г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А42-3612/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26553/2017) АО "ОТП Банк" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2017 по делу N А42-3612/2017(судья Купчина А.В.), принятое
по заявлению АО "ОТП Банк"
к МИФНС N 5 по Мурманской области
о признании незаконным решения, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество "ОТП Банк" (ИНН 7708001614, ОГРН 1027739176563; далее - заявитель, Банк), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (ИНН 5108900937, ОГРН 1045100076471; далее - инспекция, налоговый орган) от 15.12.2016 N 6.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 21.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Банк просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с проведением налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Пирогова Евгения Александровича (ИНН 510890922101) инспекция направила в АО "Альфа-Банк" запрос о предоставлении выписок по операциям на счете указанного лица.
В ходе анализа представленной АО "Альфа-Банк" выписки инспекцией установлено, что Пирогов Е.А. с расчетного счета, открытого в данном банке, в период с 16.12.2015 по 21.12.2015 произвел 14 операций по списанию денежных средств на свой счет, открытый в Банке.
Инспекция направила Банк в электронном виде запрос от 28.09.2016 N 4008 о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в отношении всех счетов, открытых указанным лицом в Банке за период с 15.12.2015 по 31.12.2015 (форма 1123203). Данный запрос получен Банком 29.09.2016.
04.10.2016 Банк по телекоммуникационным каналам связи направил в адрес инспекции сообщение о том, что Пирогов Е.А. не имеет расчетных счетов в Банке.
Однако, в связи с тем, что инспекция запрашивала в Банке выписки по всем открытым счетам (как индивидуальным предпринимателем, так и физическим лицом), и имеющуюся в налоговом органе информацию о наличии у Пирогова Е.А. счетов в Банке, налоговым органом сделан вывод о нарушении Банком пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением инспекции от 15.12.2016 N 6 Банк привлечен к налоговой ответственности по статье 135.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб. за непредставление в установленный срок в налоговый орган выписок по операциям на счетах в отношении Пирогова Е.А.
Решение инспекции от 15.12.2016 N 6 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 11.04.2017 N 181 решение инспекции от 15.12.2016 N 6 оставлено без изменения, а жалоба банка - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции, Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал Банку в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Указанный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, счетов, открытых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ утверждены формы и порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе.
Данный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
При реализации своих полномочий используется запрос о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) по форме по КНД 1123203.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 4 формы по КНД 1123203 в соответствующих полях формы запроса указываются следующие сведения:
а) полное наименование банка (оператора по переводу денежных средств), в который представляется запрос, адрес его места нахождения, ИНН, КПП, БИК;
б) полное наименование организации, в отношении которой запрашиваются выписки, ее ИНН, КПП, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого запрашиваются выписки, его ИНН;
в) номера счетов (номера специальных банковских счетов) организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), по операциям на которых запрашиваются выписки, либо указание на необходимость предоставления выписок по всем счетам (специальным банковским счетам), открытым данным лицом в банке (у оператора по переводу денежных средств);
г) период времени, за который запрашиваются выписки;
д) наименование и адрес налогового органа, направляющего запрос, в адрес которого должны быть представлены запрашиваемые выписки;
е) контактный телефон должностного лица налогового органа.
Согласно материалам дела, запрос от 28.09.2016 N 4011 составлен налоговым органом по форме КНД 1123203, в графе "полное наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката учредившего адвокатский кабинет)" указано Пирогов Евгений Александрович, в графе "ИНН" указано 510890922101, а также имеется отметка о том, что выписки по операциям на счетах (специальных банковских счетах) необходимо предоставить в отношении всех счетов, открытых указанным лицом в банке.
Указание адреса и даты рождения лица, в отношении которого запрашиваются сведения, независимо от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя формой КНД 1123203 не предусмотрено.
Таким образом, инспекцией соблюдена форма запроса в отношении счетов Пирогова Е. А., утвержденная Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.
До внесения изменений в данный документ, налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22680@ указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к Письму ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 (Письмо ФПС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322).
Из письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22680@ "Об информации о вкладах (депозитах) с 1 января 2013 года" следует, что банки, кроме информации по счетам и об электронных денежных средствах, обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), выписки по вкладам (депозитам) при наличии условий, предусмотренных этой нормой.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520 налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется использовать формы соответствующих запросов, согласно приложениям к настоящему письму.
В Письме ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 (редакция от 20.06.2014) "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014" указано, что соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 10, пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", пункт 2 статьи 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступающей в силу с 01.07.2014.
Согласно новой редакции названной нормы введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах: в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет - в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса; в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями - в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 N N ММИ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к настоящему письму.
Так, в соответствии с рекомендованными формами запрос в банк в мотивировочной части должен содержать ссылку на статус налогоплательщика (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), вид проводимой налоговой проверки (выездная, повторная выездная, камеральная), а также в случае направления запроса в отношении физического лица - согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом от 26.01.2017 N ЕД-4-2/1267@ Федеральная налоговая служба России разъяснила, что порядок и процедура такого согласия регулируются внутренними документами налоговых органов как письменное обращение нижестоящего налогового органа в адрес вышестоящего налогового органа либо как служебная записка структурного подразделения центрального аппарата ФНС России в адрес руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки Федеральной налоговой службой).
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательную письменную форму согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предусмотренного пунктом 2 статьи 86 НК РФ. Вместе с тем, учитывая возможное инициирование налогоплательщиком налогового спора в суде по данному вопросу, письменная форма такого согласия является целесообразной.
Разграничить денежные средства на банковских счетах физического лица на используемые им для осуществления исключительно предпринимательской деятельности и для личного потребления.
Обязанность индивидуального предпринимателя открывать банковский счет при осуществлении предпринимательской деятельности законодательно не закреплена.
В письме от 10.07.2013 N 03-02-07/1/26643 Минфин России указал, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что документы (информация), перечисленные в пункте 2 статьи 86 НК РФ, могут быть запрошены налоговыми органами у банков исключительно только по тем счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, которые используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, банки обязаны представлять налоговым органам по их мотивированным запросам документы (информацию) по счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, в том числе открытым им как физическим лицам.
Таким образом, Банк был правомерно привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в отношении Пирогова Е.А., оснований для признания недействительным решения налогового органа не имеется.
Довод заявителя о нарушении налоговым органом требований статьи 101 НК РФ, выразившимся в несообщении Банку о времени и месте составления акт проверки, правомерно отклонен судом как необоснованный.
Статьей 100.1 НК РФ установлен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях: дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ; дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Согласно пункту 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ установлено, что акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Таким образом, ссылка заявителя на положения статьи 101 НК РФ неправомерна.
Как следует из материалов, письмом от 10.10.2016 N 04-20/005938 Банк был приглашен инспекцией на подписание и вручение акта на 20.10.2016 в 14 часов 00 минут. Письмо направлено заказным письмом по почте 13.10.2016 и получено Банком 19.10.2016, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации не установлен порядок составления и сроки направления налогоплательщикам приглашения на подписание актов.
В связи с тем, что в указанное время налогоплательщик в инспекцию не явился, ходатайства о невозможности явиться на подписание акта не заявил, составленный налоговым органом акт от 20.10.2016 N 6 и уведомление от 20.10.2016 N 1532 о вызове налогоплательщика на 12.12.2016 на рассмотрение материалов налогового контроля направлены 25.10.2016 по юридическому адресу Банка заказным письмом и получены им 31.10.2016, что подтверждается уведомлением о вручении.
Налогоплательщиком представлены письменные возражения на акт от 03.11.2016, полученные налоговым органом 10.11.2016. Материалы дела с возражениями рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика (представителей налогоплательщика), что подтверждается протоколом рассмотрения от 12.12.2016.
Таким образом, инспекция исполнила обязанность по заблаговременному уведомлению налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки, обеспечив возможность реализации права Банка на представление возражений, объяснений по существу выявленных налоговых нарушений, участие при составлении актов и в рассмотрении материалов проверки.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2017 по делу N А42-3612/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3612/2017
Истец: АО "ОТП БАНК"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26553/17