г. Владивосток |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А51-19947/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.С. Шевченко,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России",
апелляционное производство N 05АП-8579/2017
на решение от 25.10.2017
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-19947/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
к Департаменту по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края
(ИНН 2540188015, ОГРН 1122540012154),
обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая Служба-Байкал" (ИНН 3827044017, ОГРН 1133850049882)
о признании действий Департамента незаконными в части проведения закупки, о признании недействительным государственного контракта N 44-70-ГК/ЕП от 05.07.2017,
при участии:
от ФГУП "Почта России": Дудакова Н.Ю., по доверенности N 83-2017 от 28.02.2017, сроком действия до 31.03.2018, паспорт;
от Департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края: Гармашова Е.С., по доверенности N 44д-105 от 14.09.2017, сроком действия на 1 год, паспорт;
от ООО "Национальная почтовая Служба-Байкал": Гранин М.Д., по доверенности от 24.08.2017, сроком действия на 1 год, паспорт;
слушатель Васько Ю.Е., паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая Служба-Байкал" (далее - ООО "Национальная почтовая Служба-Байкал") о признании действий Департамента незаконными в части проведения закупки у единственного поставщика и заключении контракта с ООО "НПС-Байкал" по п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N 0120200004217000050); о признании государственного контракта N44-70-ГК/ЕП, заключенного Департаментом с ООО "НПС-Байкал" 05.07.2017 недействительным.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2017 в удовлетворении исковых требований ФГУП "Почта России" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что предметом закупки не являются универсальные почтовые услуги. Полагает, что судом не дана оценка действиям Заказчика в части несоблюдения требований, предусмотренных статьями 1, 4, 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 жалоба ФГУП "Почта России" принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 18.12.2017.
Через канцелярию суда от Департамента, ООО "Национальная почтовая Служба-Байкал" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела. Ответчики по тексту представленных отзывов на апелляционную жалобу выразили несогласие с изложенными в ней доводами, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Департамента, ООО "Национальная почтовая Служба-Байкал" на доводы апелляционной жалобы возражали, поддержали доводы представленных через канцелярию суда отзывов. Решение Арбитражного суда Приморского края просили оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Департаментом по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края проведена закупка N 0120200004217000050 у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг почтовой связи, по результатам которой 05.07.2017 заключен государственный контракт N 44-70-ГК/ЕП с ООО "Национальная почтовая Служба - Байкал" на сумму 2 382 000, без НДС, сроком действия с 01.06.2017 по 31.12.2017.
Истец, полагая, что при заключении оспариваемого контракта был выбран неверный способ закупки, ограничивающий конкуренцию на рынке почтовых услуг, а также то, что торги проведены с нарушением законодательства, в результате которого были нарушены обязательные для сторон правила и условия его заключения, обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
По правилам пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (пункт 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (статья 3 Закона о естественных монополиях).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктам 13, 30 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) универсальные услуги связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания; оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
Пунктом 1 статьи 57 Закона о связи к универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа: услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
В целях реализации Закона о связи разработано Положение (утверждено постановлением N 637), которое определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее - государственное регулирование).
Положения части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ и постановления Правительства РФ N 637 от 24.10.2005 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" не дают определения общедоступной почтовой связи, при этом содержат отсылочные нормы к нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы оказания услуг почтовой связи - Закону N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилам оказания услуг почтовой связи (утверждены приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234; далее - Правила N 234), которые, в свою очередь, не ограничивают термин "почтовые услуги" лишь пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передачей внутренней телеграммы.
В пункте 1 статьи 29 Закона о связи установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Услуги почтовой связи включены в пункт 20 Перечня наименований услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
В статье 16 Закона о почтовой связи предусмотрено, что по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Под оператором почтовой связи понимаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи, под организацией почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 18 Закона о почтовой связи обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи возложено исключительно на организации федеральной почтовой связи.
Исходя из указанных норм закона, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предмет закупки N 0120200004217000050 относится не к универсальным услугам почтовой связи, а к услугам почтовой связи, что допускает участие в ней помимо естественных монополий и других организаций, осуществляющих услуги почтовой связи. При этом, поскольку в силу пункта 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением N 637 от 24.10.2005, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а прием, обработка, пересылка, доставка, выдача внутренних почтовых отправлений являются видами деятельности, отнесенными к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, заключение Заказчиком государственного контракта у единственного поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о закупках возможно при условии, что предметом государственного контракта является деятельность, подпадающая под действие Закона о естественных монополиях, а у исполнителя такого государственного контракта имеется лицензия на оказание таких услуг.
Как следует из материалов дела, предметом заключенного по итогам закупки государственного контракта является оказание услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции, то есть по оказанию услуг, относящихся к сфере деятельности естественной монополии.
Исходя из требований Закона о почтовой связи в их правовой взаимосвязи с постановлением N 637, под общедоступной почтовой связью для целей Закона о естественных монополиях понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учет, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции, не относящиеся к универсальным услугам почтовой связи.
Следовательно, довод истца о том, что услуги, являющиеся объектом закупки, относятся к универсальным, и, как следствие, только ФГУП "Почта России" может их оказывать, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
ООО "Национальная почтовая Служба - Байкал" осуществляет деятельность по оказанию услуг связи в соответствии с лицензией N 130227 от 07.03.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации. В соответствии с приложением к лицензии лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю: а) приема почтовых отправлений; б) обработки почтовых отправлений; в) перевозки почтовых отправлений; г) доставки (вручения) почтовых отправлений.
Указанной лицензией установлено, что исполнитель вправе оказывать услуги связи на территории Российской Федерации, то есть осуществлять внутреннюю пересылку корреспонденции, и на исполнителя не возложено обязательств по оказанию универсальных услуг почтовой связи.
Из пункта 3.2. государственного контракта N 44-70-ГК/ЕП от 05.07.2017 на оказание услуг общедоступной почтовой связи по приему, обработке, пересылке и выдаче внутренних почтовых отправлений, следует, что исполнитель обязан оказывать услуги по приему/возврату корреспонденции, уведомлений на судебные участки мировых судей г. Владивостока, по адресам в соответствии с приложением N 3 к контракту.
Таким образом, между ООО "НПС - Байкал" и Департаментом заключен государственный контракт от N 44-70-ГК/ЕП по оказанию услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем и бандеролей), то есть по оказанию услуг, относящихся к сфере деятельности естественной монополии.
Как установлено материалами дела, в настоящее время работы по контракту фактически выполняются, потребности заказчика в предмете контракта удовлетворены, приведение сторон контракта в первоначальное положение невозможно, а удовлетворение иска не может привести к восстановлению нарушенного права.
В этой связи исковые требования ФГУП "Почта России", предъявленные по настоящему делу, не подлежат удовлетворению, поскольку не соответствуют действующему законодательству и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что предметом закупки являются универсальные почтовые услуги, подлежит отклонению, поскольку направлен на переоценку законного и обоснованного вывода суда первой инстанции. В соответствии с требованиями статьи 18 Закона о почтовой связи обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи возложено исключительно на организации федеральной почтовой связи. Однако, поскольку предмет закупки относится не к универсальным услугам почтовой связи, а к услугам общедоступной почтовой связи, допускается участие в ней, помимо организации федеральной почтовой связи, и других организаций, осуществляющие услуги почтовой связи.
Довод жалобы ФГУП "Почта России" об ограничении принципа конкуренции при осуществлении закупки подлежит отклонению ввиду того, что отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии со статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях, в том числе на указание услуг общедоступной почтовой связи (часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях).
С учетом изложенного, осуществление Департаментом закупки за номером 0120200004217000050 у единственного поставщика и заключение с ООО "НПС-Байкал" контракта N 44-70-ГК/ЕП не противоречит требованиям действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" отсутствуют.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2017 по делу N А51-19947/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.С. Шевченко |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19947/2017
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края, ООО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ СЛУЖБА-БАЙКАЛ"