г. Челябинск |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А47-9382/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2017 по делу N А47-9382/2017 (судья Лазебная Г.Н.).
Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области (далее- заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, УПФР в г. Оренбурге, Фонд) о признании недействительным решения N 066V12170000148 от 26.07.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2017 заявленные требования удовлетворены, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге N 066V12170000148 от 26.07.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения и толкования норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что выплаченные работникам комитета единовременные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами. Полагает, что выплаченное единовременное пособие в связи с выходом на пенсию по выслуге лет нельзя отнести к государственным пособиям в понимании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Податель жалобы указывает, что выплаченные работникам комитета денежные суммы не предусмотрены Законом о государственной гражданской службе в Российской Федерации, следовательно, выплата единовременного пособия в связи с выходом на пенсию по выслуге лет не может быть признана выплатой выходного пособия.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором комитет не согласился с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте; в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.05.2017 заинтересованным лицом принято решение о проведении выездной проверки заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
23.06.2017 по результатам проверки УПФР в г. Оренбурге составлен акт выездной проверки N 066V10170000156, которым зафиксированы обстоятельства занижения базы для начисления страховых взносов и не полной уплаты комитетом страховых взносов.
На основании акта выездной проверки от 23.06.2017 N 066V10170000156, с участием представителя комитета, 26.07.2017 заинтересованным лицом принято решение N 066V12170000148 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а именно, за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой (страховой) пенсии и иного неправильного исчисления страховых взносов.
Согласно данному решению заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 47 N 212-ФЗ за:
- неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой (страховой) пенсии - 50 704,25 руб.
- неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС, -7 535,46 руб.
Пунктом 2 решения комитету начислены пени за неуплату сумм страховых взносов в связи с занижением базы для начисления страховых взносов:
- на страховую часть страховой пенсии - 52 827,01 руб.
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6 687,31 руб.
Пунктом 3 оспариваемого решения обществу доначислена недоимка по страховым взносам в связи с занижением базы для начисления страховых взносов за 2014-2015 г.г.:
- на страховую часть страховой пенсии - 253 521,26 руб.,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 37 677,28 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (действовавшего в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьёй 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи Закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Из материалов дела следует, что Фондом произведены доначисления страховых взносов на суммы, выплаченные в качестве единовременных пособий, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет государственным служащим Зубаревой Л.Н. и Ефремовой Т.И.
Указом Губернатора Оренбургской области от 12.09.2014 N 593-ук Зубарева Л.Н. уволена с 12.09.2014 с государственной службы по собственной инициативе, в связи с выходом на пенсию (т. 1 л.д. 47). Пунктом 2 данного указа установлено выплатить Зубаревой Л.Н. единовременное пособие в размере пятнадцати окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами. 16.10.2014 Зубаревой Л.Н. выплачено единовременное пособие в соответствующем размере.
Приказом Комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 27.03.2015 N 9 л/с Ефремова Т.И. уволена с государственной службы по собственному желанию с 02.04.2015 (т. 1 л.д. 52). Приказом от 06.07.2015 N 29л/с установлено выплатить Ефремовой Т.И. 630 794, 70 руб. (т. 1 л.д. 53).
Единовременные пособия выплачены указанным лицам.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что выплаченные Зубаревой Л.Н. и Ефремовой Т.И. денежные средства не относятся к государственным пособиям, не предусмотрены Законом о государственной гражданской службе в Российской Федерации и подлежали обложению страховыми взносами. Указанные доводы подлежат отклонению, в связи со следующим.
Как верно отмечено судом первой инстанции, к законодательству Российской Федерации в сфере социального страхования относятся не только нормативные акты федерального уровня, но и соответствующие нормативные правовые акты уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ выплата государственных пособий может предусматриваться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 49 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 N 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" установлено, что выплата единовременного пособия при увольнении на пенсию, в связи с выслугой лет или по инвалидности за полные годы выслуги, имеющейся сверх необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с государственной гражданской службой, является одной из дополнительных государственных гарантий гражданских служащих.
В соответствии частью 5 статьи 49 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 N 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, может предоставляться право на выплату единовременного пособия при увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности за полные годы выслуги, имеющейся сверх необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в связи с государственной гражданской службой: от 1 года до 3 календарных лет - 1 оклад денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами; от 3 до 5 календарных лет - 3 оклада денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами; от 5 до 10 календарных лет - 5 окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами; от 10 до 15 календарных лет - 10 окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами; свыше 15 календарных лет - 15 окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами.
Из указанных норм следует вывод о том, что выплата государственным служащим единовременного пособия производится из бюджета Оренбургской области и не связана с выполнением государственным служащим своих трудовых обязанностей, не относится к вознаграждению за труд. Единовременное пособие не входит в заработную плату гражданского служащего, не является выплатой стимулирующего характера, носит характер государственной поддержки, выплачиваемой при строго определенных условиях, вследствие чего суммы единовременного пособия при увольнении на пенсию в связи с выслугой лет не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Решение суда первой инстанции является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду его освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2017 по делу N А47-9382/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9382/2017
Истец: Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге