г. Ессентуки |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А63-3871/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Ставропольнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2017 по делу N А63-3871/2016
по иску Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Ставропольнефтегаз" (г. Нефтекумск, ОГРН 1052607115967, ИНН 2614019198)
о взыскании 13 112 666,12 руб. задолженности,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Ставропольнефтегаз": представитель Жирнова И.Е. (по доверенности от 25.12.2015),
от Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу: представитель Слюсарева С.В. (по доверенности от 09.01.2017), представитель Клинчаева М.Ю. (по доверенности от 23.01.2017).
УСТАНОВИЛ:
Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РН-Ставропольнефтегаз" (далее по тексту - общество) 13 112 666,12 руб. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда от 26.07.2017 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе общество просит отменить вынесенный судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент возразил относительно доводов жалобы, просил оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал, представители Департамента высказались согласно доводам отзыва.
Правильность решения Арбитражного Ставропольского края от 26.07.2017 по делу N А63-3871/2016 проверена судом в обжалуемой части в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2017 по делу N А63-3871/2016 в обжалуемой части отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой выездной проверки Департамент установил размещение обществом в 2013 и 2014 годах отходов на полигоне по переработке нефтешламов (песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10% и более, и буровой шлам).
В обоснование иска департамент представил акт проверки от 18.01.2016 N 15-3077/П/1, данные учета в области обращения с отходами за 2013 - 2014 года и акты выполненных работ.
Поскольку требование ответчиком не исполнено, Департамент обратился в арбитражный суд о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (статья 1 Закона N 89-ФЗ). 3 Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона N 89- ФЗ). Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются, в том числе юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В соответствии с данным приказом утвержден Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, а также установлены коэффициенты экологической значимости, учитывающие экологические факторы, по территориям экономических районов Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2.
В соответствии с пунктом 1 Порядка с учреждений и организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в атмосферу, производится взимание платы.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку общество является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду в силу приведенных выше положений законодательства.
При этом судом установлено, что обществом в 2013-2014 гг. не исчислена и не внесена плата за размещение на полигоне по переработке нефтешламов следующих видов отходов: песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более, буровой шлам.
При проведении проверки Департаментом выявлено, что обществом в 2013-2014 гг. осуществлялось размещение отходов, в части хранения следующих видов отходов, на полигоне по переработке нефтешламов: - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве: на конец 4 квартала 2013 года - 3213,7 т., на конец 1 квартала 2014 года - 3937,7 т (3213,7 т + 724 т); - буровой шлам в количестве - на конец 4 квартала 2013 года - 2718,9 т, на конец 3 квартала 2014 года - 4556,1 т (2718,9 т + 1837,2 т).
Данный факт подтверждается актом проверки ООО "РН-Ставропольнефтегаз" от 18.01.2016 г. N 15-3077/П/1, а также данными учета в области обращения с отходами ООО "РН-Ставропольнефтегаз" за 2013 г., 2014 г. и актами выполненных работ.
Согласно данным учета в области обращения на начало 2013 года количество бурового шлама составило 4359,2 тонн. В 1-2 кварталах 2013 года образовалось данного вида отхода 5062,9 тонн.
Во 2 квартале 2013 года согласно акту от 15.05.2013 N 1 и договору от 15.05.2013 N ДИ-13-0407 обществом была осуществлена передача данного вида отхода в количестве 6703,2 т.
Следовательно, определении Департаментом объемов отходов, за которые должна исчисляться и вноситься обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду, учтен договор от 15.05.2013 на передачу для переработки ООО "РН- Сервис-Экология" указанных видов отходов и первичная документация (акты выполненных работ к нему).
На конец 2 квартала 2013 года количество накопленных в Нефтекумском районе отходов составило 2718,9 т., в 3-4 кварталах образовалось данного вида отхода в количестве 1837,2 тонн. В дальнейшем отходы бурового шлама в количестве 2718,9 тонн сторонним организациям не передавались.
Таким образом, на конец 2013 года обществом размещено в части хранения 2718,9 тонн; накоплено - 1837,2 тонн отходов бурового шлама.
В 1-3 кварталах 2014 года согласно данным учета в области обращения с отходами буровой шлам не образовывался.
Следовательно, данный вид отхода в количестве 1837,2 тонн размещался на конец 3 квартала 2014 года.
Согласно данным учета в области обращения с отходами на начало 2013 года накоплено 3036,8 тонн отходов песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более. В 1-2 кварталах 2013 года образовалось данного вида отхода 3676,9 тонн.
Таким образом, на конец 2 квартала 2013 года количество данного вида отхода составило 6713,7 тонн.
Согласно акту приемки-передачи нефтесодержащих отходов для выполнения работ по переработке на полигоне от 17.06.2013 N 01, во 2 квартале 2013 года обществом осуществлена передача данного вида отхода в количестве 3500 т.
Таким образом, на конец 2 квартала 2013 года количество накопленных отходов составило 3213,7 т., в 3 квартале 2013 года, согласно данным учета в области обращения с отходами, образовалось данного вида отхода в количестве 724 тонн.
В 4 квартале 2013 года, согласно данным учета в области обращения с отходами, образовалось данного вида отхода в количестве 2882,4 тонн.
В дальнейшем песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 3213,7 тонн сторонним организациям не передавались.
Таким образом, на конец 2013 года обществом размещено в части хранения 3213,7 тонн; накоплено - 3606,4 тонн (724т+2882,4т) песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более.
В 1 квартале 2014 года согласно данным учета в области обращения с отходами данный вид отхода не образовывался.
Таким образом, на конец 1 квартала 2014 года песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 3937,7 тонн (3213,7т+724т) размещался.
Во 2 квартале 2014 года согласно актам приемки-передачи нефтесодержащих отходов от 2014 года N 01 передано сторонним организациям данного вида отхода для обезвреживания в количестве 3500 тонн.
Таким образом, при определении департаментом объемов отходов, за которые должна исчисляться и вноситься обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду, учтен договор от 04.04.2014 г. на передачу для переработки ООО "РН-Сервис-Экология" указанных видов отходов и первичная документация (акты выполненных работ к нему).
По результатам рассмотрения представленных обществом данных учета в области обращения с отходами, а также актов приемки-передачи выявлено, что общество фактически осуществляет размещение, в части хранения: - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве - на конец 4 квартала 2013 года - 3213,7 т., на конец 1 квартала 2014 года - 3937,7т (3213,7т+724т); - буровой шлам в количестве - на конец 4 квартала 2013 года - 2718,9т, на конец 3 квартала 2014 года - 4556,1т (2718,9т+1837,2т).
Указанное количество отходов подтверждается предоставленными данными учета в области обращения с отходами за 2013-2014 гг., а также актами приемки - передачи ООО "РН-Ставропольнефтегаз" от 15.05.2013 N 1, от 17.06.2013 N 01, N 01 за 2014 год.
Таким образом, плате подлежат отходы, размещенные обществом на полигоне по переработке нефтешламов в 2013 году: - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 3213,7 т; - буровой шлам в количестве 2718,9т.
Кроме того, плате подлежат отходы, размещенные обществом на полигоне по переработке нефтешламов в 2014 году: - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 724 т.; - буровой шлам в количестве 1837,2 т.
Плате подлежат также отходы, размещенные Обществом на полигоне по переработке нефтешламов в 2013 году: 8 - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 3213,7 т; - буровой шлам в количестве 2718,9 т., а также плате подлежат отходы, размещенные обществом на полигоне по переработке нефтешламов в 2014 году: - песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более в количестве 724 т; - буровой шлам в количестве 1837,2 т.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом дана оценка согласования сторонами в гражданско-правовых договорах условий относительно перехода права собственности на переданные отходы к ООО "РН-Сервис-Экология", а также по передаче денежных средств таким организациям для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом судом сделан вывод, что указанные отходы размещались (в 2013 г. - более 6-ти месяцев, в 2014 г. - более 11-ти месяцев) на объекте, эксплуатируемом ООО "РН-Ставропольнефтегаз", до момента их передачи на переработку ООО "РН-Сервис-Экология".
У общества имеется собственный объект для размещения отходов, и объем отходов, переданных по договорам с третьими лицами, не повлиял на расчет объемов, поскольку в основу расчета положены только объемы отходов, размещенных обществом на собственном объекте, где и оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
Из акта проверки усматривается, что объем отходов, переданных обществом по договорам третьим лицам, департаментом не учитывался, и был вычтен из расчетов. Данное обстоятельство не оспорено обществом.
Таким образом, расчет за негативное воздействие на окружающую среду после передачи отходов на переработку ООО "РН-Сервис-Экология" не является предметом спора и данное обстоятельство не связано с расчетом за размещение ответчиком отходов на собственном полигоне, соответственно переход права собственности на отходы от ответчика к третьему лицу правового значения не имеет, поскольку переход права собственности на отходы состоялся после размещения отходов ответчика на собственном полигоне.
В части касающейся расчета суммы задолженности по плате за негативное воздействие, в части размещения на полигоне по переработке нефтешламов отходов песок, грунт, загрязненный разнородными нефтепродуктами в количестве 10 % и более, буровой шлам в 2013 и 2014 гг., суд приходит к следующим выводам.
Согласно расчету суммарная задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013, 2014 гг., в части размещения отходов составила 13 112 666,12 руб., в том числе: за 2013 год - 9 499 399 руб. 71 коп., за 2014 год - 3 613 266 руб. 41 коп. ООО "РН-Ставропольнефтегаз", не представило доказательств того, что, являясь природопользователем, в установленные сроки в полном объеме произвело уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления за период с 2013 по 2014 г.г.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Департамента о взыскании с ответчика задолженности, в том числе и по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов (буровой шлам) за 2014 год.
Поскольку заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2017 по делу N А63-3871/2016 в обжалуемой части не имеется.
Ходатайство общества о повороте исполнения решения суда подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "РН-Ставропольнефтегаз" о повороте исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2016 по делу N А63-3871/2016 оставить без рассмотрения.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2017 по делу N А63-3871/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3871/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф08-588/17 настоящее постановление отменено
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "РН-Ставропольнефтегаз"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2013/18
13.12.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3744/16
26.07.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3871/16
24.07.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3871/16
22.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-588/17
28.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3744/16
12.07.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3871/16