21 декабря 2017 г. |
Дело N А83-10699/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 18.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21.12.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гонтаря В. И.,
судей Котляровой Е. Л.,
Вахитова Р.С.
при ведении протокола секретарем Дьяченко М.С.
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Службы финансового надзора - Стружинская Вера Николаевна, доверенность от 15.02.2017 N 02.1-21/14, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК Российской Федерации).
рассмотрев апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 ноября 2017 года по делу N А84-10699/2017 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Групп"
к Службе финансового надзора Республики Крым
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Групп" (Далее - ООО "Строй-Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (Далее - Административный орган), согласно которого просит признать незаконным и отменить постановление N 4 от 12.07.2017 о признании ООО "Строй-Групп" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2017 постановление Службы финансового надзора Республики Крым N 4 от 12.07.2017 о признании ООО "Строй-Групп" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб., снизив размер административного штрафа до 110 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым оставить постановление Службы финансового надзора Республики Крым N 4 от 12.07.2017 без изменения, в удовлетворении заявленных требований ООО "Строй-Групп" отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное и неправильное установление судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 года апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 18 декабря 2017 года на 10 час. 50 мин.
В судебном заседании представитель Службы финансового надзора Республики Крым поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (Далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Положения о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 (далее - Положение N 170), Административный орган является уполномоченным лицом на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2014 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N214-ФЗ), нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Административным органом в соответствии с Приказом от 04.10.2016 N 468 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Строй-Групп" требований Федерального закона N 214-ФЗ в части привлечения денежных средств гражданина Сетова А.А на строительство многоэтажного жилого дома по строительному адресу: Республика Крым, город Ялта, ул.Суворовская, 8 за период с 07.10.2014 по 30.09.2016.
В ходе проверки установлены нарушения законодательства об участии в долевом строительстве, которые отражены в акте проверки от 02.11.2016 N 04.2-22/16, согласно которого Общество, не являясь застройщиком в понимании п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N214-ФЗ, осуществило привлечение денежных средств гражданина Сетова А.А. в размере 1700 долларов США и 10000 рублей, связанное с возникающим правом собственности на квартиру в многоквартирном жилом доме, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Суворовская, 8д, на основании предварительного договора не прошедшего государственную регистрацию.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 02.11.2016 Административным органом вынесено Предписание N 04.2-14/5132 ООО "Строй-Групп" об устранении нарушений частей 2 и 2.1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ в срок до 16.12.2016, а именно о возврате гражданину Сетову А.А. денежных средств, которые были привлечены по Предварительному договору купли-продажи от 07.10.2014 N Я1/Э4/К24(7) в период с 07.10.2014 по 30.09.2016.
В срок до 16.12.2016 Предписание от 02.11.2016 N 04.2-14/5132 заявителем не исполнено.
При этом, ООО "Строй-Групп" письмами от 15.12.2016 N 15-12/16 и от 27.02.2017 N 27-02/76 направляла в адрес Службы ходатайства о продлении срока исполнения Предписания от 02.11.2016 N 04.2-14/5132, по результатам рассмотрения которых Административным органом продлевался срок исполнения указанного предписания соответственно до 28.02.2017 и до 01.05.2017.
Поскольку информация об исполнении Предписания от 02.11.2016 N 04.2-14/5132 в установленный срок (до 01.05.2017) представлена не была, на основании приказа от 12.05.2017 N 193 Службой финансового надзора Республики Крым была проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте от 13.06.2017 N 04.2-21/4, согласно которого было зафиксировано неисполнение вышеуказанного предписания.
В ходе данной проверки, Службой финансового надзора Республики Крым письмом от 15.05.2017 N 04.2-14/2276 в адрес Общества был направлен мотивированный запрос о предоставлении копий документов согласно перечню, свидетельствующих об исполнении предписания.
На указанный запрос, Обществом предоставлены пояснения относительно оставления Верховным судом Республики Крым в силе решения Ялтинского городского суда от 20.10.2016 по иску гр. Сетова А.А. о взыскании солидарно с Трача В.В. и ООО "Строй-Групп" суммы в размере 1142711,54 рублей, а также выписка из банка данных исполнительных производств.
Поскольку Обществом в установленный срок - до 01.05.2017 документы, подтверждающие исполнение Предписания от 02.11.2016 N 04.2-14/5132, в Административный орган не представлены, заведующим отделом контроля и надзора за долевым строительством, работы с обращениями граждан Управления контроля и надзора за долевым строительством Службы финансового надзора Республики Крым Румянцевым С.Л. 29.06.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 4 в отношении ООО "Строй-Групп", ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
12.07.2017 первым заместителем Службы финансового надзора Республики Крым - Шатских В.В., вынесено постановление N 4 о назначении административного наказания, которым ООО "Строй-Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 8 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ).
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. В данном случае таковым является Служба финансового надзора Республики Крым на основании подпункта 3.2.1 пункта 3.2 Положения о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 25 Закона N 294-ФЗ, юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 19.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Следовательно, предписание по своей юридической природе является ненормативным правовым актом, целью которого является устранение нарушения законодательства. Особенностью такого ненормативного правового акта, является то, что он направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого и выносится предписание.
Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
ООО "Строй-Групп" в установленный срок - до 01.05.2017 документы, подтверждающие исполнение Предписания от 02.11.2016 N 04.2-14/5132 предоставлены не были.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.09.2017 по делу 12-674/2017, которое вступило в законную силу на основании решения Верховного Суда Республики Крым от 11.10.2017, постановление N 5 от 12.07.2017 оставлено без изменений.
Факт установления вины должностного лица Общества решением Ялтинского городского суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку вина генерального директора Общества во вменяемом ему правонарушении доказана, а само правонарушение совершено при аналогичных обстоятельствах.
При этом, штраф в размере 15 000 рублей был оплачен Пастуховым И.В. платежным поручением N 17425 от 23.10.2017.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд считает что, материалами дела подтверждается факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 25.12.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных инвестиций" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) установлено, что действие Федерального закона N 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом, Федеральный закон N 39-ФЗ не распространяется, в том числе, на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ.
При этом, указанным законом дано определение "инвестиционной деятельности", а именно - это "вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта".
Вместе с тем, условиями Предварительного договора купли-продажи от 07.10.2014 N Я1/Э4/К24(7) не предусмотрено вложение инвестиций со стороны гражданина Сетова А.А., также не оговорено осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) и достижения иного полезного эффекта.
Материалами дела установлено, что гражданин Сетов А.А. выступает по Предварительному договору купли-продажи от 07.10.2014 N Я1/Э4/К24(7) гражданином, у которого привлекались денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома (расположен по адресу Республика Крым, г.Ялта, ул.Суворовская, 8д) с последующим возникновением у гражданина Сетова А.А. права собственности на объект долевого строительства (квартиру (проектный номер N 24), то есть в толковании части 1 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ гражданин Сетов А.А. является участником долевого строительства.
Положениями Федерального закона N 214-ФЗ, а именно частью 2 статьи 3, пунктом 2 статьи 2, на которые ссылается заявитель, обосновывая свою позицию о неправомерности, по его мнению, проведенной Службой финансового надзора Республики Крым проверки, предусмотрены обязательные условия, которые должны выполняться лицом, осуществляющему привлечение денежных средств участников долевого строительства для (создания) многоквартирных домов, и которые были нарушены ООО "Строй-Групп", что и отражено в акте проверки от 02.11.2016 N 04.2-22/16.
Данным положениями Федерального закона N 214-ФЗ не установлено, что орган контроля имеет право проводить проверки исключительно в отношении застройщика (в понимании Федерального закона N 214-ФЗ).
Напротив, пунктом 1 части 11 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является неисполнение в установленный срок лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ.
Кроме того, частью 9 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что предметом проверки является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства, обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что орган контроля, вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований Федерального закона N 214-ФЗ и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Пунктом 10 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что орган контроля принимает меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом N 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права и обязанности Службы финансового надзора Республики Крым определены разделом IV Положения N 170, пунктом 4.2. которого установлено, что при проведении контрольных мероприятий объектами контроля являются лица, привлекающие денежные средства участников долевого строительства для (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно квитанций к приходному кассовому ордеру, Обществом от гр. Сетова А.А. были получены денежные средства (т. 1 л.д. 118).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Служба финансового надзора Республики Крым имела основания для осуществления проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Строй - Групп".
Как правильно указал суд первой инстанции, что ООО "Строй-Групп" в понимании Федерального закона N 214-ФЗ не является застройщиком, но при этом является лицом, привлекающим денежные средства для строительства многоквартирного дома участника долевого строительства гражданина Сетова А.А., что является нарушением частей 2 и 2.1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ, а, следовательно, в соответствии с пунктом 4.2. Положения N 170 при проведении контрольных мероприятий является объектом контроля Службы финансового надзора Республики Крым.
Санкция части 4 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания административный штраф от 100 000 до 200 000 руб.
При привлечении Общества к административной ответственности было назначено наказание в виде штрафа в сумме 200 00,00 руб.
Апелляционным судом установлено, что Обществом были предоставлены доказательства выплаты гражданину Сетову А.А. всей суммы денежных средств, о чем свидетельствую квитанции и постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют данные о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, устранение последствий совершенного административного правонарушения в виде выплаты гражданину Сетову А.А. денежных средств, взысканных по решению суда; суд первой инстанции правомерно отнес к обстоятельству смягчающему административную ответственность, а также, полагая, что назначенный размер штрафа, повлечет значительные денежные затраты Общества и в данном случае не будет отвечать принципу соразмерности с учетом тяжести совершенного правонарушения, а соответственно не обеспечит достижения цели административного наказания.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано снизил установленный постановлением административного органа размер административного штрафа в пределах санкции ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ - до 110 000,00 рублей.
Нарушение порядка и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Оснований для назначения наказания менее минимального размера административного штрафа судами не установлено в силу отсутствия доказательств наличия исключительных обстоятельств в понимании ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ. Кроме этого не подлежит и замене административное наказание в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение связано с причинением имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 ноября 2017 года по делу N А84-10699/2017 оставить без изменений.
2. Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 ноября 2017 года по делу N А84-10699/2017 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В. И. Гонтарь |
Судьи |
Е. Л. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10699/2017
Истец: ООО "СТРОЙ-ГРУПП"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ