определенных в соответствии с пунктом 2.3 Постановления N 641-ПП. Пунктом 3 Приложения к Постановлению N 641-ПП установлено, что в случае получения Правительством Москвы от федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им организаций сведений об отсутствии государственной регистрации в качестве судна у объекта, находящегося на водном объекте, расположенном на территории города Москвы, либо сведений об исключении судна из Государственного судового реестра, в том числе по запросу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамент транспорта принимает решение о демонтаже объекта, не имеющего государственной регистрации, и транспортировке объекта или его демонтированных частей в установленное место хранения.
Решение о демонтаже объекта, не имеющего государственной регистрации, и транспортировке объекта или его демонтированных частей в установленное место хранения оформляется правовым актом Департамента транспорта.
По сведениям, полученным истцом из Федерального казенного учреждения "Речная администрация Московского бассейна" (далее - ФКУ "РАМБ") судно "ДЖ264" (идентификационный N М-04-1106, правообладатель - ООО "Финанс Град") исключено из Государственного судового реестра, что подтверждается приказом от 26.09.2014 N 183, а также Свидетельством об исключении судна из Государственного судового реестра от 26.09.2014 N PMN 001252. Указанный Приказ размещен на сайте Департамента транспорта, а также его копия была направлена правообладателю - ООО "Финанс Град", что подтверждается копией письма от 27.09.2014 N 17-17-848/4-5.
Кроме того, копия Приказа была размещена на Объекте, что подтверждается фотоматериалами и актами от 29.09.2014.
Во исполнение требований 2.2 Постановления N 641-ПП и на основании Приказа Департамента транспорта выполнение работ по демонтажу, транспортировке и хранению указанного Объекта обеспечивало ГКУ "Организатор перевозок" путем заключения государственных контрактов:
- государственный контракт от 02.10.2014 N 03-02-10-14 на выполнение работ по разработке проектно-сметных документации на демонтаж объектов, заключенный между ГКУ "Организатор перевозок" и открытым акционерным обществом "Московское речное пароходство", на общую сумму 50 000 руб., из которых выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по выполнению работ по демонтажу объекта "ДЖ-264" составляет 30 000 руб.;
- государственный контракт от 13.10.2014 N 06-13-10-14 на выполнение работ по частичному демонтажу, транспортировке и хранению объекта "ДЖ-264". заключенный между ГКУ "Организатор перевозок" и открытым акционерным обществом "Московское речное пароходство", на общую сумму 9 543 634 руб. 99 коп., в том числе НДС - 18 %;
- государственный контракт от 22.06.2015 N 10-22-06-15 аренды причального сооружения (стенки), заключенный между ГКУ "Организатор перевозок" и открытым акционерным обществом "Московский судостроительный и судоремонтный завод", на общую сумму 5 655 268 руб., из которых аренда причального сооружения (стенки) для организации отстоя объекта "ДЖ-264" составляет 1 799 736 руб.;
- государственный контракт от 10.05.2016 N 10-05-16-2 аренды сооружения для организации хранения объектов, заключенного между ГКУ "Организатор перевозок" и открытым акционерным обществом "Московский судостроительный и судоремонтный завод", на общую сумму 3 950 640 руб., из которых аренда сооружения для организации хранения объекта "ДЖ-264" составляет 1 316 880 руб.
Источником финансирования указанных контрактов являлись бюджетные средства города Москвы, а именно резервный фонд города Москвы.
Таким образом, из резервного фонда города Москвы, на исполнение требований Постановления N 641-ПП, в отношении объекта "ДЖ-264" было затрачено: 30 000,00 +9 543 634,99 + 1 799 736,00 + 1 316 880,00 = 12 660 250,99 руб. Разделом III Постановления N 641-ПП установлено, что расходы бюджета города Москвы, на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей, возмещаются правообладателем объекта.
Общая стоимость работ по демонтажу, транспортировке и хранению объекта, составила 12 660 250 руб. 99 коп.
Согласно требованиям Постановления N 641-ПП правообладатель объекта, не зарегистрированного в качестве судна, обязан возместить расходы, понесенные бюджетом города Москвы на выполнение соответствующих работ.
В соответствии с п. 10 Приложения к Постановлению N 641-ПП в случае отказа правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, от возмещения понесенных расходов, взыскание производится в судебном порядке.
Во исполнение пункта 10 Приложения к Постановлению N 641-ПП, Департаментом транспорта было принято решение о возврате предмета хранения - объекта "ДЖ-264" и 02.04.2015 за N 61-10-794/5 в адрес правообладателя объекта "ДЖ-264" ООО "Финанс Град" было направлено уведомление о необходимости принятия объекта, а также возмещения правообладателем объекта, не имеющего государственной регистрации, понесенных расходов бюджета города Москвы на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей.
В силу прямого указания пункта 10 Приложения к Постановлению N 641-ПП, Правообладатель объекта в срок не позднее 7 рабочих дней со дня принятия такого решения обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи, который составляется при предъявлении платежного документа, подтверждающего возмещение правообладателем объекта, не имеющего государственной регистрации, понесенных расходов бюджета города Москвы на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей. В случае отказа Правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, от возмещения понесенных расходов Департамент транспорта имеет право обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Принимая во внимание тот факт, что правообладатель объекта "ДЖ-264" ООО "Финанс Град" объект не принял, понесенные расходы бюджета города Москвы на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных в добровольном порядке не возместил, Департамент транспорта обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием принудительного взыскания с ООО "Финанс Град" расходов, понесенных бюджетом города Москвы, на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей объекта "ДЖ264" в сумме 12 660 250 руб. 99 коп., а также об обращении взыскания на имущество ООО "Финанс Град", находящееся на хранении у ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" - объект "ДЖ-264".
05.12.2016 Арбитражным судом города Москвы вынесено решение по делу N А40-103809/15, которым с ответчика в пользу истца взыскано 12 660 250 руб.99 коп. расходов на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей объекта "ДЖ-264".
Также суд обратил взыскание на имущество ООО "Финанс Град", находящееся на хранении у ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" - объект "ДЖ-264". Однако, по состоянию на 16.02.2017 правообладатель объекта "ДЖ-264" ООО "Финанс Град" объект не принял, понесенные расходы бюджета города Москвы на частичный демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей в добровольном порядке не возместил. Таким образом, в период с 01.07.2016 по 30.06.2017 объект "ДЖ-264" продолжал храниться за счет бюджетных средств города Москвы, а именно резервного фонда города Москвы.
Во исполнение требований пункта 2.2 Постановления N 641-ПП и на основании Приказа Департамента транспорта выполнение работ по хранению указанного объекта за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 обеспечивало ГКУ "Организатор перевозок" путем заключения государственного контракта от 18.05.2017 N 18-05-17-2 аренды сооружения для организации хранения объектов, заключенного между ГКУ "Организатор перевозок" и открытым акционерным обществом "Московский судостроительный и судоремонтный завод", на общую сумму 3 600 000 руб., из которых аренда сооружения для организации хранения объекта "ДЖ-264" составляет 1 200 000 руб.
Источником финансирования указанного контракта являлись бюджетные средства города Москвы, а именно резервный фонд города Москвы.
Таким образом, из резервного фонда города Москвы, на исполнение требований Постановления N 641-ПП, в отношении объекта "ДЖ-264" Департаментом транспорта было затрачено 2 516 880 руб. Разделом III Постановления N 641-ПП установлено, что расходы бюджета города Москвы, на демонтаж, транспортировку и хранение объекта или его демонтированных частей, возмещаются правообладателем объекта.
Согласно требованиям Постановления N 641-ПП правообладатель объекта, не зарегистрированного в качестве судна, обязан возместить расходы, понесенные бюджетом города Москвы на выполнение соответствующих работ.
В соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению N 641-ПП в случае отказа правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, от возмещения понесенных расходов, взыскание производится в судебном порядке. До настоящего времени расходы бюджета города Москвы на хранение объекта правообладателем - ООО "Финанс Град" - в добровольном порядке не возмещены.
Объект, как предмет хранения, правообладателем не принят и продолжает храниться за счет бюджетных средств из резервного фонда города Москвы.
В этой связи иск удовлетворен правомерно.
В жалобе ответчик указал на то, что Постановление Правительства Москвы от 26.09.2013 N 641-ПП "Об утверждении Положения об организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не зарегистрированных в качестве судна" подлежало применению в редакции от 26.09.2013, не предусматривающей взыскание понесенных бюджетом расходов с правообладателей объектов, а не в редакции от 17.10.2014, которая предусматривает взыскание с правообладателей объектов, не имеющих государственной регистрации, средств на выполнение соответствующих работ.
Указанный довод ответчика не соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В связи с тем, что правообладатель объекта "ДЖ-264" - ООО "Финанс Град" - в добровольном порядке не исполнил требования Постановления N 641-ПП, то есть своим бездействием отказался нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, Департамент транспорта вправе взыскать расходы, связанные с реализацией требований Постановления N 641-ПП, в силу императивных норм гражданского законодательства. Таким образом, внесение изменений в Постановление N 641-ПП постановлением Правительства Москвы от 17.10.2014 N 608-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2013 года N 641-ПП" не влияет на возможность взыскания расходов, данное утверждение ответчика, не имеет под собой законных оснований и основано на неверном толковании ответчиком правовых норм.
Довод о том, что Департамент транспорта не имеет полномочий обращаться в суд с требованиями о взыскании расходов бюджета города Москвы за хранение объектов, не зарегистрированных в качестве судна отклоняется.
Полномочия Департамента транспорта на обращение в суд с требованиями о взыскании расходов бюджета города Москвы за хранение объектов, не зарегистрированных в качестве судна, закреплены в пункте 10 Положения об организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не зарегистрированных в качестве судна, утвержденного Постановлением N 641-ПП.
В соответствии с п.2.4 Постановления N 641-ПП финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет резервного фонда. В п.7 Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 N 976-ПП "О расходовании средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы" указано, что органы исполнительной власти города Москвы - главные распорядители бюджетных средств города Москвы, которым выделены средства резервного фонда.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожнотранспортной инфраструктуры города Москвы утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы.
В этой связи Истец вправе обратиться в суд за возмещением понесенных расходов из резервного фонда, что опровергает доводы ответчика об отсутствии у истца права на предъявление иска".
Ссылка на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что хранение объекта "ДЖ-264" проводилось за счет средств резервного фонда бюджета города Москвы опровергается материалами дела.
Так, в качестве подтверждения понесенных расходов, Департаментом транспорта представлена, заверенная надлежащим образом, копия государственного контракта от 17.10.2016 N 17-10-16-4 аренды сооружения для организации хранения объектов, заключенного между ГКУ "Организатор перевозок" и Открытым акционерным обществом "Московский судостроительный и судоремонтный завод", на общую сумму 3 950 640 руб., из которых аренда сооружения для организации хранения объекта "ДЖ-264" составляет 1 316 880 руб.
Источником финансирования указанного контракта являлись бюджетные средства города Москвы, а именно резервный фонд города Москвы, что прямо указано в тексте государственного контракта.
Оснований не доверять информации, содержащейся в государственном контракте, заключенном в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не имеется.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является взыскание расходов, понесенных бюджетом города Москвы на хранение объекта "ДЖ-264", а не оспаривание государственного контракта.
Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 2.4 Постановления N 641-ПП, финансирование расходов, связанных с реализацией Постановления N 641-ПП, осуществляется за счет резервного фонда. Таким образом, утверждение ответчика об отсутствии доказательств того, что выполнение мероприятий по хранению объекта "ДЖ-264" проводилось за счет средств резервного фонда бюджета города Москвы не имеет под собой законных оснований и опровергается материалами дела, а также нормами действующего законодательства.
В обоснование довода о том, что не подлежат взысканию расходы, возникшие после апреля 2015 года, ответчик указывает на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 11 Постановления N 641-ПП, в случае если в течение 6 месяцев с даты передачи объекта (либо его демонтированных элементов и имущества, находившегося на демонтированном объекте) на хранение правообладатель объекта не обратился с заявлением о возврате объекта для его самостоятельного перемещения в установленное место хранения, объект может быть признан бесхозяйной вещью в установленном порядке. В настоящее время в производстве Тверского районного суда города Москвы находится дело N 02-4827/2017 (судья Стеклиев А.В.) о признании объекта "ДЖ-264" бесхозяйной вещью, при этом ответчик - ООО "Финанс Град" - привлечен к участию в деле.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2017 по делу N А40-40613/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40613/2017
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортная инфраструктура г. Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы
Ответчик: ООО Финанс Град
Третье лицо: ГКУ "Организатор перевозок", ГКУ города Москвы "Организатор перевозок", ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод"