г. Киров |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А28-2680/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Димаксяна Артура Гарниковича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.09.2017 по делу N А28-2680/2017, принятое судом в составе судьи Погудина С.А.,
по иску Администрации Яранского муниципального района Кировской области (ИНН: 4339000642, ОГРН: 1024301288758)
к индивидуальному предпринимателю Димаксяну Артуру Гарниковичу
(ИНН: 433902865150, ОГРНИП: 314433931500033),
о взыскании 300 000 руб.,
установил:
Администрация Яранского муниципального района Кировской области (далее - Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Кировской области к индивидуальному предпринимателю Димаксяну Артуру Гарниковичу (далее - Ответчик, ИП Димаксян А.Г., Предприниматель) о взыскании 300 000 руб. суммы гранта, полученного по договору N 9 от 26.11.2014.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.09.2017 иск удовлетворен.
ИП Димаксян А.Г. с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что Администрация сама нарушила порядок возврата суммы гранта, решение о возврате которого было принято комиссией по оценке эффективности использования грантов, у которой отсутствуют полномочия на принятие решений о возврате суммы гранта.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 18.09.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельств дела.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Администрация просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 18.09.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с нарушением Предпринимателем условий договора N 9 от 26.11.2014 Администрация обратилась с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьями 12, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Постановлением администрации Яранского муниципального района от 19.08.2014 N 867, решением Яранской районной Думы Кировской области от 29.06.2005 N 363, требования Администрации признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Положениями БК РФ (статьи 28 и 38) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением администрации Яранского муниципального района от 19.08.2014 N 867 утвержден Порядок проведения конкурса по предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства грантов на создание собственного дела (далее - Порядок), пунктом 5.2 которого предусмотрено, что, если при проверке в отношении субъекта малого предпринимательства выявлены факты, указанные в пункте 5.3 порядка, то администрация в письменной форме информирует о данных фактах конкурсную комиссию, которая принимает решение о возврате гранта. Решение о возврате гранта оформляется протоколом.
На основании пункта 5.3 Порядка решение о возврате гранта принимается Конкурсной комиссией в следующих случаях: нецелевого использования суммы гранта; неиспользования гранта до конца текущего финансового года; неиспользования собственных средств, являющихся софинансированием к сумме гранта до конца текущего года; несвоевременного и неполного представления Администрации ежеквартальной отчетности согласно приложению N 5 Порядка; снижение фактических значений любого из показателей эффективности реализации бизнес-плана к сроку, указанному в заявке, более чем на 50% от плановых.
Вместе с копией решения, указанного в пункте 5.2. Порядка, администрация направляет начинающему СМП требование о возврате гранта, которое подлежит исполнению в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты его получения. Исполнением требования о возврате гранта считается поступление суммы на расчетный счет администрации (пункт 5.4 Порядка).
В случае невыполнения требования о возврате гранта взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.5 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации от 19.08.2014 N 867 и протокола от 21.11.2014 N 5 заседания комиссии по отбору субъектов малого предпринимательства для предоставления муниципальной поддержки между Истцом и Ответчиком 26.11.2014 подписан договор N 9 о предоставлении гранта, предметом которого (пункт 1.2) является предоставление гранта субъекту малого предпринимательства в сумме 300 000 руб.
Согласно пункту 1.3 договора грант предоставляется субъекту малого предпринимательства на приобретение холодильного оборудования.
В пункте 1.4. договора указано, что предоставление гранта осуществляется администрацией при условии, что субъект малого предпринимательства (ответчик) по окончании 2015 года обеспечит достижение следующих значений показателей (данные значения рассчитаны и представлены СМП, за достоверность которых он несет ответственность):
- объем собственных средств, направленных на финансирование проекта - 472 тыс. руб.,
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) - 1 128 тыс. руб.,
- объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - 75 тыс. руб.,
- создано рабочих мест по трудовому договору, единиц - 2;
- среднемесячная заработная плата 1 работника, рублей - 12 тыс. руб.
Пунктами 2.1, 2.1.10 договора установлено, что в случае снижения по окончании 2015 года более чем на 50% значения любого из показателей, предусмотренных, в том числе, пунктом 1.4. договора, а также невыполнения требований подпунктов 2.1.1 - 2.1.9 договора, СМП обязуется возвратить администрации полученную сумму гранта в полном объеме. Возврат денежных средств, предоставленных субъекту малого предпринимательства, производится путем перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования по истечении 15 рабочих дней с даты получения субъектом малого предпринимательства требования от администрации о возврате гранта.
Во исполнение договора платежным поручением от 17.12.2014 N 372158 Администрация перечислила Ответчику грант в размере 300 000 руб.
ИП Димаксяном А.Г. были представлены отчеты о финансовых показателях деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, согласно которым значения отдельных показателей эффективности реализации бизнес-плана по окончании 2015 года составили менее 50% от показателей, указанных в пункте 1.4. договора.
Протоколом заседания комиссии по эффективности использования грантов, полученных СМП в 2014 году, по итогам работы за 2015 год от 25.10.2016 N 2 принято решение о направлении ИП Димаксяну А.Г. требования о возврате всей суммы гранта.
29.11.2016 Администрация направила Предпринимателю требование от 25.11.2016 N 569-01-19-01 о возврате суммы гранта в течение 15 дней с даты получения требования. Согласно копии почтового уведомления требование получено ИП Димаксяном А.Г. 29.11.2016, однако было оставлено Ответчиком без исполнения.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Предпринимателя суммы гранта в размере 300 000 руб.
Довод Ответчика о нарушении Администрацией порядка возврата суммы гранта, решение о возврате которого было принято комиссией по оценке эффективности использования грантов, у которой отсутствуют полномочия на принятие решений о возврате суммы гранта, апелляционный суд признает несостоятельными.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статьям 19 и 32 Устава муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области (утвержден решением Яранской районной Думы Кировской области от 29.06.2005 N 363) Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
Администрация района, отраслевые (функциональные) органы администрации района обладают правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, имеют обособленное имущество, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права и обязанности, могут быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, рублевые и валютные счета в банковских и кредитных учреждениях (пункт 5 статьи 32 Устава).
В соответствии с пунктами 8 - 10 статьи 32 Устава для выполнения отдельных полномочий администрации района, перечисленных в части 6 настоящей статьи, глава администрации создает структурные подразделения администрации района без права юридического лица. Статус, задачи и функции структурных подразделений определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми правовым актом администрации района. Органы и структурные подразделения администрации района могут создаваться в форме управлений, отделов, возглавляемых руководителями структурных подразделений (начальниками управлений, заведующими отделами).
В качестве совещательных органов при администрации района могут создаваться коллегии, комиссии или консультативные общественные советы. Полномочия и порядок их деятельности определяются соответствующими положениями, утверждаемыми правовым актом администрации района.
Таким образом, ни Уставом Яранского муниципального района Кировской области, ни Порядком не предусмотрено образование отдельных структурных подразделений либо органов при администрации района, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных Порядком, в том числе, по рассмотрению заявок субъектов малого предпринимательства и оценке эффективности использования грантов, а также определяющих компетенцию, порядок формирования персонального состава, осуществления деятельности данных органов. Следовательно, применение в Порядке понятия "конкурсная комиссия" не свидетельствует о формировании компетентного органа администрации, к полномочиям которого отнесено принятие решений о предоставлении грантов и об их возврате. Соответствующие положения порядка должны пониматься как предусматривающие принятие названных решений на коллективной основе под началом Администрации района.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 18.09.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы ИП Димаксяна А.Г. по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.09.2017 по делу N А28-2680/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Димаксяна Артура Гарниковича (ИНН: 433902865150, ОГРНИП: 314433931500033) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2680/2017
Истец: Администрация Яранского муниципального района Кировской области
Ответчик: ИП Димаксян Артур Гарникович
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N14 по Кировской области