г. Владимир |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А11-262/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ворониной Д.К.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 38017);
от ответчика (заявителя) - муниципального унитарного предприятия города Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" - Гуськовой М.С. по доверенности от 15.08.2017 сроком действия один год;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Техника" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 38034),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2017 по делу N А11-262/2017, принятое судьей Поповой З.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" (ИНН 3329040732, ОГРН 1063340023757) к муниципальному унитарному предприятию города Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" (ИНН 3305005457, ОГРН 1033302201745) о взыскании 5 978 801 руб. 04 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" (далее - ООО "СпецТехАвто", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города", Владимирская обл., г. Ковров, (далее - МУП "САХ", ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов от 30.12.2015 N 487/3 за период с марта по октябрь 2016 года в сумме 5 978 801 руб. 04 коп. (исковые требования изложены с учетом уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование иска истец указал, что у ответчика имеется задолженность за оказание услуг по размещению (захоронению) отходов. Расчет заявленных требований обосновал ссылкой на то, что прием и утилизация (захоронение) отходов является регулируемым видом деятельности, прием которых осуществляется с их переводом в кубические метры с применением коэффициента расчета: 1 куб.м = 170 кг, который установлен приказом по предприятию от 31.12.2013 N 50 и является усредненным коэффициентом, действующим во Владимирской области. В подтверждение обоснованности применения коэффициента ООО "СпецТехАвто" ссылается на рабочий проект (общая пояснительная записка 02/89-МВ-00.00-ПЗ "Комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области"), разработанный и утвержденный в 2003 году Федеральным государственным унитарным предприятием "Комплексный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии".
Ответчик признал иск частично в размере 3 219 238 руб. 38 коп. за период с 01.03.2016 по 31.10.2016
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2017 по делу N А11-262/2017 исковые требования ООО "СпецТехАвто" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, МУП "САХ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что согласно пункту 1.4 договора N 487/З на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов от 30.12.2015 фактический объем захороненных отходов определяется истцом на основании показаний автовесов с коэффициентом перерасчета 1 куб. м. =170 кг. В случае отсутствия (ремонта) автовесов объем отходов определяется исходя из объема кузова автомашины в соответствии с ее транспортными техническими характеристиками, с учетом коэффициента уплотнения. Считает, что применение данного коэффициента оправданно лишь для транспортных средств, оснащенных оборудованием для уплотнения отходов, тогда как в спорном случае перевозка осуществлялась с помощью транспортных средств, не оснащенных специальным оборудованием для уплотнения ТБО (самосвалами и автомобилями-самопогрузчиками). Применение коэффициента к тем автомобилям, в которых уплотнение отходов не происходит, по мнению ответчика, является противозаконным, приводит к нарушению прав контрагентов, заключивших договоры на предоставление услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, доставляемых на полигон иными видами мусоровозов.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МУП "САХ" является сбор, транспортировка и передача на утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления на полигон, эксплуатируемый ООО "СпецТехАвто".
30.12.2015 между ООО "СпецТехАвто" (исполнителем) и МУП "САХ" (заказчиком) заключен договор N 487/З на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов. В соответствии с пунктом 1.1 договора, исполнитель обязуется оказывать услуги заказчику по приему отходов производства и потребления по согласованному между сторонами перечню, объему, срокам и цене, с конечным размещением (захоронением) их на "Комплексе по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области", а заказчик обязуется оплачивать эти услуги на условиях, определенных настоящим договором.
В пункте 1.4 договора стороны согласовали, что фактический объем, принимаемых к захоронению отходов, определяется исполнителем расчетным путем на основании показаний автовесов с коэффициентом перерасчета 1 куб.м = 170 кг. В случае отсутствия (ремонта) автовесов объем отходов определяется исходя из объема кузова автомашины в соответствии с ее транспортными техническими характеристиками, с учетом коэффициента уплотнения. Приемка отходов осуществляется исполнителем в присутствии представителя заказчика (пункт 3.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора, услуги оказываются по действующему тарифу, утвержденному постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, на объект размещения отходов, указанный в пункте 1.1 договора, который:
- с 01.01.2016 по 30.06.2016 будет составлять 110 руб. 28 коп. за 1 куб.м. с учетом НДС 18%;
- с 01.07.2016 по 31.12.2016 будет составлять 109 руб. 67 коп. за 1 куб.м. с учетом НДС 18%.
Оплата услуг осуществляется заказчиком предварительно на расчетный счет исполнителя в размере 100% и определяется количеством отходов производства и потребления, планируемым к приему и захоронению в течение текущего месяца и согласованном с исполнителем (пункт 4.2 договора).
С 01.03.2016 по 31.10.2016 ОАО "СпецТехАвто" оказало МУП "САХ" услуги по приему и захоронению ТБО на общую сумму 8 517 196 руб. 76 коп., в том числе:
Период |
Вес |
Объём в м3. |
Сумма |
01.03.2016-31.03.2016 |
1 409 480 кг |
8 291,06 |
914 338 руб. 1 коп. |
01.04.2016-30.04.2016 |
2 217 794 кг |
13 045,85 |
1 438 696 руб. 34 коп. |
01.05.2016-31.05.2016 |
2 247 500 кг |
13 220,59 |
1 457 966 руб. 67 коп. |
01.06.2016-30.06.2016 |
1 894 460 кг |
11 143,88 |
1 228 947 руб. 09 коп. |
01.07.2016-31.07.2016 |
1 842 200 кг |
10 836,47 |
1 188 435 руб. 66 коп. |
01.08.2016-31.08.2016 |
1 551 600 кг |
9 127,06 |
1 000 964 руб. 67 коп. |
01.09.2016-30.09.2016 |
725 100 кг |
4 265,29 |
467 774 руб. 35 коп. |
09.10.2016-31.10.2016 |
1 271 200 кг |
7 477,65 |
820 073 руб. 88 коп. |
ИТОГО: |
13 159 334 кг |
77 407,85 |
8 517 196 руб. 76 коп. |
которые оплачены ответчиком частично. Факт оказания исполнителем услуг по договору в указанном объеме подтверждается соответствующими актами о приеме-сдаче отходов.
Неоплата ответчиком оказанных истцом услуг в период с марта по октябрь 2016 года послужила основанием для обращения ОАО "СпецТехАвто" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, принимая во внимание доводы истца и ответчика, исследовав материалы дела и оценив в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска ОАО "СпецТехАвто", исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разногласия сторон в рамках настоящего спора возникли относительно порядка определения объемов оказанных услуг.
ООО "СпецтТехАвто" определяло объем ТБО исходя из массы отходов в тоннах и в последующем переводило массы в кубические метры с применением коэффициента перерасчета 1 куб.м = 170 кг.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1). Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" также указано, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО относятся к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 8 названного постановления тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны ТБО.
Объем принимаемых твердых бытовых отходов лежит в основе проектирования, эксплуатации полигонов, разработки производственных программ и формирования соответствующих тарифов. Тарифы устанавливаются департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
В рассматриваемом случае постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области установлены и введены в действие тарифы для потребителей на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "СпецТехАвто" (комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка). Следовательно, тариф на услуги оператора полигона на размещение (захоронение) ТБО не зависит от воли сторон и определен вышеназванным постановлением.
При расчете тарифов учитываются объем твердых бытовых отходов, подлежащий утилизации (захоронению), в соответствии с представленной организацией рабочего проекта, который прямо предусматривает учет неуплотненных отходов исходя из нормативов накопления.
В подтверждение обоснованности применения коэффициента перерасчета ООО "СпецтТехАвто" представлен рабочий проект, разработанный и утвержденный в 2003 году федеральным государственным унитарным предприятием "Комплексный научно-исследовательский институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии"; общая пояснительная записка Рабочего проекта 02/89-МВ-00.00-ПЗ Комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области содержит сведения о том, что изначальная плотность отходов составляет 150 кг/м3 или 0,15 куб. м. Данный проект, разработанный научным институтом, прошел две экспертизы. Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Владимирской области 01.04.2004 N 237п утверждено заключение государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта строительства Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка Камешковского района Владимирской области.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьям 1, 3, 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области 10 охраны окружающей среды на основе экспертных научно и методически обоснованных выводов.
Рабочий проект строительства полигона также являлся предметом вневедомственной экспертизы государственного учреждения Владимирской области "Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы", о чем 30.07.2004 составлено сводное экспертное заключение N 104.2004.
Следовательно, рабочий проект на полигон, а также экспертные заключения по нему являются обязательными документами, подтверждающими обоснованность и соответствие требованиям в области охраны окружающей среды коэффициента плотности отходов.
Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 03.12.2015 N 48/01-25 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, размещении отходов" установлено, что отходы, передаваемые и принимаемые к размещению, определяются массой в тоннах.
Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, действующим в спорный период (2016 год), утвержденная отчетность в сфере обращения с отходами по форме 2-тп отходы, а именно пункт 7 раздела 1 указаний по ее заполнению, также предусматривает учет отходов в тоннах.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, учет принимаемых на полигон ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в журнале приема твердых бытовых отходов".
В целях установления коэффициента перерасчета отходов ООО "СпецТехАвто" издало приказ N 50 от 31.12.2013, согласно которому с 01.01.2014 фактический объем принимаемых для утилизации (захоронения) отходов определяется расчетным путем на основании показаний автовесов с коэффициентом перерасчета 1 куб.м = 170 кг.
Коэффициент уплотнения прямо влияет на объем загружаемых в транспортное средство твердых бытовых отходов. Тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливается из расчета объема твердых бытовых отходов, размещаемых на объекте без учета их уплотнения. Учет объемов твердых бытовых отходов ведется по объему принятых ТБО от населения. Мусоровоз является лишь средством транспортировки твердых бытовых отходов и не может служить средством измерения размещаемого на полигоне объема твердых бытовых отходов.
Применение коэффициента уплотнения позволяет объективно подойти к определению объема передаваемых на хранение отходов и их учета при хранении на полигоне, что соответствует Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996. На обоснованность применения коэффициента уплотнения указано и в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2015 N 44005-ОГ/04.
Следовательно, тариф на утилизацию устанавливается для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, исходя из их объема, фактически принимаемого на полигон, вне зависимости от их веса.
Стоимость на услуги по утилизации ТБО отходов от населения установлена для ООО "СпецТехАвто" на комплекс по переработке и захоронению ТБО у д. Марьинки соответствует постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области о 29.11.2013 N 31/1.
При заключении договора стороны согласовали применение установленного тарифа. Дальнейшие расчеты, приведенные в договоре, фактически являются расчетным методом определения объема оказываемых услуг, что не противоречит действующему законодательству. При этом законность установления коэффициента перерасчета массы отходов (в килограммах) в объем (кубические метры) подтверждена решением Арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2017 по делу N А11-7949/2016, вступившим в законную силу.
В основе установления тарифа лежит его экономическая обоснованность, то есть размер тарифа должен покрывать все расходы ООО "СпецТехАвто", а также предусматривать соответствующую величину прибыли. Объем принимаемых ТБО лежит в основе проектирования, эксплуатации полигона, разработки производственной программы и формирования тарифа.
При изложенных обстоятельствах, установив факт оказания ООО "СпецТехАвто" услуг ответчику и отсутствие последним их оплаты, арбитражный суд правомерно удовлетворил притязания истца в заявленной сумме.
Проверив доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции признает их необоснованными, подлежащими отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2017 по делу N А11-262/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-262/2017
Истец: ООО "СПЕЦТЕХАВТО"
Ответчик: МУП "САХ"
Третье лицо: ООО "ТЕХНИКА"