г. Саратов |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А57-18916/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Цуцковой М. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солейник Я. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ассоциации "Объединение Саратовских строителей (СРО)"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2017 года по делу N А57-18916/2017, (судья Огнищева Ю.П.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮграЭнергоСервис" (628684, Автономный округ Ханты-мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Заречная, 24, 2, ОГРН 1108605000129, ИНН 8605022269)
к некоммерческому партнерству "Межрегиональное Объединение Строителей" (410004, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 43, ОГРН 1046405022663, ИНН 6452091903)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - саморегулируемая организация "Союз строителей Югры" (628011, Автономный округ Ханты-мансийский Автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 67, ОГРН 1088600001478, ИНН 8601036373)
о признании незаконными бездействия некоммерческого партнерства "Межрегиональное Объединение Строителей", выразившегося в неперечислении средств компенсационного фонда в Саморегулируемую организацию "Союз строителей Югры" в порядке, установленном ч.13 ст.3.3 ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ",
об обязании Некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение строителей (СРО)" перечислить средства компенсационного фонда в порядке, установленном ч.13 ст. 3.3 "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" в размере 202 190 руб.,
о взыскании с некоммерческого партнерства "Межрегиональное Объединение Строителей" расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЮграЭнергоСервис" (далее - ООО "ЮграЭнергоСервси", истец) с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Некоммерческому партнерству "Межрегиональное объединение строителей (СРО)" (далее - НП "МОС (СРО)", ответчик) об обязании перечислить Саморегулируемой организации "Союз строителей Югры" средства компенсационного фонда в размере 202 190 руб., взыскать с НП "МОС (СРО)" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2017 по делу N А57-18916/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ассоциация "ОСС (СРО)", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ООО "ЮграЭнергоСервис", являлось членом НП "МОС (СРО)" и на основании требований закона, исполняя обязанность, установленную статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечислило всего 500 000 руб. в компенсационный фонд Ответчика денежные средства.
Истцу было выдано свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии) СРО-С-057-8605022269-002539-6 от 04.04.2016.
ООО "ЮграЭнергоСервис" направило Ответчику уведомление от 25.11.2016 о добровольном прекращении членства с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию (вх. 28.11.2016).
Уведомление получено ответчиком, данный факт не оспаривается.
13.04.2017 ООО "ЮграЭнергоСервис" было принято в члены саморегулируемой организации - СРО "Союз строителей Югры", о чем также была сделана соответствующая запись в единый реестр членов СРО.
Ответчик перечислил на расчетный счет новой СРО "Союз строителей Югры", средства компенсационного фонда в размере 297 810 руб.
Поскольку, установленный законом срок для перечисления денежных средств истек, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался следующими нормами права.
В силу статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7) одним из источником формирования имущества ассоциации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Такие поступления не квалифицированы в законе как добровольные, в отличие от другого источника формирования имущества - добровольных имущественных взносов и пожертвований.
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации (пункт 2 статьи 26 Закона N 7).
В соответствии со статьей 8 Закона N 7 некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
В силу пункта 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статья 60 настоящего Кодекса.
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 372) статья 55.6 "Прием в члены саморегулируемой организации" изложена в новой редакции. Новая редакция вступает в силу с 1 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55.6 ГрК РФ, членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация".
До вступления в силу новой редакции Градостроительного кодекса РФ установлен переходный период, позволяющий истцу добровольно прекратить членство у ответчика и вступить в иную саморегулируемую организацию.
В соответствии с частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем о перечислении внесенного им взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.
При приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации.
Согласно статье 55.16 ГрК РФ для получения свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства ООО "ЮграЭнергоСервис" перечислило в компенсационный фонд Ответчика денежные средства в размере 500 000 руб.
На основании уведомления истца о добровольном прекращении членства с последующим переходом в СРО по месту регистрации, членство ООО "ЮграЭнергоСервис" в НП "МОС (СРО)" 16.11.2016 было прекращено согласно уведомлению, в реестр членов внесена соответствующая информация.
НП "МОС (СРО)" были перечислены средства компенсационного фонда в размере 297 810 руб. на счет Ассоциации СРО "Союз строителей Югры".
Поскольку истцом были внесены в компенсационный фонд ответчика денежные средства в размере 500 000 руб., то денежные средства в оставшейся части в размере 202 190 руб. подлежат перечислению на расчетный счет Ассоциации СРО "Союз строителей Югры".
Расчет размера компенсационного фонда, подлежащего перечислению, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование истца является законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что с момента принятия ФЗ от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и решения отраженного в протоколе N 33 от 06.06.2017, истец не имеет право требовать обязать ответчика перечислить на расчетный счет третьего лица, средства компенсационного фонда.
В новой редакции части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ указано, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания саморегулируемой организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 4 июля 2016 года отсутствовала саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - вновь созданная саморегулируемая организация), вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации либо со дня внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, но не позднее 01.09.2017. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены другой саморегулируемой организации либо факт внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, и документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены вновь созданной некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям части 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию денежные средства в размере внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) или в случае, установленном частью 13.2 настоящей статьи, в размере, определенном решением общего собрания членов саморегулируемой организации (пункт 13.1).
Общим собранием членов саморегулируемой организации, в которую поступили заявление и документы, соответствующие требованиям части 13 настоящей статьи, может быть принято решение об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса. В таком случае размер подлежащих перечислению денежных средств должен быть установлен пропорционально размеру ранее внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса исходя из финансового результата размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда (части компенсационного фонда), сформированного на дату принятия данного решения, но не позднее 01.09.2017, в том числе с учетом отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций либо введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитных организаций, в которых размещались указанные средства, а также осуществленных выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ. При этом саморегулируемая организация, принявшая общим собранием своих членов данное решение, обязана в течение трех дней разместить его на своем сайте в сети "Интернет" и направить в орган надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 14 статьи 55.5 ГрК РФ с приложением документов, являющихся исходными данными для установления размера подлежащих перечислению денежных средств и подтверждающих сведения об итогах хозяйственной деятельности саморегулируемой организации и ее подразделений, выраженные в виде таких финансовых показателей, как доход, дебиторская и кредиторская задолженности, выплаты из средств компенсационного фонда (пункт 13.2).
НП "МОС (СРО)" в качестве обоснования перечисления денежных средств в размере только 297 810 руб. ссылается на протокол заседания общего собрания НП "МОС (СРО)" от 06.06.2017, согласно которому было принято решение: перечислять из средств компенсационного фонда Ассоциации "ОСО (СРО)" в СРО по месту регистрации перешедших членов пропорционально размеру ранее внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в размере 59,56% от суммы внесенного взноса в компенсационный фонд НП "МОС (СРО)".
По мнению НП "МОС (СРО)", принятое решение соответствует положениям ч. 13.1 - 13.2 ст. 3.3 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (в новой редакции).
Суд первой инстанции, оценив представленную выписку из протокола, приходит к выводу, что у НП "МОС (СРО)" на момент проведения заседания общего собрания объединения 06.06.2017 еще не возникло право устанавливать размер подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса, поскольку Федеральный закон от 18.06.2017 N 126-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения, вступил в силу только 18.06.2017.
В силу юридического принципа "закон обратной силы не имеет" не допускается распространение действия нормативно-правовых актов на те правоотношения, которые возникли до их принятия.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 ГК РФ).
Поскольку Федеральный закон от 18.06.2017 N 126-ФЗ вступивший в силу 18.06.2017 не содержит указаний, что его действия распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, то в данном случае, поскольку истец обращался к ответчику еще в ноябре 2016 года с уведомлением о выходе из членов данного партнерства и требованием о перечислении средств компенсационного фонда, то следует руководствоваться нормами права, действовавшими в спорный период, которые предусматривали, что компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления.
Кроме того, нормы закона, действовавшего на момент выхода из СРО не предусматривали перечисление средств компенсационного фонда не в полном размере.
Довод жалобы, что средства компенсационного фонда НП "МОС (СРО)" были размещены в депозиты российских кредитных организаций, а исполнительным органом Партнерства были заключены депозитные договоры и размещены средства компенсационного фонда НП "МОС (СРО)". У трех кредитных организаций, в которых были размещены средства компенсационного фонда впоследствии были отозваны лицензии и в отношении них объявлена процедура банкротства (ОАО КБ "Стройкредит" (ЗАО) по делу N А40-52439/14, ООО "Внешпромбанк" по делу N А40-17434/16, АО АКБ "ВЕК" по делу N А40-125012/16.
Требования НП МОС СРО включены в состав требований кредиторов банков-должников.
Как указывает ответчик, включение компенсационного фонда СРО в конкурсную массу кредитной организации, признанной в установленном порядке несостоятельной (банкротом), создает юридическую и фактическую невозможность перечисления средств в соответствии с ч. 13 ст. 3.3. ФЗ N 191-ФЗ за бывшего члена СРО в размере всего внесенного им взноса, в настоящее время, т.е. до возврата их в процессе конкурсного производства.
Указанный довод является необоснованным, поскольку стороны находятся в одинаковых экономических условиях, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от обязательств по возврату денежных средств.
Довод жалобы, что ООО "ЮграЭнергоСервис" является ненадлежащим истцом, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Поскольку частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ (как в редакции, действовавшей до 18.06.2017, так и в новой редакции) предусмотрено, что само юридическое лицо вправе подать заявление в саморегулируемую организацию о перечислении внесенного им взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, то отказ в перечислении денежных средств будет нарушать права такого юридического лица, в связи с чем, ООО "Квартал" является надлежащим истцом по настоящему иску.
Ссылка ответчика на часть 13.4 статьи 3.3 Федерального закона от 09.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ), наделившей правом требования "новую" СРО к саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено, о перечислении части денежных средств компенсационного фонда, не может быть принята в качестве обоснованной, так как названная норма действует при определенной совокупности обстоятельств, изложенной в ней, а также в ч. 13.2 Закона N 191-ФЗ (которая в данном случае отсутствует), что не исключает право "бывшего" члена СРО обратиться с аналогичным правом требования, которое ему предоставлено иной нормой того же закона (частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ).
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, по сути, повторяют возражения ответчика на исковое заявление, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, что нашло свое отражение в вышеизложенной мотивировочной части судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2017 года по делу N А57-18916/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ассоциации "Объединение Саратовский Строителей (СРО)" (ОГРН 1046405022663) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18916/2017
Истец: ООО "ЮграЭнергоСервис"
Ответчик: "Межрегиональное Объединение Строителей СРО"
Третье лицо: СРО "Союз строителей Югры"