Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2018 г. N Ф08-1007/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2017 г. |
дело N А32-18831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В., при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от МО г. Краснодар в лице администрации муниципального образования г. Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу N А32-18831/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) к ответчикам: муниципальному казённому учреждению муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065), муниципальному образованию г. Краснодар в лице администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) о взыскании задолженности, принятое в составе судьи Тамахина А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - учреждение) о взыскании 487 162 руб. задолженности за 1 и 2 этапы по договору N 314-П от 28.12.14 о подключении к сетям водоснабжения и 979 076,80 руб. задолженности за 1 и 2 этапы по договору N 313-П от 28.12.14 о подключении к сетям водоотведения объекта капитального строительства.
Определением суда от 04.08.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование г. Краснодар в лице администрации муниципального образования г. Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" взыскано 487 162 руб. задолженности за 1 и 2 этапы по договору N 314-П от 28.12.14 о подключении к сетям водоснабжения и 979 076,80 руб. задолженности за 1 и 2 этапы по договору N 313-П от 28.12.14 о подключении к сетям водоотведения объекта капитального строительства и 27 662 руб. расходов по оплате государственной пошлины, в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования г. Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Условиями договора обязанность по оплате работ возложена на заказчика независимо от каких-либо обстоятельств. Статусом заказчика в опосредуемых им правоотношениях обладает МКУ "Единая служба заказчика". По мнению апеллянта, МКУ "Единая служба заказчика" является заказчиком по спорным договорам, а также лицом, на которое возложена обязанность по оплате обязательства. Администрация муниципального образования город Краснодар не является главным распорядителем бюджетных средств МКУ "Единая служба заказчика".
В отзыве на апелляционную жалобу МКУ "Единая служба заказчика" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - удовлетворения. Как следует из отзыва, функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляется администрацией муниципального образования город Краснодар. Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении МКУ "Единая служба заказчика" осуществляет департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар. В соответствии с лимитами бюджетных обязательств составленными администрацией муниципального образования город Краснодар финансирование в полной мере и своевременно не было произведено в связи с чем МКУ "Единая служба заказчика" не имело возможности произвести оплату.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Краснодар Водоканал" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, договоры N 313-П и N 314-П от 28.12.2014 заключены МКУ "Единая служба заказчика" с целью осуществления мероприятий по подключению МБОУ Гимназия N 23 к сетям водоснабжения и водоотведения, то есть в целях обеспечения муниципальных нужд. При заключении договоров МКУ "Единая служба заказчика" выполняло функции по размещению муниципального заказа и фактически действовало от имени муниципального образования.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 28.12.14 года между ООО "Краснодар Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МКУ "Единая служба заказчика" (заказчиком) были заключены договоры N 314-П и 313-П на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар Гимназия N 23, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Бакинская, 5.
Сторонами договоров согласовано, что организация водопроводно- канализационного хозяйства приняла на себя обязательства по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения к подключению, и подключить объект капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Бакинская, 5 (пункт 1.1 договоров).
В пункте 13 договора N 313-П от 28.12.2014 стороны согласовали, что плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 1 506 272 руб., в том числе НДС (18 %) - 229 770 руб. 31 коп.
Согласно пункту 14 договора N 313-П от 28.12.2014 заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 13 настоящего договора, на расчетный счет организации водопроводно - канализационного хозяйства в следующем порядке:
225 940 руб. 80. коп. (5,484 м3/сут.), в том числе НДС (18%) 34 465 руб. 55 коп. (15% оплаты за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 753 136 руб. 00 коп.
(18,28 м3/сут.) в том числе НДС (18%) 114 885 руб. (15 коп. 50% платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с оплаты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 527 195 руб. 20 коп. (12,796 м3/сут.), в том числе НДС (18%) 80 419 руб. 61 коп. (35% платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с оплаты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению N 5, но не позднее выполнения условий отведения (приема) сточных вод.
В пункте 14 договора N 314-П от 28.12.2014 стороны согласовали, что плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению N 4 вставляет 749 480 руб., в том числе НДС (18 %) -114 327 руб. 46. коп.
Договором N 314-П от 28.12.2014 также предусмотрено, что заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 14 настоящего договора, на расчетный счет организации водопроводно - канализационного хозяйства в следующем порядке: 112 422 руб. 00 коп. (5,484 м3/сут.), в том числе НДС (18%) 17 149 руб. 12 коп. (15% оплаты за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 374 740 руб. 00 коп.
(18,28 м3/сут.) в том числе НДС (18%) 57 163 руб. 73 коп. (50% оплаты за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 262 318 руб. (12,796 м3/сут.), в том числе НДС (18%) 40 014 руб. 61 коп. (35 % полной платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении), фиксирующего техническую готовность к подаче холодной воды на объект заявителя, но не позднее выполнения условий подключения).
Плата за подключение рассчитана согласно Постановлению администрации МО г. Краснодар от 14.01.14 N 82 "Об установлении ООО "Краснодар Водоканал" тарифов на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) исходя из установленных тарифов на подключение и с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта до точки подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
На момент заключения договора, Постановлением администрации МО г. Краснодар от 14.01.14 N 82 для ООО "Краснодар Водоканал" были утверждены следующие тарифы:
- на подключение к системе водоснабжения - 20 500 руб. за один куб. м. в сутки,
- на подключение к системе водоотведения - 41 200 руб. за один куб. м. в сутки.
Для обеспечения водоснабжения и отвода бытовых стоков от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар Гимназия N 23, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Бакинская, 5 ответчиком была заявлена нагрузка для подключения к сетям водоснабжения в размере 36,56 м3/сут. и сетям водоотведения в размере 36,56 м3/сут.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате за подключение к сетям водоснабжения объекта капитального строительства послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 той же статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона о водоснабжении).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правила заключения договора о подключении, правила исполнения договора, а также права и обязанности сторон, определяются Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Судом установлено, что принятые на себя обществом обязательства по договорам на подключение к централизованной системы холодного водоснабжения от 28.12.2014 N 313-П и 314-П исполнены в полном объеме, в свою очередь оплата оказанных услуг не произведена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Материалами дела подтверждено, что спорные договоры заключены учреждением с целью осуществления мероприятий по подключению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар Гимназия N 23 принадлежащая заказчику на праве оперативного управления к сетям централизованной системы холодного водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при заключении договоров на подключение к сетям централизованной системы холодного водоснабжения от 28.12.2014 N 313-П и 314-П учреждение выполняло функции по размещению муниципального заказа и фактически действовало от имени муниципального образования.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем, у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 N 3911/13, для удовлетворения потребностей публично-правовых образований в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления государственных функций и полномочий, для решения вопросов местного значения государственным (муниципальным) заказчиком заключается государственный (муниципальный) контракт в интересах и от имени публично-правового образования. Для обеспечения собственных потребностей бюджетным учреждением заключается договор от своего имени, и в данном случае учреждение выступает как юридическое лицо со специальной правоспособностью, действующее в собственных интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Из содержания статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в результате заключения контрактов муниципальными заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публичное образование.
При заключении договора для муниципальных нужд учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.
В силу статей 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) представляет собой орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Подпункт 12.1. пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Поскольку учреждение при заключении спорного договора фактически действовало в интересах муниципального образования, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования к администрации города Краснодара, как к главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования.
При этом подлежит отклонению довод апеллянта о том, что главным распорядителем в отношении МКУ "Единая служба заказчика" является Департамент строительства муниципального образования город Краснодар.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права. Выводы суда первой инстанции основаны на фактических обстоятельствах дела и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу N А32-18831/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18831/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2018 г. N Ф08-1007/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Администрация МО Г.Краснодар, Администрация муниципального образования г. Краснодар, МКУ МО г. Краснодар Единая служба заказчика