Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2017 г. N 11АП-16260/17
г. Самара |
18 декабря 2017 г. | А72-9021/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Мартиросян Е.И., доверенность от 09.01.2017 г..
от Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственного учреждения здравоохранения "Майнская районная больница" - Шакурова Е.Е., доверенность от 08.06.2017 г., так же являющаяся представителем заинтересованного лица: 40-44, 46-55,
от Государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственного учреждения здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" - Макаров Е.С., так же являющийся представителем заинтересованных лиц: 2-39, 57, 62,
другие лица участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 06 - 11 декабря 2017 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственного учреждения здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственного учреждения здравоохранения "Майнская районная больница"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 сентября 2017 года по делу N А72-9021/2017 (судья Семенова М.А.),
по заявлениям Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственного учреждения здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственного учреждения здравоохранения "Майнская районная больница",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
заинтересованные лица:
1)Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
2) ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова",
3) ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови, г. Ульяновск
4) ГУЗ "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница",
5) ГУЗ "Ульяновский территориальный центр медицины катастроф",
6) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 2",
7) ГУЗ Областной кардиологический диспансер,
8) ГКУЗ Ульяновский областной "ХОСПИС", г. Ульяновск,
9) ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова", г. Ульяновск,
10) ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер,
11) ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" (с.Большое Нагаткино);
12) ГУЗ "Ульяновская районная больница", Ульяновская область, Ульяновский района, р.п. Ишеевка,
13) ГУЗ "Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.", г.Ульяновск,
14) ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн", г.Ульяновск,
15) ГУЗ "Кузоватовская районная больница", Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п.Кузоватово,
16) ГУЗ "Базарносызганская районная больница", Ульяновская область, р.п.Базарный Сызган,
17) ГУЗ Зерносовхозская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, п.Новоселки,
18) ГУЗ "Городская больница N 2", г.Ульяновск,
19) ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска", г. Ульяновск,
20) ГУЗ "Карсунская районная больница", Ульяновская область, Карсунский район, р.п.Карсун,
21) ГУЗ "Инзенская районная больница", Ульяновская область, г.Инза,
22) ГКУЗ "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А.Копосова", г. Ульяновск,
23) ГУЗ "Новомалыклинская районная больница, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новая Малыкла,
24) ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД", г.Ульяновск,
25) ГКУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, г.Ульяновск,
26) ГУЗ "Областной клинический кожно-венерологический диспансер", г. Ульяновск,
27) ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", г. Ульяновск,
28) ГУЗ Ново-Майнская городская больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна,
29) ГУЗ Тиинская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с.Тиинск,
30) ГУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи г.Ульяновска", г. Ульяновск,
31) ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт", Ульяновская область, г. Новоульяновск,
32) ГУЗ Никольская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с. Никольское-на-Черемшане,
33) ГУЗ "Городская поликлиника N 6", г.Ульяновск,
34) ГУЗ "Городская поликлиника N 5", г.Ульяновск,
35) ГУЗ "Чердаклинская районная больница", Ульяновская область, р.п.Чердаклы,
36) ГУЗ Мулловская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Мулловка,
37) ГУЗ Городская больница N 3, г.Ульяновск,
38) ГУЗ "Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина", Ульяновская область, Павловский район, р.п.Павловка,
39) ГУЗ "Старосахчинская участковая больница", Ульяновская область, Мелекесский район, с.Старая Сахча,
40) ГУЗ "Областной врачебный физкультурный диспансер", г. Ульяновск,
41) ГУЗ "Радищевская районная больница", Ульяновская область, Радищевский район, р.п.Радищево,
42) ГКУЗ "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", г.Ульяновск, 43) ГУЗ "Старокулаткинская районная больница", Ульяновская область, р.п. Старая Кулатка,
44) ГУЗ "Вешкаймская районная больница",
45) ГУЗ "Николаевская районная больница",
46) ГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер",
47) ГУЗ "Городская поликлиника N 4",
48) ГУЗ "Областной противотуберкулезный санаторий имени врача А.А. Тамарова",
49) ГУЗ "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка",
50) ГУЗ "Сурская районная больница",
51) ГУЗ Рязановская участковая больница Ульяновская область,
52) ГУЗ "Областная детская инфекционная больница",
53) ГУЗ "Новоспасская районная больница",
54) ГУЗ "Тереньгульская районная больница",
55) ГУЗ "Барышская районная больница",
56) ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева",
57) ГУЗ "Сенгилеевская районная больница",
58) ГУЗ Городская поликлиника N 3,
59) Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области,
60) ООО "ОКТАНТ",
61) ООО "Авангард",
62) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 1",
о признании недействительными решений от 25.04.2017 по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559;
от 02.05.2017 по делу N 14 119/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559; -предписания N 21 от 25.04.2017;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственное учреждение здравоохранения "Майнская районная больница" (далее- Заявители) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просили признать недействительными принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области:
-решение от 25.04.2017 г. по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N0168200002417001559;
- решение от 02.05.2017 г. по делу N 14 119/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559;
- предписание N 21 от 25.04.2017 г.;
К участию в деле привлечены также лечебные учреждения Ульяновской области - заказчики товаров медицинского назначения, а также ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" - лица, которые обращались с жалобами в антимонопольный орган.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственное учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственное учреждение здравоохранения "Майнская районная больница" просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступили отзывы УФАС по Ульяновской области и ООО "ОКТАНТ" на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области также представлен отзыв, в котором оно просит жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители подателей жалобы, доводы в ней изложенные поддержали.
Представитель антимонопольного органа против удовлетворения жалобы возражал.
Представители ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" участия в заседании не принимали. От ООО "ОКТАНТ" поступило ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решение УФАС от 25.04.2017 г. по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559 вынесено по жалобе ООО "Авангард".
20.04.2017 в УФАС поступила жалоба ООО "Авангард" на положения аукционной документации (заказчики - 64 государственных учреждения здравоохранения Ульяновской области, уполномоченный орган - Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор совместного аукциона)) при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона N 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями (начальная (максимальная) цена контракта - 587 870 792,56 руб., дата и время окончания срока подачи заявок - 28.04.2017 в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе).
В качестве доводов о нарушениях в аукционной документации, жалоба содержала ссылки на то, что:
-в предмет закупки наряду с услугами по обеспечению медицинскими изделиями включена закупка медицинских изделий, что само по себе приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку данные услуги и товары имеют различное функциональное назначение и технические характеристики.
Формирование объекта закупки подобным образом, приводит к необоснованному ограничению конкуренции и нарушает часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 и часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Закупая медицинские изделия в рамках контракта, который заключается по результатам проведения закупки подобным образом, не соблюдаются установленные законодательством о контрактной системе обязательные правила (не применяется постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102). Также не выполняется принцип открытости и прозрачности, предусмотренный статьей 7 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчиков и организатора торгов ограничивают права участников, которые производят и поставляют медицинские изделия, но не оказывают услуги по хранению и доставке.
По мнению ООО "Авангард", единственным потенциальным участником в указанной закупке является ОАО "Ульяновскфармация", которое имеет соответствующие материальные ресурсы, склады и которое может оказать подобные услуги, "...и как показывает практика, указанное общество является единственным участником закупки в подобных торгах".
Также, по мнению ООО "Авангард", в указанной ситуации имеет место быть укрупнение лота, что ведет к значительному размеру обеспечения заявки и контракта и нарушает ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев дело N 14 107/03-2017 по жалобе ООО "Авангард", ответчик вынес 25.04.2017 г. решение по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559, которым:
-жалоба ООО "Авангард" признана обоснованной; в действиях заказчиков признано нарушение части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе; заказчики и уполномоченный орган (организатор торгов) обязаны устранить допущенные нарушения путем аннулирования (отмены) совместного электронного аукциона, на что выдать предписание; материалы дела N 14 107/03-2017 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях; материалы дела N 14 107/03-2017 переданы в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
25.04.2017 ответчиком было выдано предписание N 21, согласно которому:
- Государственным учреждениям здравоохранения Ульяновской области, Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области в срок до 11.05.2017 устранить допущенные заказчиками нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем аннулирования (отмены) совместного электронного аукциона N 0168200002417001559.
- Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
- В срок до 12.05.2017 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Указанное предписание было исполнено.
Решение УФАС от 02.05.2017 по делу N 14 119/03-2017 вынесено по жалобе ООО "ОКТАНТ" по тому же по электронному аукциону N 0168200002417001559.
25.04.2017 г. в УФАС поступила жалоба ООО "ОКТАНТ" на действия заказчиков при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона N 0168200002417001559.
Доводы жалобы заключались в том, что в нарушение положений статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в предмет закупки включены товары, технологически и функционально не связанные между собой, что приводит к ограничению количества участников закупки (например: антитромбозные чулки и электроды для ЭКГ; реактивы-реагенты для лабораторных испытаний и лезвие хирургическое и т.д.).
В рамках проведения закупки заказчиками нарушено положение пункта 2.2 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, поскольку закупаются как медицинские изделия, включенные в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (например, шприцы, устройства и т.д.), так и не включенные в него (например, шовный материал, перчатки и т.д.).
В нарушение статьи 25 Закона о контрактной системе заказчиками проводятся совместные торги на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, потребность в которых у медицинских учреждений не идентичная (например, потребность в приобретении стоматологического материала (позиция 38) имеется только у одного заказчика - ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" и т.д.).
Кроме того, по мнению заявителя, заказчиками нарушено положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки включены наименования производителей (ОАО Синтез), указания на товарные знаки VOGT MEDICAL, Vitremer без сопровождения словами "или эквивалент".
При этом необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиками, отсутствует. Невозможность более точного и четкого описания характеристик объекта закупки, кроме как с использованием указания на наименование производителя и товарные знаки, отсутствует.
Рассмотрев дело N 14 119/03-2017 по жалобе ООО "ОКТАНТ", ответчик принял 02.05.2017 г. оспариваемое решение, которым, в том числе:
-жалоба ООО "ОКТАНТ" признана обоснованной; в действиях заказчиков признаны нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что УФАС 25.04.2017 по делу N 14107/03-2017 выдано предписание на аннулирование (отмену) электронного аукциона N 0168200002417001559, предписание решено не выдавать.
Материалы дела N 14 119/03-2017 переданы уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Материалы дела N 14 119/03-2017 переданы в соответствующее структурное подразделение УФАС для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Из указанного решения УФАС также следует, в том числе, что:
-в соответствии с п.4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
25.04.2017 УФАС вынесено решение по делу N 14107/03-2017 и выдано предписание N 21 на аннулирование (отмену) электронного аукциона N 0168200002417001559.
25.04.2017 в УФАС поступила жалоба ООО "ОКТАНТ" на действия заказчиков при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона N 0168200002417001559, содержащая доводы, отличные от доводов заявителя по делу N 14107/03-2017, в связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для возвращения жалобы ООО "ОКТАНТ".
Несогласие с принятыми антимонопольным органом решениями послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями.
Согласно пункту 10 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" аукционной документации N 0168200002417001559 описание объекта закупки содержится в приложении N 2 к документации.
В соответствии с приложением N 2 к документации в рамках оказания услуги по обеспечению медицинских организаций Ульяновской области медицинскими изделиями объект закупки включает в себя:
-обеспечение наличия на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги в соответствии с заявками заказчиков в течение всего периода исполнения контракта;
-организацию хранения медицинских изделий в соответствии с условиями действующего законодательства;
-организацию доставки медицинских изделий в адрес заказчиков;
-организацию проведения контроля качества медицинских изделий;
-организацию информационного взаимодействия с заказчиками по вопросам исполнения контракта.
Аналогичные положения определены в пункте 2.1 раздела 2 "Права и обязанности сторон" проекта контракта: обязанности Исполнителя:
2.1.1. Обеспечить наличие на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги, в соответствии с заявкой Заказчика в течение всего периода исполнения Контракта.
2.1.2. Хранить медицинские изделия в складских помещениях в соответствии с требованиями законодательства и условиями контракта.
Доставлять медицинские изделия Заказчику в порядке, установленном контрактом.
Обеспечить сохранность медицинских изделий при их транспортировке. Маркировка и упаковка должны соответствовать требованиям нормативных документов. Нарушение целостности упаковки и наличие на ней следов механических повреждений является основанием для непринятия Заказчиком медицинских изделий.
2.1.5. Организовать проведение приемочного контроля количества, качества, сроков годности медицинских изделий при их поставке Исполнителю. По требованию Заказчика предоставлять документы, подтверждающие проведение соответствующего контроля качества медицинских изделий.
Вместе с тем, из анализа пунктов 5.1, 5.3 проекта контракта следует, что местом оказания услуг является местонахождение склада заказчика (исполнитель доставляет медицинские изделия Заказчику до места хранения (склад Заказчика по адресу, указанному в пункте 5.1 контракта).
Кроме того, согласно пункту 2.3.2 раздела 2 проекта контракта заказчик обязан принять медицинские изделия путем подписания товарной накладной в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его получения. Право собственности на передаваемые медицинские изделия переходит от исполнителя заказчику с даты подписания заказчиком товарной накладной. Следовательно, дальнейшее хранение принятых в собственность медицинских изделий осуществляется заказчиком самостоятельно.
Из совокупности определенных проектом контракта условий следует, что исполнитель не оказывает услугу по хранению медицинских изделий заказчика, а осуществляет хранение медицинских изделий, приобретенных самостоятельно для осуществления предпринимательской деятельности, что не является потребностью заказчика.
Согласно части 2 статьи 458 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Следовательно, доставка медицинских изделий заказчикам не является самостоятельной услугой, поскольку осуществляется перевозка товара исполнителя, а не заказчика.
В соответствии с пунктом 2.3.2 раздела 2 проекта контракта заказчиком приемка медицинских изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Инструкциями N П-6 (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965) и N П-7 (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966).
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Учитывая изложенное, заказчик не вправе передавать полномочия по приемке товара и подписанию актов приемки третьим лицам - организациям по договору.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1229.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, в перечень товаров, используемых при оказании услуг по обеспечению медицинскими изделиями, в приложении N 4 к аукционной документации включены, в том числе, дезинфицирующие средства, жидкое мыло, гигрометр, журнал учета проведения генеральных уборок, полотенце бумажное, которые не являются медицинскими изделиями и не зарегистрированы в установленном порядке в таком качестве.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанный Перечень включает в себя, в том числе, медицинские изделия, услуги по обеспечению которыми являются объектом закупки N 0168200002417001559: шприцы, подгузники, наборы реагентов, бинты, маски марлевые, иглы хирургические, одежда медицинская и т.д.
Вышеописанное, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о формировании объекта закупки как услуги по обеспечению медицинскими изделиями, что приводит к несоблюдению национального режима и требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Из анализа приведенных норм, аукционной документации и проекта контракта следует, что по результатам проведения закупки предполагалось заключение контрактов на поставку медицинских изделий, что является необъективным описанием объекта закупки, устанавливает требования, ограничивающие конкуренцию, и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1.5 раздела 1 "Предмет соглашения" соглашения о проведении совместных торгов от 23.03.2017 обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, информация об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный аукцион в электронной форме предоставляется заказчиками в виде технико-экономического задания.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014
N 8/125 -П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование объекта закупки, описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, по мнению суда первой инстанции, заказчиками допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к аукционной документации описание и количество используемых при оказании услуг медицинских изделий определены в приложении N 4 к документации.
Вместе с тем, в ходе анализа перечня медицинских изделий ответчиком было установлено, что описание медицинских изделий содержит указание на наименования производителей: устройство полимерное для взятия крови - Синтез ОАО, система для вливания инфузионных растворов одноразовая VOGT MEDICAL, а также указание, в том числе, на товарный знак Vitremer (стеклоиномерная реставрационная система Vitremer) без сопровождения словами "или эквивалент".
Необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаи закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование в аукционной документации не определены.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае использования товарного знака с сопровождением словами "или эквивалент" аукционная документация должна содержать параметры эквивалентности используемого товарного знака.
При этом в аукционной документации N 0168200002417001559 параметры эквивалентности стеклоиномерной реставрационной системы Vitremer не определены.
По мнению суда первой инстанции, в результате заказчиками допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N 4 к аукционной документации N 0168200002417001559 содержится перечень медицинских изделий, используемых при оказании услуг.
Вместе с тем, описание объекта закупки по некоторым пунктам не содержит указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, например:
-пункт 5732 "Стоматология" содержит описание "идеально подходит для механической ретракции десенных тканей. Легко пакуется в зубодесневую бороздку. Используется для улучшения качества оттисков, а также при выполнении реставраций"; пункт 5960 "Измеритель артериального давления" не содержит никаких характеристик, пункт 5828 "Отводный кабель" содержит характеристику "набор предназначен для идентификации до вида коринебактерий дифтерии и других коринебактерий" и т.п., в связи с чем, не представляется возможным определить соответствие товаров потребностям заказчиков.
В результате, по мнению суда первой инстанции, заказчиками допущено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части отсутствия надлежащим образом установленных показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиками требованиям.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть единым. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой услуги, которая включает, в том числе, поставку товаров, но и свойства товаров, характеристики и иная информация.
Согласно п.4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.
Между заказчиками - 64 государственными учреждениями здравоохранения Ульяновской области и уполномоченным органом - Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор торгов) 23.03.2017 заключено соглашение о проведении совместных торгов в форме совместного аукциона в электронной форме (объект закупки: "Услуги по обеспечению медицинскими изделиями") (начальная (максимальная) цена контракта - 587 870 792,56 руб.).
Вместе с тем, в ходе анализа перечня медицинских изделий, используемых при оказании услуг, установленного в приложении N 4 к документации об электронном аукционе N 0168200002417001559, усматривается, в том числе, следующее:
-по пункту 38 "Стоматологический материал" - потребность в 3 упаковках имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;
-по пункту 479 "Среда" - потребность в 50 упаковках имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;
-по пункту 1177 "Шовный материал" - потребность в 100 штуках имеется только у одного заказчика - ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;
-по пункту 6173 "Устройство полимерное для взятия крови" - потребность в 3000 штук имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие потребности в одних и тех же товарах у иных заказчиков в рамках оказываемой услуги означает невозможность осуществления закупки путем проведения совместного электронного аукциона.
В качестве контрдоводов, заказчики и уполномоченный орган поясняли, что объединением заявок заказчиков в единый лот преследовались цели сокращения трудовых, временных, финансовых затрат.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции сослался на то, что при размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного объединения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Суд первой инстанции отклонил также доводы заявителей о том, что права ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" (заявители жалоб в УФАС) на участие в аукционе никак не нарушены. Спорные условия закупки не лишали их права принять в ней участие.
Вышеописанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как уже было указано выше, 23.03.2017 года, между заказчиками - 64 государственными учреждениями здравоохранения Ульяновской области, и уполномоченным органом - Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор совместного аукциона), заключено соглашение о проведении совместных торгов в форме совместного электронного аукциона N 0168200002417001559.
Объект закупки: услуги по обеспечению медицинскими изделиями.
Согласно указанному соглашению организационно-техническое обеспечение проведения совместного аукциона в электронной форме осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.04.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, начальная (максимальная) цена контракта 587.870.792 рубля 56 копеек.
Согласно аукционной документации дата и время окончания срока подачи заявок - 28.04.2017 г. в 09:00.
Основанием для выводов антимонопольного органа, которые послужили основанием для принятия оспариваемых решений послужило то, что комиссия решила, что формирование объекта закупки как услуги по обеспечению медицинскими изделиями включает в себя закупку медицинских изделий, что само по себе приводит к ограничению количества участников закупки, т.к. данные услуги и товары имеют различные функциональные и технические характеристики, приводит к необоснованному ограничению конкуренции, нарушает постановление Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, которым установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, каких либо доводов о том, чем конкретно нарушены права и законные интересы заявителей жалоб которые на заседание комиссии не являлись, в составе обращения и в последствии не представили доказательства, подтверждающие обоснованность довода, препятствий осуществления намерений, в связи с чем, нарушения прав заявителей не нашло своего подтверждения, в смысле придаваемом ему статьей 8 Федерального Закона о контрактной системе.
Заявки на участие в аукционе ООО "ОКТАНТ" не подавало, она не рассматривалась.
Все 64 заказчика совместного аукциона входят в единую систему здравоохранения г.Ульяновска и Ульяновской области и находятся на её территории, имеют аналогичную потребность в заявленных к закупке медицинских изделиях, которые все применяются в лечебном процессе согласно целей деятельности лечебных учреждений.
В соответствии со спецификой оказания медицинской помощи, медицинские учреждения Ульяновской области нуждаются в одномоментном и полном обеспечении медицинскими изделиями в процессе оказания медицинской помощи.
Все заявленные медицинские изделия необходимы что бы обслуживать лечебный процесс Заказчиков, функционально и технологически связаны между собой: медицинские изделия связаны в единой и неразрывной технологической системе оказания пациенту медицинской помощи в соответствии со стандартами и порядками, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Обеспечение надлежащего уровня медицинских услуг является важной социальной задачей для государства. Одним из важнейших инструментов реализации этой функции государственными учреждениями служит закупка лекарственных средств и медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
При этом у двух и более из 64 заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, из этого ассортимента. Положения статьи 25 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержат указания на то, что именно у каждого из заказчиков должна быть потребность во всех товарах, (по каждой позиции технического задания) являющихся предметом торгов. Кроме того, именно большие объемы закупки свойственные совместным торгам, приводят к снижению цены на закупаемые товары, что соответствует целям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры, физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчики в документации об электронном аукционе обязаны указать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки используются, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
При этом Законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
В данном случае заказчик, формируя предмет закупки и объединяя функционально связанные товары по их назначению, правомерно руководствовался принципом эффективного расходования бюджетных средств путем построения оптимального плана закупок, не нарушая при этом принципа конкуренции.
Согласно целей осуществления закупки, сформированной Заказчиками в совместном аукционе, все заказчики имели потребность в медицинских изделиях причем именно в виде комплекса услуг: из проекта контракта следует, что исполнитель оказывает услугу по обеспечению Заказчиков медицинскими изделиями. Медицинские изделия, указанные в пункте 1.1 проекта контракта, определяются спецификацией, являющейся необъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 1) а именно:
1.1. Обеспечить наличие на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги, в соответствии с заявкой Заказчика в течение всего периода исполнения Контракта.
Хранить медицинские изделия в складских помещениях в соответствии с требованиями законодательства и условиями настоящего контракта.
Доставлять медицинские изделия Заказчику в порядке, установленном настоящим контрактом.
Обеспечить сохранность медицинских изделий при их транспортировке. Маркировка и упаковка должны соответствовать требованиям нормативных документов. Нарушение целостности упаковки и наличие на ней следов механических повреждений является основанием для непринятия Заказчиком медицинских изделий.
Организовать проведение приемочного контроля количества, качества, сроков годности медицинских изделий при их поставке Исполнителю. По требованию Заказчика предоставлять документы, подтверждающие проведение соответствующего контроля качества медицинских изделий и пр..
Таким образом, предметом контракта является комплекс вышеперечисленных услуг по обеспечению Заказчиков медицинскими изделиями.
Обеспечение это совокупность принимаемых мер и используемых средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов.
Таким образом, осуществление закупки медицинских изделий является составной частью мер по обеспечению Заказчиков медицинскими изделиями, что взаимосвязано и обслуживает одну общую цель - обеспечение медицинскими изделиями.
Заявители считают, что такое содержание контракта обусловлено целью повышения качества оказания медицинских услуг: объединяет ответственность за реализацию контракта в одни руки Исполнителя, экономически способствует экономии бюджетных средств и времени на реализацию поставленных государством целей.
Следовательно, в данном случае, объединение в один лот закупки, поставки лекарственных средств, их хранение и отпуска гражданину с рецептом является технологически и функционально взаимосвязанными исходя из особенностей предмета заказа - обеспечение Заказчиков медицинскими изделиями. Разделение на отдельные лоты каждого этапа предмета контракта занимает дополнительное время, увеличивает расходы, влечет разделение ответственности между множеством разных задействованных лиц, что увеличивает риски срыва, неисполнения либо не надлежащего исполнения контракта.
Предметом аукциона является не закупка, а оказание комплекса услуг по обеспечению медицинскими изделиями - извещение об аукционе содержит указание на код закупки по ОКПД 2 46.18.11.120 "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе", что соответствует целям аукциона.
В связи с изложенным, трактовка положений проекта контракта о хранении медицинских изделий Заказчика, как об осуществлении хранения медицинских изделий, приобретенных самостоятельно исполнителем для осуществления предпринимательской деятельности, не соответствует общему смыслу контракта: по смыслу контракта Исполнитель хранит медицинские изделия закупленные Заказчиками до момента востребования их Заказчиком - доставки в адрес Заказчика.
Таким образом, квалификация комиссией указанных правоотношений по статье 458 ГК РФ как договора купли-продажи не имеет под собой основания.
Поскольку оказание комплекса услуг по обеспечению медицинскими изделиями так же согласуется со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", где законодатель предусмотрел набор (комплекс) социальных услуг: в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, то это и является существом контракта.
Заявители апелляционной жалобы, возражают также против выводов суда первой инстанции о том, что проект контракта не соответствует требованиям части 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. пункт 2.3.2 раздела 2 проекта содержит указание на осуществление приемки Заказчиком медицинских изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе утвержденными Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 NП-7.
Согласно части 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Таким образом, комиссия необоснованно сочла порядок приемки установленный проектом контракта, не соответствующим Закону, а отдельный этап выполнения контракта завершающим, и решила, что Заказчик не вправе передавать полномочия по приемке товара и подписанию актов приемки третьим лицам, тогда как при окончательном этапе выполнения контракта -поступлении медицинских изделий от Исполнителя Заказчику, Заказчик в лице своего уполномоченного представителя сам осуществляет приемку медицинских изделий и подписывает соответствующие документы, что проектом контракта и предусмотрено.
В части того, что в состав закупки в том числе включены медицинские изделия, не соответствующие требованиям части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно дезинфицирующие средства, жидкое мыло, гигрометр, журнал учета проведения генеральных уборок, полотенце бумажное.
Согласно указанной нормы, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку эти средства технологически и функционально связаны с лечебным процессом заказчиков и обслуживают их основные потребности, обеспечивают чистоту и стерилизацию медицинских манипуляций и операций, включение их в состав закупки следует признать правомерным.
В действия организаторов закупки отсутствуют нарушения Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень), который включает в себя перечень изделий медицинского назначения и коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в отношении которых данное постановление применяется.
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Постановлением предусматривается, что при применении настоящего перечня, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Таким образом, не установление в составе аукционной документации ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 правомерно, поскольку оно применимо к поставке, и наименование позиций объекта настоящей закупки не соответствует перечню приложения N 1 данного постановления - код ОКПД 2 46.18.11.120 "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе" не поименован в указанном постановлении т.е. применение вышеуказанного ограничения в отношении объекта закупки невозможно, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки являются "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе, что не соответствует наименованию группы Перечня.
В части выводов о нарушении требований части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок: он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу. Заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе, а не обязан, в необходимой степени детализировать объект закупки.
Таким образом, оспариваемые решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок и выданное предписание, не соответствуют закону и препятствуют осуществлению деятельности заявителей - лечебных учреждений.
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта, об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 сентября 2017 года по делу N А72-9021/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительными принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области:
- решение от 25.04.2017 г. по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559;
- решение от 02.05.2017 г. по делу N 14 119/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559;
- предписание N 21 от 25.04.2017 г.;
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий | А.Б. Корнилов |
Судьи | П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3044/2016
Истец: ООО "Энержи"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление имуществом и жилищно-коммунальным комплексом" Муниципального образования "Красноярский сельсовет"
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция Энергоснабжения и ЖКХ", ООО "АЦНЭ Паритет", эксперт Квасников В.В., ООО "Энержи", ООО "Астраханьпромстройпроект" эксперту Резцовой