Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф09-1321/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А07-23455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года по делу N А07-23455/2017 (судья Валеев К.В.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление, ГУ - УПФ РФ в г. Сибай Республики Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан" (далее - заинтересованное лицо, предприятие, ГУП издательский дом "Республика Башкортостан") о взыскании финансовых санкций в сумме 32 000 рублей за непредставление в установленных законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2016 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, представленные в материалы дела доказательства оценены не верно. В частности заявитель ссылается на то, что решение вынесено им в отношении юридического лица, а именно, государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан", за Сибайский информационный центр - филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан". Следовательно, Управление правомерно привлекло предприятие за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования с требованием об уплате финансовых санкций.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили; от фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Советского района г. Уфы 12.04.2001 за регистрационным номером 803, Инспекцией МНС России по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан 17.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1020203229892 (л.д. 26 - 53; 69).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан в отношении ГУП Республики Башкортостан издательский дом "Республика Башкортостан" / Сибайского информационного центра - филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республики Башкортостан" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования, по результатам которой составлен акт от 01.03.2017 N 002S18170003864 (л.д. 12).
Согласно акту проверки сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на 64 застрахованных лица за отчетный период декабрь 2016 представлены с нарушением установленного законом срока.
Управлением 04.04.2017 в отношении Сибайского информационного центра - филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республики Башкортостан" вынесено решение N 002S19170005827 (л.д. 20), в соответствии с которым, именно в Сибайский информационный центр - филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан, привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", виде штрафа в сумме 32 000 рублей.
Управлением 26.04.2017 было выставлено требование об уплате финансовых санкций N 002S01170391974, представлен расчет суммы штрафа (л.д. 22).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда за взысканием финансовой санкции в судебном порядке.
Отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что филиал не может являться субъектом ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212 АПК РФ).
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1 ст. 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).
В силу условий части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч. 6 ст. 215 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закона N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Понятие страхователя в целях Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", дано в абзаце 3 его статьи 1, а именно, страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 55 ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2011 N 12902/10, в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Из указанного следует, что обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение.
Как следует из материалов дела, решение Управления Пенсионного фонда вынесено в отношении Сибайского информационного центра - филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан", расположенного по адресу: 453833, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Заки Валиди, 22.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Сибайский информационный центр является филиалом ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан" и статуса юридического лица не имеет (л.д. 92, оборот).
В пунктах 1.4 - 1.5. Положения, утвержденного приказом генеральным директором ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан" от 16.04.20155, также указано, что Сибайский информационный центр не имеет статуса юридического лица; ответственность за деятельность филиала несет директор филиала и создавшее его унитарное предприятие (л.д. 127 - 142).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Сибайский информационный центр не может быть субъектом ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что решение вынесено в отношении ненадлежащего субъекта - филиала юридического лица, не являющегося самостоятельным участником отношений (страхователем), и, соответственно, самостоятельным субъектом ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан по платежному поручению от 03.11.2017 N 509042 государственная пошлина в сумме 3000 рублей за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года по делу N А07-23455/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2017 N 509042 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23455/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф09-1321/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИБАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН"
Третье лицо: ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан" за сибайский информационный центр -филиал РБ Издательский дом "Республика Башкортостан"