город Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
дело N А40-175750/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2017
по делу N А40-175750/17, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ПАО НК "Руснефть" (ОГРН 1027717003467)
к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве Гадзиеву И.М., ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве, Управлению ФССП России по г. Москве
третье лицо: Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
о признании недействительным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов;
при участии:
от заявителя - Золотарев В.В. по доверенности от 27.12.2016;
от заинтересованных лиц - не явились, извещены;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2017 признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве N 77055/17/4185496 от 02.08.2017 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда г. Москвы ФС N 012388809 от 07.06.2016 и на ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "НК "РусНефть" в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав-исполнитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в дела участвует Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ПАО НК "РусНефть" обратилось в отдел судебных приставов по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве с заявлением о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2017 N 06-3671 на основании исполнительного листа серии ФС N 012388809 с целью взыскания с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области государственной пошлины в размере 3.000 руб., уплаченную платежным поручением N 5843 от 15.10.2015.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве от 02.08.2017 N 77055/17/4185496 отказано в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 30 Закона об исполнительном производстве регламентирован порядок возбуждения исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 1 названной статьи).
Частью 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
Согласно ст. 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 239 БК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в ст. 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Однако с внесением изменений в ст. 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации не определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем, отсутствие порядка исполнения подобных исполнительных документов не означает, что они не должны исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства, фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта, возможно в порядке, определенном Законом об исполнительном производстве, поскольку реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.
Кроме того, Федеральным казначейством письмом от 30.12.2013 N 42-7.4-05/9.3-895 доведено до территориальных органов Федерального казначейства информацию о том, что до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам, в том числе к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), осуществляется непосредственно фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства не основан на законе.
В порядке устранения допущенных нарушений в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО НК "РусНефть" в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2017 по делу N А40-175750/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175750/2017
Истец: ПАО "НК "РуссНефть"
Ответчик: АО ОСП по Центральному N 3 УФССП России по Москве, АО УФССП ПО МОСКВЕ В ЛИЦЕ ОСП ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ N3 УФССП РОССИИ ПО МОСКВЕ, СПИ ОСП по ЦАО N3 УФССП России по Москве - Гадзиев И.М., Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве в лице ОСП по ЦАО N 3, УФССП России по Москве
Третье лицо: ГУ ГУ- ПФР N10 ПО Г.МОСКВЕ И МО, ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, УФССП России по Москве