г.Самара |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А65-12747/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А. с участием:
от министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до перерыва представителя Павлова И.Н. (доверенность от 09.01.2017), после перерыва представителя Заляевой Д.Р. (доверенность от 30.06.2017), после перерыва представителя Дубровиной Е.О. (доверенность от 30.12.2016),
третье лицо: Иксанов Р.М. - до и после перерыва не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 - 11 - 13 декабря 2017 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2017 года по делу N А65-12747/2017 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430), Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Иксанов Руслан Маратович, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 21.03.2017 по делу N Т04-69/2017,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 21.03.2017 по делу N Т04-69/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Иксанов Руслан Маратович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение Татарстанского УФАС России по делу N Т04-69/2017 от 21.03.2017 признано незаконным.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях организатора торгов нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в части неверного указания в сообщении о проведении конкурса официального сайта концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей министерства, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители антимонопольного органа поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы в судебном заседании 06 декабря 2017 года - до 09 час 05 мин 11 декабря 2017 года; в судебном заседании 11 декабря 2017 года - до 13 час 55 мин 13 декабря 2017 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей Татарстанского УФАС России, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует изменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступила жалоба Иксанова Руслана Маратовича от 10.03.2017 на действия организатора торгов -министерства земельных и имущественных отношений (далее - министерство, организатор торгов) при проведении торгов в форме открытого конкурса лот N 100117/0050700/01 на предмет: "Право заключения концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Сибирский тракт" д.29, нежилое помещение общей площадью 193,8 кв.м, кадастровый номер 16:50:130101:1059, сроком на 10 лет для обеспечения оказания медицинской помощи онкологическим больным, предусмотренной программой государственных гарантий оказания граждан РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на соответствующий финансовый год".
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом было установлено, что адрес официального сайта организатора торгов указан некорректный.
Указанный довод заявителя жалобы был признан обоснованным.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Татарстанского УФАС России 21.03.2017 вынесла решение по делу N Т04-69/2017 следующего содержания: "1. Признать жалобу Иксанова Руслана Маратовича на действия организатора торгов - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - организатор торгов) при проведении открытого конкурса лот N 100117/0050700/01 на предмет: "Право заключения концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Сибирский тракт, д.29" нежилое помещение общей площадью 193,8 кв.м, кадастровый номер 16:50:130101:1059, сроком на 10 лет для обеспечения оказания медицинской помощи онкологическим больным, предусмотренной программой государственных гарантий оказания граждан РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на соответствующий финансовый год", обоснованной. 2. Признать в действиях организатора торгов - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1 части 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". 3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении".
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Судом по материалам дела установлено, что министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях) был объявлен открытый конкурс "на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Сибирский тракт, д.29, нежилое помещение общей площадью 193,8 кв.м, кадастровый номер 16:50:130101:1059, сроком на 10 лет для обеспечения оказания медицинской помощи онкологическим больным, предусмотренной программой государственных гарантий оказания граждан РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на соответствующий финансовый год". Извещение размещено на сайте www.torgi.gov.ru 12.01.2017.
В соответствии с ч.3 ст.26 Федерального закона N 115-ФЗ в сообщении о проведении конкурса должны быть указаны: 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, реквизиты счетов, номера телефонов концедента, адрес его официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", данные должностных лиц и иная аналогичная информация; 2) объект концессионного соглашения; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) требования к участникам конкурса; 5) критерии конкурса и их параметры; 6) порядок, место и срок предоставления конкурсной документации; 7) размер платы, взимаемой концедентом за предоставление конкурсной документации, порядок и сроки ее внесения, если такая плата установлена. Размер такой платы не должен превышать расходы на изготовление копий конкурсной документации и отправку их по почте; 8) место нахождения, почтовый адрес, номера телефонов конкурсной комиссии и иная аналогичная информация о ней; 9) порядок, место и срок представления заявок на участие в конкурсе (даты и время начала и истечения этого срока); 9.1) размер задатка, порядок и сроки его внесения, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; 10) порядок, место и срок представления конкурсных предложений (даты и время начала и истечения этого срока); 11) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; 12) место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями; 13) порядок определения победителя конкурса; 14) срок подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса; 15) срок подписания концессионного соглашения.
В сообщении о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения организатора торгов указана следующая информация: "Концедент (организатор конкурса) - министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (г.Казань, ул.Вишневского, д.26, тел. 221-40-25, 221-40-79, официальный сайт - www.torgi.gov.ru. Место нахождения конкурсной комиссии - 420043, г.Казань, ул.Вишневского, д.26. Контактное лицо - Альмукова Инна Наилевна (каб. N 708 тел. 221-40-25, 221-40-79)".
При указании адреса официального сайта заказчика была допущена техническая ошибка: "www.torgi.gov.ru" вместо "mzioatar.ru".
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что данное обстоятельство является технической опечаткой и оно не повлекло нарушения прав потенциальных участников торгов, в том числе и заявителя Иксанова Руслана Маратовича. Конкурс состоялся, победитель определен, контракт заключен и исполнен, никто из участников претензий не направил, а жалоба Иксанова Руслана Маратовича, как он сам пояснил в ходе судебного заседания с его участием, носила чисто информационный характер.
Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя, указав на следующие обстоятельства. Информация об адресе официального сайта министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является открытой и легко доступной для любых заинтересованных лиц. Соответственно ее отсутствие не препятствует участию каких-либо желающих лиц в данном открытом конкурсе. В ходе судебного заседания с участием заявителя и антимонопольного органа был проведен судебный эксперимент путем введения в интернет-ресурсе "Яндекс" аббревиатуры "министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан", в результате которого был раскрыт официальный сайт министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан "mziotatar.ru", то есть для любого потенциального участника конкурса при правильном определении наименования организатора конкурса не составляло сложности определить его сайт.
Частью 1 ст.17 Федерального закона то 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Неверное указание адреса официального сайта заказчика не является ни одним из перечисленных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что министерством не нарушена ч.1 ст.17 Федерального закона N 135-ФЗ, причём в мотивировочной части оспариваемого решения о данном нарушении не упоминается. Суд первой инстанции также посчитал, что Татарстанское УФАС России ошибочно признало нарушением п.1 ч.3 ст.26 Федерального закона N 115-ФЗ факт технической ошибки заявителя.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона N 135-ФЗ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа в этой части, поскольку материалами дела не подтверждается совершение организатором торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Антимонопольный орган не доказал наличия в действиях организатора торгов признаков ограничения, недопущения, устранения конкуренции в ходе проведения конкурса, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания в действиях организатора торгов - министерства нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем судом первой инстанции необоснованно не учтено, что указание собственного официального сайта концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - является требованием закона, на необходимость его отражения в сообщении о проведении конкурса прямо указано в пункте 1 части 3 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях. Указание официального сайта организатора торгов позволяет напрямую войти в раздел "Аукционы и конкурсы", где у каждого потенциального участника возникает возможность ознакомиться со всеми закупочными процедурами заказчика. При этом министерство не оспаривает сам факт неуказания своего официального сайта в сообщении о проведении конкурса, полагая его незначительной технической ошибкой.
Между тем допущенная организатором торгов техническая ошибка в сообщении о проведении конкурса не исключает сам факт нарушения нормы права, закрепленной в пункте 1 части 3 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях. При этом не имеет значения, намеренный характер носило нарушение или оно связано с небрежным исполнением обязанностей организатором торгов.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольный орган в оспариваемом решении правомерно указал на нарушение организатором торгов - министерством требования, установленного пунктом 1 части 3 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях, в связи с чем в этой части решение Татарстанского УФАС России соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании вышеизложенного, решение Татарстанского УФАС России по делу N Т04-69/2017 от 21.03.2017 является незаконным в части признания в действиях организатора торгов - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем заявление министерства подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с требованиями п.3 ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит обязать Татарстанское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
На основании п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 25 сентября 2017 года следует изменить; заявление министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан удовлетворить частично. Решение Татарстанского УФАС России по делу N Т04-69/2017 от 21.03.2017 признать недействительным в части признания в действиях организатора торгов - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ. Обязать Татарстанское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.
Поскольку судом апелляционной инстанции заявленные обществом требования удовлетворены частично, государственная пошлина за подачу заявления подлежит отнесению на Татарстанское УФАС России в полном объеме.
Указанный вывод соответствует и правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина за подачу апелляционной жалобы антимонопольным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2017 года по делу N А65-12747/2017 изменить.
Заявление министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан удовлетворить частично. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N Т04-69/2017 от 21.03.2017 признать недействительным в части признания в действиях организатора торгов - министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12747/2017
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Иксанов Р.М.