г. Чита |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А78-8272/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2017.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 октября 2017 года, дополнительное решение от 6 октября 2017 года по делу N А78-8272/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1057536070900, ИНН 7536060653, 672010, Россия, г. Чита, Забайкальский край, Ингодинская, д.6) о взыскании основного долга и неустойки в размере 1 184 598,44 руб., неустойки по день фактической оплаты основного долга с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, город Чита, улица Ленинградская,100), а при недостаточности средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, 119019, город Москва, улица Знаменка,19) за счет казны Российской Федерации, с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" (ОГРН 1027501186569, ИНН 7536011328, 672010, Россия, г. Чита, Забайкальский край, ул. Амурская,9), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "УАЗ-сервис" (ОГРН 1027501174360, ИНН 7536040791, 672039, Россия, г.Чита, Забайкальский край, ул.Бабушкина, 9), (суд первой инстанции: М.Ю. Барыкин),
при участии в судебном заседании:
от ООО "Лидер": Загвозкина Н.А., представитель по доверенности от 31.03.2017,
от Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации: - Румянская О.Н., представитель по доверенностям от 22.12.2016, 09.01.2017.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации:
- 35 736,04 руб. по нежилому помещению N 2, расположенному по адресу: ул.Дивизионная, дом 10 из них 29 270,82 руб. основной долг за период с 01.04.2015 г. по 30.04.2017 г., 6 465,22 руб. пени за период с 13.05.2015 г. по 10.07.2017 г. по день фактической оплаты;
- 591 030,35 руб. по нежилому помещению N 1, расположенному по адресу: ул.Бабушкина, дом 9 из них 483 189,35 руб. основной долг за период с 01.04.2015 г. по 30.04.2017 г., 107 841 руб. пени за период с 13.05.2015 г. по 10.07.2017 г. по день фактической оплаты;
- 557 832,05 руб. по нежилому помещению N 1, расположенному по адресу: ул.Бабушкина, дом 3 из них 456 551,43 руб. основной долг за период с 01.04.2015 г. по 30.04.2017 г., 101 280,62 руб. пени за период с 13.05.2015 г. по 10.07.2017 г. по день фактической оплаты.
Определением от 18 августа 2017 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УАЗ- сервис".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 5 октября 2017 года с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" взыскано: основной долг в сумме 969 011,60 руб., неустойка в размере 215 586,84 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 834 руб., всего 1 208 432,44 руб.
Начиная с 11 июля 2017 года по день фактической оплаты основного долга с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" следует производить взыскание неустойки, начисленной в порядке пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на сумму неоплаченного основного долга за каждый день просрочки.
Дополнительным решением арбитражного суда от 6 октября 2017 года в удовлетворении требований к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Забайкальского края" отказано.
С решением суда и дополнительным решением суда не согласно ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что у Учреждения отсутствовала обязанность по оплате спорной задолженности в связи с отсутствием с управляющей организацией (ООО "Лидер") договора управления многоквартирным домом. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчикам платежных документов, документов подтверждающих факт оплаты спорной задолженности, истцом не доказан размер задолженности. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги возложена на ООО "УАЗ-сервис" и Военный комиссариат Забайкальского края. У суда первой инстанции отсутствовали основания по удовлетворению требований о начислении пени по части 14 статьи 155 ЖК РФ, отсутствовали фактические основания требования к Министерству обороны Российской Федерации. Полагает, что Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Просит отменить оспариваемые судебные акты.
С решением, как принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права, не согласно Министерство обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что основной должник не имеет финансовой возможности для удовлетворения требований ООО "Лидер". Не согласно с привлечением к субсидиарной ответственности. Просит решение суда отменить.
Письменный отзыв на жалобы не представлен.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель истца возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить их без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лидер" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Чите по адресам: ул. Бабушкина, д. 3; ул. Бабушкина, д. 9; ул. Дивизионная, д. 10 (ранее - г. Чита, пос. Песчанка, ДОС 99).
В указанных жилых домах расположены нежилые помещения, являющиеся собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, а именно: помещение N 1 площадью 921,2 кв.м. в доме N 3 по ул.Бабушкина; помещение N 1 площадью 975,1 кв.м. в доме N 9 по ул.Бабушкина; помещение N 2 площадью 63,9 кв.м. в доме 10 по ул. Дивизионная (ранее - помещение 2 по адресу пос. Песчанка, ДОС 99).
За период с 01 апреля 2015 по 30 апреля 2017 ответчики платежи в счет оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества не вносили, что привело к образованию задолженности в размере 969 011,60 руб., в том числе: 29 270,82 руб. - по ул. Дивизионная, д.10, п.2; 483 189,35 руб. - по ул. Бабушкина, д.9, п.1; 456 551,43 руб. - по ул. Бабушкина, д.3, п.1.
Задолженность по 31 марта 2015 года была взыскана решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2015 года по делу N А78-4995/2015 (с учетом постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-4995/2015).
Договорные отношения между сторонами отсутствуют.
В связи с тем, что ответчики оплату добровольно не произвели, ООО "Лидер" направило в адрес ответчиков претензии, в связи с неудовлетворением последних обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из правомерности иска о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации основного долга, неустойки в заявленном размер.
Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-4995/2015 от 01 октября 2015 года установлено, что спорные нежилые помещения, включая п. 1 в д. 3 по ул. Бабушкина, с 1991 года находятся в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 21 апреля 2017 года.
Ответчик - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны, в силу закона - положений статей 209, 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, несет бремя содержания имущества, поскольку после передачи имущества в оперативное управление обязанность по содержанию переданного в оперативное управление имущества возлагается на учреждение, а собственник утрачивает фактические (не юридические) права по пользованию, содержанию данного имущества.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Расходы на содержание общего имущества распределяются между всеми собственниками в долях, определяемых соотношением принадлежащих им площадей.
Истцом представлены постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" об установлении размера платы за содержание помещения в многоквартирном доме для собственников и пользователей помещений, которые не приняли решения об установлении размера платы на общем собрании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан правильным. Расчет произведен на основании тарифов, утвержденных Управлением регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита".
Право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на спорные нежилые помещения, включая п. 1 в д. 3 по ул. Бабушкина, подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленными в материалы дела.
Задолженность по указанным помещениям составила 969 011,60 руб. за период с 01 апреля 2015 по 30 апреля 2017 года, требования о взыскании которой правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Пунктами 1, 2, 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
О субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения указано и в пунктах 2, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 указано, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требования к основному лицу.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судом установлено, что на момент предъявления иска основной должник - казенное учреждение, обязательства по оплате оказанных истцом услуг должным образом не исполнило.
В случае недостаточности средств у основного должника ответственность возлагается на субсидиарного должника - Российскую Федерацию за счет ее казны в лице Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с соответчика Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств у ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Взыскание неустойки за период с 13 мая 2015 года по 10 июля 2017 года в размере 215 586,84 руб. и, начиная с 11 июля 2017 года по день фактической оплаты основного долга с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" суд апелляционной инстанции считает также правомерным.
Таким образом, обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционный суд не усматривает.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой не уплатило государственную пошлину, в связи с чем, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 октября 2017 года и дополнительное решение от 6 октября 2017 года по делу N А78-8272/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8272/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф02-1151/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Забайкальского края"
Третье лицо: ООО "УАЗ-сервис"