г. Москва |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А40-139224/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мосжилинспекции
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.17 по делу N А40-139224/17, принятое судьей Е.А. Аксеновой (шифр судьи 121-1268)
по заявлению ЖСК "ДЕГУНИНО-5" (ОГРН 1037739587710, ИНН 7713035619, дата регистрации 12.02.2003, 127540, Москва, ул.Керамический проезд, д.47, корп.2, офис 2)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН 1027700066140, ИНН 7702051094, дата регистрации 26.07.2002, 129090, Москва, Проспект Мира, д. 19)
о признании недействительным предписания от 30.05.2017 N Р-С-01498/1.
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Трофимов П.Н. по доверенности от 07.12.17, Тедеева И.У. по доверенности от 19.12.16; |
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Дегунино-5" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным и об отмене предписания N Р-С-01498/1 от 30.05.2017.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2017 в заявленные требования Кооператива удовлетворены в полном объеме, предписание N Р-С-01498/1 от 30.05.2017 признано незаконным.
Не согласившись с данным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, отсутствие оснований для вывода о незаконности оспариваемого предписания.
В судебном заседании представители административного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.05.2017 по итогам проведенной Мосжилинспекцией проверки в отношении заявителя было выдано предписание N Р-С- 01498/1 об устранении нарушения по ст.153-155 ЖК РФ.
Обжалуемым предписанием заявителю указано на необходимость выполнить перерасчет платы по статье "членские взносы" собственнику квартир дома 47, корпус 2 по Керамическому проезду, не являющегося членом кооператива, за период с 2015 года по июнь 2016 года сроком исполнения до 01.08.2017.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решением общего собрания ЖСК "Дегунино-5" протоколом N 1 от 30.04.2013 утверждена схема эксплуатационных (управленческих) расходов по ЖСК "Дегунино-5" на 2013 год и последующие годы и установлен размер целевого взноса всех собственников помещений в размере 9 руб. за кв.м., из расчета общей площади многоквартирного дома, всего 18 601,3 кв.м. Данное решение общего собрания никем из собственников оспорено не было.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявления, ссылается на то обстоятельство, что установление членских взносов в отношении собственника Макарова А.С. как не члена ЖСК "Дегунино-5" противоречит закону.
Суд первой инстанции, правомерно, удовлетворяя требования сослался на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством норм и правил.
На основании постановления Правительства Москвы N 336-ПП от 26.07.2011 "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" (далее - Положение N 336-ПП) инспекция является структурным подразделением функционального органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции государственного контроля в сфере использования и сохранности жилищного фонда, а также соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 4.3.1.12, 4.3.1.14 Положения N 336-ПП, Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.2.9 Положения N 336-ПП Мосжилинспекция уполномочена на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства.
В силу ст.110, 161 ЖК РФ и в соответствии с Уставом Общества, утвержденным общим собранием членов ЖСК "Дегунино-5", протоколом N 1 от 14.10.2004, согласно п.8.1, 8.3 Устава, органом управления ЖСК "Дегунино-5" является общее собрание. К исключительной компетенции общего собрания относятся: установление размеров платы за жилье, порядок распределения расходов, связанных с управлением многоквартирного дома, и порядок внесения платежей всеми собственниками помещений вне зависимости от того, являются ли они членами ЖСК, либо таковыми не являются.
В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопросы компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определены в части 2 названной статьи.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на 4 основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лишь в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу провели общее собрание, на котором установили размер платы за содержание жилого помещения - протокол внеочередного общего собрания N 1. Этим же протоколом, собственники дома приняли сметы расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2013 год, приняли смету эксплуатационных (управленческих) расходов на 2013 год, в соответствии с принятой сметой, установлены эксплуатационные расходы на 1 кв.м. жилой площади в размере 9 руб. в месяц с 01 июня 2013 года. Таким образом, общим собранием собственников определен размер целевого взноса для всех собственников помещений.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика, содержащийся в апелляционной жалобе со ссылкой на ч.6 ст.155 ЖК РФ.
Суд учитывает разъяснения Конституционного Суда РФ по указанному вопросу. Из определения Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 795-О, что часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющая механизм участия собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса - многоквартирного дома, возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирном доме бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (статья 210 ГК Российской Федерации), направлена на обеспечение баланса интересов всех обладателей помещений в многоквартирном доме, как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми (определения от 24 февраля 2011 года N 251-О-О, от 27 октября 2015 года N 2471-О и от 28 января 2016 года N 165-О).
По этой причине, факт заключения или незаключения собственниками помещений многоквартирных жилых домов договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством либо решениями общего собрания собственников помещений (если законодательством общее собрание наделено правом устанавливать такие условия). Указанная обязанность непосредственно связана с наличием бремени содержания собственником принадлежащего ему имуществу.
Суд учитывает, что эксплуатационные расходы являются обязательными для всех собственников ЖСК, поскольку утверждены решением общего собрания и отмене не подлежат. Отношения между ЖСК и проживающими на его территории лицами, не являющимися членами ЖСК, и пользующимися его услугами, в законе прямо не урегулированы.
Кроме того, судом учтено, что решением Тимирязевского районного суда города Москвы от 10.11.2016 Государственной жилищной инспекции города Москвы было отказано в иске к ЖСК "ДЕГУНИНО-5" о понуждении исполнить предписание, которым Кооперативу было предписано исключить статью "членские взносы" из платежного документа собственника квартир по адресу: Москва, керамический проезд, дом 47 корп.2 кв.76, 77. Тимирязевский районный суд г.Москвы в решении от 10.11.2016 указал, что предъявляя требование по возложению на ЖСК "ДЕГУНИНО-5" обязанности исключить начисление по статье "членские взносы" по адресу: Москва, керамический проезд, дом 47 корп.2 кв.76, 77 - Мосжилинспекция фактически оспаривает законность принятых на общем собрании членами ЖСК "ДЕГУНИНО-5" решения, оформленного протоколом о взимании платы по указанной статье.
С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица по настоящему делу не соответствуют действующему законодательству и отклоняются судом как необоснованные.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.10.17 по делу N А40-139224/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139224/2017
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ДЕГУНИНО-5", ЖСК "Дегунино-5"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г.Москвы, Мосжилиспекция