город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2017 г. |
дело N А53-6864/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от истца: представитель Австриевских Л.Д. по доверенности от 11.04.2015,
от ответчика: представитель Лунякин И.Е. по доверенности N 226 от 07.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Стачки 31"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.09.2017 по делу N А53-6864/2017,
принятое судьей Корецким О.А.,
по иску товарищества собственников жилья "Стачки 31"
к ответчику - акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону"
о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Стачки 31" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - водоканал, ответчик) о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения на поставку холодной воды и водоотведения на определенных условиях (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2017 в удовлетворении иска отказано, что мотивированно непредставлением в составе заявки о заключении договора ресурсоснабжения документов, поименованных в пункте 6 Правил заключения договоров на приобретение ресурсов для оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), в том числе протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги (холодная вода и водоотведение).
Товарищество собственников жилья "Стачки 31" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что в силу пп. "д" п. 6 Правил N 124 протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги представляется в ресурсоснабжающую организацию в случае, если такое решение было принято. Поскольку такого решения принято не было, постольку такой протокол товарищество не обязано было представлять.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 14.02.2012 N 124 утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) Правил N 124.
Пунктом 5 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления.
Согласно пункту 6 Правил N 124 к заявке (оферте) прилагаются следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом:
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям или обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в случае заключения в соответствии с настоящими Правилами договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме);
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
Пунктом 14 Правил N 124 предусмотрено, что в случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением общего собрания от 22.07.2012 создано товарищество собственников жилья "Стачки 31".
В заявке от 01.04.2013 N 03 товарищество в порядке п. 5 Правил N 124 просило водоканал заключить договор ресурсоснабжения на поставку холодной воды и водоотведения. При этом товарищество представило в порядке п. 6 Правил N 124 в составе приложения к заявке необходимые документы (т. 1 л.д. 35-66).
12.01.2017 товарищество повторно направило в водоканал заявку в порядке п. 5 Правил N 124 (т. 1 л.д. 34). При этом к заявке не были приложены документы, поименованные в п. 6 Правил N 124.
Водоканал отказал в рассмотрении такой заявки и не заключил с товариществом договор ресурсоснабжения на поставку холодной воды и водоотведения.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что водоканалом обоснованно отказано в заключении договора ресурсоснабжения на основании п.п. 13, 14 Правил N 124 в связи с тем, что товарищество не представило полный пакет документов для рассмотрения такой заявки.
Пакет документов, представленный в составе заявки в 2013 году (л.д. 35), не мог быть учтен при обращении с новой заявкой в 2017 году (л.д. 34).
За истекшие четыре года положение дел могло существенно измениться, в связи с чем, водоканалу следовало представить с заявкой от 2017 года актуальный пакет документов, подтверждающий, не только решение собственников помещений многоквартирного дома о способе и порядке оплаты ресурса, но легитимацию товарищества, как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг.
В данном случае водоканал пришел к верному выводу о несоблюдении товариществом порядка обращения с заявкой о заключении договора ресурсоснабжения, регламентированного Правилами N 124.
Судебная коллегия полагает, что действия водоканала не ограничивают права и законные интересы товарищества, поскольку оно не лишено права повторно обратиться с заявкой с соблюдением законом установленных требований.
Спорным в рамках настоящего спора является вопрос об обязательности представления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о порядке внесения платы за коммунальные услуги.
Товарищество основывает свою позицию на том, что пп. д. п. 6 Правил N 124 не содержит императивного требования об обязательном представлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о порядке внесения платы за коммунальные услуги. При этом товарищество обращает внимание суда на оговорку "если такое решение принято". Поскольку в настоящем случае такое решение собственниками не было принято, постольку представление протокола не обязательно.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод, так как он противоречит нормам материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Так, установлено, что по заявке ТСЖ "Единство" от 25.08.2003 между АО "Ростовводоканал" и ТСЖ "Единство" был заключен договор от 12.02.2004 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, д. 31.
Водоканал во исполнение требований апелляционного суда представил список лицевых счетов в качестве доказательства того, что плата за отпуск питьевой воды и прием сточных вод производилась жильцами многоквартирного дома напрямую водоканалу в связи с ликвидацией ТСЖ "Единство".
Протоколом N 1 от 22.07.2012 общее собрание собственников в многоквартирном доме проголосовало единогласно за создание товарищества собственников жилья "Стачки 31".
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354.
Вновь избранное товарищество, подавая заявку на заключение с водоканалом договора ресурсоснабжения, по сути, просит изменить существующий порядок оплаты поставляемого коммунального ресурса (воды) каждым жильцом напрямую водоканалу, на порядок, в соответствии с которым жильцы оплачивают коммунальный ресурс водоканалу через товарищество.
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 176-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В связи с вступлением в силу части 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30 июня 2015 года на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
При принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО (часть 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ). В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124 (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации. При этом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО, принятое в соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, сохраняет сложившиеся договорные отношения между собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме и такими РСО и его следует отличать от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (решение о прямых расчетах с РСО).
При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 13 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договора ресурсоснабжения между РСО и собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме, а также наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) являются основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами, или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Данная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства российской федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг".
Поскольку жилищное законодательство допускает отсутствие заключенного между управляющей организацией и РСО договора ресурсоснабжения в случаях, предусмотренных частями 17 и 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пунктом 30 Правил N 124, пунктом 14 и 17 Правил N 354, из системного толкования указанных норм, а также подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ и части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что непредоставление управляющими организациями коммунальных услуг либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах может рассматриваться в качестве нарушения управляющими организациями установленных лицензионных требований только в случае, когда между управляющей организацией и РСО заключен договор ресурсоснабжения.
Руководствуясь вышеуказанными разъяснениями, судебная коллегия полагает, что поскольку общим собранием не принято решение о порядке осуществления внесения платы за коммунальные услуги посредством товарищества, постольку жильцы сохранили ранее действующий прямой порядок оплаты, для изменения которого необходима их воля, выраженная в письменной форме (решение собрания собственников помещений).
Следовательно, для рассмотрения заявки товарищества и заключения договора ресурсоснабжения представление протокола, предусмотренного пп. д. п. 6 Правил N 124, выражающего волю собственников помещений в многоквартирном доме на изменение порядка оплаты коммунального ресурса, является в конкретном случае обязательным.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2017 по делу N А53-6864/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6864/2017
Истец: ТСЖ "СТАЧКИ 31"
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"