г. Владимир |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А43-10900/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2017 по делу N А43-10900/2017, принятое судьей Кабакиной Е.Е.,
по иску муниципального образования городской округ город Арзамас в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области, ОГРН 1025201334982, ИНН 5243009300, к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ОГРН 1095260008172, ИНН 5260258667, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, общества с ограниченной ответственностью "Авангард", г.Арзамас Нижегородской области,
о признании права отсутствующим,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Муниципальное образование городской округ город Арзамас в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании зарегистрированного за Российской Федерации права собственности на земельный участок, площадью 821 кв.м, с кадастровым номером 52:40:0101020:117, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, микрорайон "Дубки", ул. Березовая, д. 16, отсутствующим.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "Авангард".
Исковое требование обосновано статьями 1, 14, 21 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", статьей 16 Земельного кодекса РФ, статьей 66 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", статьей 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ и мотивировано отсутствием оснований для отнесения земельного участка к федеральной собственности.
Решением от 08.09.2017 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель ссылается на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, избранный истцом.
Указывает, что истец спорным земельным участком не владеет, что исключает возможность предъявления иска о признании права отсутствующим.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.05.2001 между комитетом по управлению имуществом г.Арзамаса (арендодатель) и Суховой Татьяной Анатольевной (арендатор) заключен договор N 528-ж аренды земельного участка общей площадью 789 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, микрорайон Дубки, ул.Березовая, д. 16 для размещения индивидуального жилого дома.
Договор заключен сроком на сорок девять лет (пункт 1.2 договора).
В соответствии с соглашением от 01.09.2014 о передаче залогодержателю прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заложенного по договору ипотеки N 163 от 07.09.2007, Сухова Т.А. передала, а ПАО "Промсвязьбанк" приняло право аренды земельного участка (земли населенных пунктов): разрешенное использованное: индивидуальное жилищное строительство, общая площадь: 821 кв.м+/- 10,3 кв.м, кадастровый номер 52:40:0101020:0117, расположенного под жилым домом по адресу: 607720, Нижегородская область, г. Арзамас, м-н Дубки, ул. Березовая, д. 16.
ПАО "Промсвязьбанк" в свою очередь передало права и обязанности по договору аренды земельного участка ООО "Авангард" по соглашению от 21.07.2016.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.03.2017 N 99/2017/12048576 собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация.
Исходя из выписки о содержании правоустанавливающих документов от 20.03.2017 N 52/128/04/2017-49489 правовым основанием регистрации права собственности является Конституция Российской Федерации.
Полагая, что у Российской Федерации не возникало права собственности на спорный земельный участок, регистрация права собственности на земельный участок за Российской Федерацией осуществлена без законных на то оснований, истец в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области было направлено письмо N 02-14-206 от 30.01.2017 с заявлением о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Письмом от 22.02.2017 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отказало администрации города Арзамаса в вопросе прекращения прав Российской Федерации на земельный участок в досудебном порядке. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области оставило заявление администрации без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Муниципального образования городской округ город Арзамас в лице Администрации города Арзамаса Нижегородской области в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего в настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.03.2017 N 99/2017/12048576 собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация.
В абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права собственности отсутствующим является специальным способом защиты, применяемым в случаях, когда право невозможно защитить права путем иных способов защиты.
Согласно статье 66 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ" к полномочиям городского совета отнесено определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.
В силу статьи 70 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 (в редакции от 24.12.1993) все земли городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Как следует из статей 6, 12 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", действовавшего на момент проведения регистрации, управление и распоряжение землями в черте муниципального образования и по вопросам местного значения находятся в ведении организации местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляются органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Судом установлено, что государственная собственность в отношении спорного земельного участка не разграничена, такое разграничение не произведено.
Следовательно, в силу изложенных норм права функции по распоряжению спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, принадлежит муниципальному образованию - городской округ г.Арзамас.
При этом муниципальное образование городской округ г.Арзамас вправе осуществлять от имени собственника полномочия по распоряжению вышеназванным земельным участком до его разграничения.
Кроме того, судом установлено, что из выписки о содержании правоустанавливающих документов от 20.03.2017 N 52/128/04/2017-49489 следует, что правовым основанием регистрации права собственности является Конституция Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент проведения оспариваемой регистрации), статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные
уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, представляемые на государственную регистрацию прав должны
соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Таким образом, Конституция РФ, указанная при регистрации права собственности РФ на земельный участок площадью 821 кв.м, с кадастровым номером 52:40:0101020:117, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, микрорайон "Дубки", ул.Березовая, д. 16, не может считаться правоустанавливающим документом в отношении названного участка и не устанавливает право собственности Российской Федерации на земельный участок.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены требования истца о признании права собственности отсутствующим.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом и отклонены как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2017 по делу N А43-10900/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10900/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2018 г. N Ф01-1202/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: городской округ город Арзамас в лице Администрации города Арзамаса Нижегородской области г. Арзамас
Ответчик: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
Третье лицо: Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, ООО "Авангард", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области