г. Челябинск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А76-29013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2017 по делу N А76-29013/2016 (судья Мосягина Е.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Негодяева Инна Анатольевна (доверенность б/н от 25.05.2017).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ММК", впоследствии ПАО "ММК", ответчик) с исковым заявлением о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 577 792 руб. 90 коп. (т.1, л.д. 3-7).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.10.2017 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 14 555 руб. 85 коп. (т. 11, л.д.113-117).
В апелляционной жалобе ПАО "ММК" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 11, л.д. 120-122).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ПАО "ММК" ссылалось на то, что суд первой инстанции ссылается на ошибочность установленного судом первой инстанции обстоятельства простоя вагонов на путях общего пользования по причине, зависящей от ПАО "ММК". Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причине простоя вагонов на путях общего пользования, не принадлежащих ОАО "РЖД", и причины пользовании вагонами перевозчика по не зависящим от ответчика обстоятельствам.
Полагает, что акты общей формы не содержат конкретных причин простоя вагонов на путях общего пользования, тогда как в соответствии с п. 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 (далее - Правила от 18.06.2003 N 45), в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Кроме того, акты составлены в одностороннем порядке.
Ответчик считает, что применительно к рассматриваемой ситуации простоя вагонов, должны быть применены по аналогии причины, указанные в п.1.2 Распоряжения общества "РЖД" N 558 от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из - за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования".
Указывает, что для взыскания платы за пользование вагонами перевозчика в соответствии с п. 3.3.4 Единого технологического процесса (далее - ЕТП) должно быть указано время фактического зачисления вагонов перевозчика на ответственный простой владельца, однако соответствующие отметки в памятках приёмосдатчика отсутствуют.
Также ответчик приводит подпункты "в" и "г" пункта 20 заключённого между сторонами договора на эксплуатацию путей необщего пользования от N 5/12 от 01.02.2013 и обращает внимание, что плата за простой вагонов на путях общего пользования и плата за пользование вагонами общества "РЖД" начисляется только при наличии следующих обстоятельств: подвижной состав, независимо от принадлежности, находится на путях общего пользования в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приёма вагонов, под таможенными операциями, свыше сроков, указанных для этих операций; а также при наличии причин, зависящих от владельца и не зависящих от перевозчика.
Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство в части приобщения к материалам дела документов, подтверждающих географическое место нахождения локомотивов по данным навигационной системы Локарус Информ, что привело в свою очередь к неправильному выводу суда первой инстанции об отсутствии документов опровергающих акты общей формы и наличие причин, зависящих от ПАО "ММК" в простое вагонов на путях общего пользования. Данные документы в совокупности с актами о простоях локомотивов ПАО "ММК", справками с указанием причин простоя локомотивов ПАО "ММК" на путях общего пользования в смену, книгой телефонограмм позволяет установить причины простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, независящим от ПАО "ММК".
Утверждает, что судом первой инстанции не учтено, что вагоны с путей общего пользования станции "Магнитогорск - Грузовой" забираются с путей общего пользования исключительно локомотивом владельца, а в соответствии с п. 3.2.8 ЕТП перевозчик обязан обеспечить оборот локомотивов владельца на станции "Магнитогорск - Грузовой" и подаёт локомотивы владельца, прибывшие с передаточными поездами или резервом под составы, подготовленные к сдаче на железнодорожный путь необщего пользования владельца, на ближайшие три интервала.
Именно ОАО "РЖД" является лицом, ответственным за безопасность движения железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования. Процессом передвижения локомотивов ПАО "ММК" руководит исключительно диспетчер ОАО "РЖД", тогда как ответчик не может повлиять на процесс своевременного подвода собственных локомотивов под готовые передачи.
Указывает, что все представленные ответчиком в материалы дела документы свидетельствуют о том, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, зависящим от истца.
ОАО "РЖД" представило в арбитражный апелляционный суд письменные объяснения относительно апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик не явился. С учетом мнения истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск - Грузовой и Куйбас ЮУЖД N 5/12 от 01.02.2013 (т.1, л.д. 13-22).
По условиям указанного договора в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Магнитогорск - Грузовой Южно- Уральской железной дороги стрелочным переводом N 427 к 9-му пути парка "О", стрелочным переводом N 186 к парку "С", стрелочным переводом N 22 к парку "А", к станции Куйбас- стрелочным переводом N 6. Железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 5.1 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика по станции Магнитогорск - Грузовой - на выставочные пути: пути парков "А" и "С" станции Магнитогорск - Грузовой, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Магнитогорск - Грузовой, должны быть убраны его локомотивом не позднее чем через 30 минут после приема.
Согласно пункта 8.1 Договора, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится по станции Магнитогорск - Грузовой через минимальные интервалы, кроме собственных и арендованных порожних вагонов: - одноименных и разноименных групп, кроме второй, шестой, седьмой и восьмой (при наличии в группе менее 6 вагонов с ферросплавами), между собой - 1,0 час; - одноименных групп 3 между собой: вторая - 2,0 часа (летом - с 16 апреля по 30 сентября), 3,0 часа (зимой- с 1 октября по 15 апреля); четвертая - 2,0 часа; шестая - 2,5 часа; седьмая - 3,0 часа; восьмая - 12,0 часов (при наличии в группе 6-ти и более вагонов с ферросплавами).
Допускается передача вагонов на путь необщего пользования ОАО "ММК" ранее наступления интервала по согласованию между маневровым диспетчером станции Магнитогорск - Грузовой и старшим поездным диспетчером УЖДТ ОАО "ММК" и с зачислением на ответственный простой ОАО "ММК" по фактическому времени отправления.
Собственные и арендованные порожние вагоны подаются по уведомлению и предъявлению без учета минимальных интервалов между подачами. Уведомление о подаче передается по телефону работнику станции передача ОАО "ММК" не позднее чем за 2 часа до передачи вагонов на выставочный путь с записью в книге уведомлений формы ГУ-2.
При отказе ОАО "ММК" от приема передачи со станции Магнитогорск - Грузовой Перевозчик в установленном порядке оформляет акт общей формы и все задержанные вагоны по этой причине вагоны находятся на ответственном простое Владельца с оплатой времени нахождения вагонов на путях станции Рудная и Куйбас согласно пп. "г" п. 20 настоящего договора.
Аналогичное условие зафиксировано в едином технологическом процессе (п.3.2.7 ЕТП).
Согласно п.2.3.2 ЕТП железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивами ОАО "ММК". Подача и уборка контрагентам производится локомотивами ОАО "ММК".
Согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения поездов на ж/д пути необщего пользования ОАО "ММК", примыкающего к станциям Магнитогорск - Грузовой и Куйбас, согласованной сторонами (п.5.1) обслуживание подъездного пути ОАО "ММК" производится локомотивами локомотивного цеха ЖДТ ОАО "ММК", как и перестановка вагонов со станций примыкания на внутризаводские станции, на фронты погрузки -выгрузки.
Согласно редакции дополнительного соглашения N 4 от 10.10.2015 к договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 в соответствии с пунктом 20
подпунктом "Г" договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения
вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца и независящим от перевозчика, по ставкам тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 29.05.2016 по 08.06.2016 на станции Магнитогорск - Грузовой ЮУЖД на путях общего пользования в ожидании подачи, приема простаивали вагоны, не принадлежащие перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, о чем составлены акты общей формы, которые подтверждают задержку вагонов.
В указанных актах перечислены вагоны, которые простаивают на выставочном пути, но не убраны локомотивом ПАО "ММК", имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
За время задержки вагонов на путях общего пользования ответчику начислена плата в общей сумме 577 792 руб. 90 коп.
В целях досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" направило в адрес ПАО "ММК" претензию N ЮУТЦФТОЮ-133/25 от 15.09.2016 с просьбой в сроки установленные действующим законодательством погасить задолженность за время простоя вагонов после зачисления передаточного состава более 30 минут и за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику в размере 577 792 руб. 90 коп. (т.1, л.д. 36-38).
Неисполнение ПАО "ММК" в добровольном порядке изложенные в претензии требования, послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции пришел к выводу, что обстоятельства, подтверждающие простой вагонов на путях общего пользования на станции назначения Магнитогорск - Грузовой в период с 29.05.2016 по 08.06.2016 установлены представленными в дело актами общей формы, составленными в порядке п. 3.4 Правил N 45, в соответствии с предъявляемыми законом требованиями.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п.2 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании части 11 статьи 39 УЖДТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖДТ).
Согласно пункта 4.6. Правил N 26 при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
Согласно редакции дополнительного соглашения N 4 от 10.10.2015 к договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 г. в соответствии с пунктом 20 подпунктом "г" договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам, зависящим от владельца и независящим от перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, памятки приемосдатчика о занятости выставочных путей необщего пользования в периоды с 19.11.2016 по 27.01.2017, суд первой инстанции установил, что акты общей формы оформлены согласно требованиям ст. 119 УЖДТ, п.4.6 Правил N 26 раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, и подтверждают обстоятельство нахождения прибывших в адрес ПАО "ММК" вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖДТ).
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утверждённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов.
Данный вид платы предусмотрен Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127 т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N2), утверждённые Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12.
Произведенный истцом расчет платы за предоставление железнодорожных путей, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод о том, что в актах не изложены причины простоя в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р, подлежит отклонению, поскольку противоречит представленным в дело доказательствам. В настоящее время указанное Распоряжение не действует.
При этом следует отметить ошибочность ссылки ответчика на п. 3.2.8 ЕТП, предусматривающий обязанность дежурного по станции "Магнитогорск - Грузовой" обеспечить грузооборот локомотивов ПАО "ММК" на путях станции.
В случае превышения простоя локомотива ПАО "ММК" установленных сроков приемосдатчик станции "Передача ПАО "ММК" составляет акт общей формы для взыскания платы за простой локомотива ПАО "ММК" на путях станции "Магнитогорск - Грузовой", подписанный оператором станции.
Таким образом, указанный пункт определяет порядок работы локомотива ПАО "ММК", а также действия работников станции "Магнитогорск - Грузовой" и ПАО "ММК" при превышении локомотивом ответчика установленных сроков простоя для последующего взыскания с ОАО "РЖД" платы за простой локомотива ПАО "ММК".
Между тем предметом настоящего спора является взыскание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции "Магнитогорск - Грузовой" на основании п. 3.2.9 ЕТП, в соответствии с которыми ответчику начисляется плата за сверхнормативное нахождение вагонов на путях общего пользования в течение 30 минут после приема.
Довод об отсутствии технической возможности убрать вагоны с выставочных путей в связи с низкой перерабатывающей способностью станции также не может быть принят во внимание, поскольку в регулирующем данные правоотношения законодательстве отсутствуют положения, обязывающие перевозчика учитывать технические или технологические возможности железнодорожной станции.
Обязательства между ответчиком и его контрагентами, иными лицами по осуществлению поставки груза железнодорожным транспортом (учитывая значительный грузопоток комбината) не создает для ОАО "РЖД" обязанности по безвозмездному предоставлению мест для отстоя вагонов, которые не могут быть своевременно приняты ответчиком ввиду низкой перерабатывающей способности станции.
Кроме того, в соответствии с пунктами 8.2.2, 8.4 ЕТП, пунктом 22.16 договора старший поездной диспетчер УЖДТ ответчика и маневровый диспетчер станции "Магнитогорск" в начале каждой смены обмениваются данными о положении грузовой и поездной работы на путях станции "Магнитогорск - Грузовой" и ПАО "ММК" (наличие груженых вагонов по направлениям, наличие порожних вагонов, количество вагонов под грузовыми операциями), совместно планируют работы смены в целом по узлу, составляя план при приеме и сдаче вагонов.
Согласно п. 3.3.2 ЕТП в целях заблаговременной организации обработки поездов и обмена передаточными составами маневровый диспетчер станции "Магнитогорск - Грузовой" со старшим поездным диспетчером УЖДТ ПАО "ММК" передает в СТЦ, КПБ станции "Магнитогорск - Грузовой" план отправления передаточных составов не менее, чем за 3 часа.
Таким образом, выполняя условия подписанных сторонами соглашений, инструкций и ЕТП ответчик должен заблаговременно располагать сведениями о количестве прибывающих и прибывших составов в свой адрес, так же как и данными, зафиксированными в электронных железнодорожных накладных о дате прибытия вагонов и дате уведомления об их прибытии, в связи с чем координировать деятельность своих служб и работников по своевременной уборке принятых составов с выставочных путей.
Между тем ответчик, получая информацию о прибывающих в его адрес вагонах, не отказывался от их приемки, самостоятельно регулировал необходимый ему грузопоток, производил приемку передаточных составов, однако обязательства по своевременной уборке принятых составов не исполнял, а следовательно, выводы, к которым пришел суд первой инстанции в результате исследования обстоятельств в рамках настоящего дела, являются верными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2017 по делу N А76-29013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29013/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "ММК"