г. Челябинск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А47-7148/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2017 по делу N А47-7148/2017 (судья Мирошник А.С.).
Общество с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" (далее - заявитель, ООО "ГРАНТ-СВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 31.05.2017 N 1231 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 25.09.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ГАРАНТ-СВ" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на незаконность оспоренного предписания, обращая внимание на то, что предписанием обществу вменено в вину необоснованное односторонне изменение размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме путем увеличения стоимости работ по содержанию и ремонту общедомового имущества (11,82 руб. за 1 кв. м вместо установленного решением собрания собственников помещений размера платы - 10,72 руб. за 1 кв. м). Однако, как указывает податель жалобы, им были представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирного дома от 05.02.2011 N 1, от 23.07.2013 и от 23.03.2015 N 9, которыми установлены тарифы на содержание жилого фонда (8,6 руб. за 1 кв.м, 10,72 руб. за 1 кв. м и 10,72 руб. за 1 кв.м соответственно) и тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) (11,27 руб. за 1 человека, 11,27 руб. за 1 человека и 1,10 руб. за 1 кв.м соответственно). То есть, тариф на вывоз ТБО не включен в утвержденный тариф на содержание жилого фонда, что не противоречит закону, а в представленном Плане работ по содержанию и ремонту общего имущества на 2015 год (которым руководствовался суд первой инстанции) допущена ошибка в определении общей суммы тарифа. В этой связи, по мнению подателя жалобы, общество обоснованно применяла в ноябре 2015 года и декабре 2016 года тариф в общей сумме 11,82 руб. за 1 кв.м (10,72 руб.+1,10 руб.).
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ГАРАНТ-СВ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1095658001878 и на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 05.02.2011 и договора управления от 26.02.2011 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 71 в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.
В целях проверки исполнения выданного ООО "ГАРАНТ-СВ" предписания от 06.03.2017 N 280 распоряжением заместителя начальника инспекции от 26.04.2017 N 1231 в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Проверка проведена в период с 04.05.2017 и 31.05.2017. Результаты проверки оформлены актом от 31.05.2017 N А-1231, которым зафиксировано нарушение обществом требований ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп."а" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), п.31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и пп."в", "г" п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а именно: не исполнено предписание инспекции от 06.03.2017 N 280 об устранении нарушения, выразившегося в одностороннем изменении (повышении) размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме N 71 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 31.05.2017 N 1231, которым предписано устранить указанное нарушение в срок до 28.06.2017, для чего произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения всем собственникам помещений указанного дома, исходя из размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений (10,72 руб. за 1 кв.м) за период с 01.04.2015, и представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение нарушения.
Считая это предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии ч.1.3 ст.161, ч.1 ст.192 ЖК РФ.
В силу п.8.5 ст.13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок осуществления лицензионного контроля урегулирован ст.196 ЖК РФ в силу которой лицензионный контроль осуществляется должностными лицами органа государственного жилищного надзора.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Пунктом 9 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук инспекция наделена полномочиями по осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п.13 Положения N 1110, при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод инспекции о неисполнении обществом ранее выданного ему предписания от 06.03.2017 N 280 об устранении нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 71 в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области, выразившегося в одностороннем изменении (повышении) размера платы за жилое помещение в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Указанное нарушение выявлено по итогам проведенных в отношении общества ранее внеплановых документарных проверок (акты проверок от 06.12.2016 N 5383 и от 06.03.2017 N А-280), которыми в частности установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 25.07.2013 N 6 установлен размер платы за жилое помещение из расчета 10,72 руб. за 1 кв.м. (включая плату за содержание жилого фонда - 6,57 руб. за 1 кв.м и плату за обслуживание лифтов - 4,15 руб. за 1 кв.м) и этот же размер платы определен в Плане работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений за 2015 год, утвержденном директором ООО "ГАРАНТ-СВ" 10.01.2015, тогда как из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2015 года, апрель 2016 года и январь 2017 года следует, что размер платы определен обществом исходя из 11,82 руб. за 1 кв.м. На необходимость устранения этого нарушения обществу указано в предписаниях ГЖИ по Оренбургской области от 06.12.2016 N 5383 и от 06.03.2017 N 280.
В соответствии с пп."б" п.3 Положения N 1110, лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является в том числе соблюдение исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, неисполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления многоквартирным домом является нарушением лицензионных требований.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома (пп."в" п.4 Правил N 416).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст.153 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 этого Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 этой статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч.4 ст.158 ЖК РФ)
Пунктом 31 Правил N 491 установлено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, способами установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) являются: волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, реализуемое путем принятия решения об этом на общем собрании (основной способ); решение органа местного самоуправления (дополнительный способ).
Из материалов дела следует, что пунктами 3.1 и 5.1 заключенного с ООО "ГАРАНТ-СВ" на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 71 в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области от 05.02.2011 договора управления многоквартирным домом от 06.02.2011 установлена обязанность общества осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями этого договора и требованиями действующих норм, правил и, а также определен размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома из расчета 8,6 руб. за 1 кв.м занимаемой общей площади помещения. При этом, плата включает в себя: плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и корректируется не реже 1 раза в год.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.07.2013 N 6 утверждено повышение тарифа на содержание жилого фонда до 10,72 руб. за 1 кв.м.
Из письма ООО "ГАРАНТ-СВ" от 16.09.2016 N 104 следует, что указанный размер платы за содержание жилого фонда не изменялся.
Протоколом проведения внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.03.2015 утвержден размер платы за вывоз ТБО - 1,1 руб. с 1 кв.м общей площади с 01.04.2015, а также установлено выделение этой платы в платежном документе отдельной строкой.
В соответствии с квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2015 года, апрель 2016 года и январь 2017 года, размер платы фактически определен обществом исходя из 11,82 руб. за 1 кв.м., включая выделенную отдельной строкой плату за услугу по вывозу мусора, исчисленную исходя из тарифа 1,1 руб. за 1 кв.м (10,72 руб. за 1 кв.м + 1,1 руб. за 1 кв.м).
По мнению заявителя, такое определение размера платы является правомерным, поскольку тариф на услугу по вывозу ТБО, по его мнению, не включен в утвержденный решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома тариф за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Однако, позиция общества в этой части противоречит положениям пп."д" п.11 Правил N 491, п.26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (в силу которых услуги по сбору и вывозу ТБО являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества) и представленному в материалы дела Плану работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений на 2015 год, утвержденному руководителем ООО "ГАРАНТ-СВ" 10.01.2015 (из которого следует, что стоимость услуг по вывозу ТБО включена в размер платы по содержанию и ремонту общего имущества).
Довод подателя апелляционной жалобы об ошибочности отраженной в указанном Плане информации в этой части не может быть принят судом во внимание как документально не подтвержденный.
Принимая 23.03.2015 решение об определении размера платы за вывоз ТБО, собственники помещений в многоквартирном доме не увеличили при этом размер платы на содержание жилого фонда.
В этой связи действия заявителя по применению при расчете размера платы за жилое помещение повышенного тарифа (повышение утвержденного в установленном порядке тарифа на дополнительно учтенную сумму платы за вывоз ТБО) следует признать произведенными в одностороннем порядке, что противоречит нормативно установленному порядку утверждения и изменения такой платы. Возможность изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома управляющей организацией по своему усмотрению, в отсутствие решения собрания собственников помещений законом не предусмотрена.
Выделение в платежном документе отдельной строкой платы за вывоз ТБО само по себе не противоречит нормативным требованиям. Однако общий размер предъявляемой таким образом платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не может превышать размер платы, утвержденный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в настоящем случае - 10,72 руб. за 1 кв. м).
Аналогичная оценка рассматриваемым обстоятельствам дана в судебных актах судов общей юрисдикции по делу N 5-107/2017 о привлечении директора ООО "ГАРАНТ-СВ" к административной ответственности за неисполнение предписания от 06.12.2016 N 5383 (постановление мирового судьи судебного участка N 2 Новоорского района Оренбургской области от 15.03.2017 и решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 06.06.2017).
В этой связи вывод инспекции о нарушении действиями общества по установлению повышенного размера платы условий договора управления многоквартирным домом, а соответственно и лицензионных требований, является верным.
Содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении этого нарушения путем осуществления перерасчета платы следует признать законным и обоснованным.
Оспоренное предписание соответствует критериям конкретности и исполнимости (в нем приведены сведения о допущенных обществом нарушениях, ссылки на нормы, устанавливающие полномочия инспекции, и нормы, нарушенные заявителем, отражены предлагаемые к совершению конкретные действия и установлен реальный срок их совершения).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспоренного предписания.
Законность ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого акта недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "ГАРАНТ-СВ" через своего представителя Свиридову В.Г. излишне уплатило госпошлину в сумме 1500 руб. (расходный кассовый ордер от 24.10.2017 N 222; чек-ордер от 24.10.2017).
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2017 по делу N А47-7148/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" (ОГРН 1095658001878) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 24.10.2017).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7148/2017
Истец: ООО "ГАРАНТ-СВ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области