г. Томск |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А03-11095/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.,.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Фаст Е.В.
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроСтрой"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2017 г. по делу N А03-11095/2017 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроСтрой" (ИНН 5406549859, ОГРН 1095406033920, с. Бурла, Бурлинский район, Алтайский край)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (656056, ул. Пролетарская,65,г.Барнаул)
о признании незаконным предписания от 24.05.2017 N 09-08/16-02/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроСтрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление, административный орган) об оспаривании предписания от 24.05.2017 N 09-08/16-02/2017.
Решением от 04.10.2017 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что результаты рейдового осмотра, проведенного Управлением, являются недостоверными, а основания для проведения проверки от 02.02.2017 являются немотивированными и незаконными. Основанием для проведения внеплановой проверки является выявленная угроза причинения вреда окружающей среде в ходе рейдового осмотра, что отражается должностным лицом административного органа в представлении и является основанием для проведения внеплановой проверки. Рейдовый осмотр (мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами) проведен госинспектором Управления 31.01.2017. В ходе рейдового осмотра выявлены признаки неудовлетворительного состояния земель, а именно: неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, что является угрозой причинения вреда окружающей среде. В это время года из-за высокого снежного покрова невозможно в полном объеме определить признаки неудовлетворительного состояния земель, выявить угрозу причинения вреда окружающей среде.
Срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в нем действия, должен быть достаточным для реального его исполнения. Согласно предписанию от 24.05.2017 N 09-08/16-02/2017 срок его исполнения составляет чуть более одного календарного месяца до 30.06.2017.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.01.2017 N 01/2-04/29, задания на проведение планового (рейдового) осмотра, Управлением проведены плановые (рейдовые) осмотры, обследования N 1, N 2 30.01.2017-02.02.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 22:29:100101:0001 (Алтайский край, Немецкий национальный район), 22:29:060101:0002 (Алтайский край, Немецкий национальный район), титульным владельцем которых является общество.
Результаты рейдовых осмотров зафиксированы в актах от 31.01.2017, от 02.02.2017.
На основании указанных актов должностным лицом Управления внесено мотивированное представление по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом.
На основании мотивированного представления от 02.02.2017, приказа от 05.04.2017 N 01/2-04/294 (проверка согласована с прокуратурой Алтайского края 06.04.2017) в период с 25.04.2017 по 25.05.2017 Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом законодательства при пользовании земельными участками.
Также Управлением 25.04.2017 проведен осмотр принадлежащих обществу земельных участков.
В ходе проверки и осмотров с применением навигатора, фото - и видеофиксацией Управлением выявлено, что:
1) земельный участок с кадастровым номером 22:29:100101:0001 категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 6260 га покрыт многолетними сорными и древесно-кустарниковой растительностью такой как: бодяк щетинистый, полынь обыкновенная, ежа сборная, тысячелистник обыкновенный, костер безосный, вьюнок полевой (высотой от 0.5 до 1.5 метров), клен, береза (высотой от 1 до 5 метр ов).
Зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью создает угрозу возникновения пожаров и возникновения чрезвычайной ситуации. Все перечисленные виды растений являются в большей части многолетними сорными растениями, степень их развития свидетельствует, что они развивались па земельном участке не менее 3-4 лет, семена некоторых видов растений имеют летучки и переносятся ветром на прилегающие земельные участки, засоряя их, то есть нарушаются права неограниченного круга лиц (владельцев, собственников) прилегающих земельных участков. Многие растения достаточно трудно искореняются с засоренных земель (особенно бодяк (корни и корневища которого достигают глубины до 7 метров), вьюнок) так как имеют корни и корневища, активно растущие и образующие новые растения. Это снижает плодородие земель за счет засорения и поглощения питательных веществ, выделяемые корнями в процессе жизнедеятельности вещества, изменяющие физико-химическую и биологическую среду почвы. Многие из них довольно быстро захватывают территорию и являются трудноискоренимыми сорняками из-за большого количества образуемых семян.
На земельном участке с кадастровым номером 22:29:100101:0001 произведена обработка почвы на площади 472 га. На остальной площади, т.е. 5788 га следов агротехнической обработки почв (вспашка, посев сельскохозяйственных культур), проведения иных агротехнических, агрохимических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных не выявлено.
Плотность зарастания древесно-кустарниковой и сорной многолетней растительностью на площади 5788 га составляет - 92%, что также свидетельствует о длительном периоде неиспользования земельного участка.
Также на участке координатами N 53. 13. 040 Е 079.10.381 площадью 260 га находятся выгоревшие остатки сухой растительности прошлых лет в результате сельскохозяйственного пала, что свидетельствует о том, что поле было заросшим и не обрабатывалось.
Координатные точки земельного участка, осмотренные Управлением - N 53 14 136 Е079 13.651; N 53 13.579 Е079 11.854; N 53 13.532 Е079 11.728; N 53 13.466 Е079 11.559; N 53 13.363 Е079 11.287; N 53 13.189 Е079 10.777; N 53. 13. 040 Е079.10.381; N 53. 13. 278. Е079.11.044; N 53. 13. 040 Е079.10.381 определены с помощью GPS-навигатора "Garmin Dacota 20" (сертификат о калибровке N 014716 от 22.032017), находящийся на земельном участке в направлении глубины участка;
2) земельный участок с кадастровым номером 22:29:060101:0002 категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 10654 га покрыт многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью, такой как: бодяк щетинистый, полынь обыкновенная, ежа сборная, тысячелистник обыкновенный, костер безосный, вьюнок полевой (высотой от 0,5 до 1,5 метров), сосна (высотой от I до 2 метров). Зарастание сорной и древесно- кустарниковой растительностью создает угрозу возникновения пожаров и чрезвычайной ситуации. Все перечисленные виды растений являются в большей части многолетними сорными растениями, степень их развития свидетельствует, что они развивались на земельном участке не менее 3-4 лет, семена некоторых видов растений имеют летучки и переносятся ветром на прилегающие земельные участки, засоряя их, то есть нарушаются права неограниченного крута лиц (владельцев, собственников) прилегающих земельных участков.
На земельном участке с кадастровым номером 22:29:100101:0002 произведена обработка почвы на площади 1588 га. На остальной площади, т.е. 8976 га следов агротехнической обработки почв (вспашка, посев сельскохозяйственных культур), проведения иных агротехнических, агрохимических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных не выявлено.
Плотность зарастания сорной многолетней растительностью на площади 8976 га составляет - 84%, что также свидетельствует о длительном периоде неиспользования земельного участка.
Осмотр с фотосъемкой и видеофиксацией проводился в светлое время суток в условиях естественного освещения с координатных точек N 53. 33. 102 Е 078. 59. 098; N 53. 12. 446 Е 079 00. 410; N 53. 12. 339. Е 078. 59. 570; N 53. 12. 051. Е 078. 58. 764; N 53. 11,797. Е 078. 58.044; N 53. 11.252. Е 078. 56. 488; N 53. 10. 885 Е 078. 55. 439; N53. 10. 702. Е 078. 54. 934; N53. 10. 365. Е 078.54. 001; N53. 09. 746. Е 078. 52. 240; N53.11.113. Е 078. 50.873, определенных с помощью GPS-навигатора "Garmin DAKOTA 20" (сертификат о калибровке N014716 от 22.032017), находящихся на земельном участке в направлении глубины участка.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.05.2017.
По результатам проверки обществу 24.05.2017 выдано предписание N 09-08/16-02/2017, которым в срок для 30.06.2017 общество обязывалось устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу пункта 1 статьи 13 ЗК в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Таким образом, исполнение указанных обязанностей возложено законом на собственников, владельцев, пользователей земельных участков.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 22:29:100101:0001 (Алтайский край, Немецкий национальный район), 22:29:060101:0002 (Алтайский край, Немецкий национальный район).
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:29:100101:0001 категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 6260 га покрыт многолетними сорными и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке с кадастровым номером 22:29:100101:0001 произведена обработка почвы на площади 472 га. На остальной площади, т.е. 5788 га следов агротехнической обработки почв (вспашка, посев сельскохозяйственных культур), проведения иных агротехнических, агрохимических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных не выявлено. Плотность зарастания древесно-кустарниковой и сорной многолетней растительностью на площади 5788 га составляет - 92%.
Земельный участок с кадастровым номером 22:29:060101:0002 категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 10654 га покрыт многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке произведена обработка почвы на площади 1588 га. На остальной площади, т.е. 8976 га следов агротехнической обработки почв (вспашка, посев сельскохозяйственных культур), проведения иных агротехнических, агрохимических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных не выявлено. Плотность зарастания сорной многолетней растительностью на площади 8976 га составляет - 84%, что так же свидетельствует о длительном периоде неиспользования земельного участка.
Перечисленные в акте проверки виды растений согласно классификации сорняков Основных общереспубликанских правил по борьбе с сорными растениями на территории РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 18.05.1962 N 698, относятся к сорным многолетним растениям и являются наиболее распространенными на территории Российской Федерации.
Сорняки наносят огромный экономический ущерб не только сельскому, но и всему хозяйству страны. Заброшенные сельскохозяйственные угодья быстро зарастают разнообразными сорняками и в дальнейшем распространяются на ближайших возделываемых землях. И если не проводить борьбу с сорняками, запас их семян в почве год от года будет увеличиваться. Сорные растения оказывают прямой и косвенный вред, количественное и качественное отрицательное влияние на урожай возделываемых культур. Обладая громадной способностью размножения, они могут быстро распространяться на больших площадях. Сорные растения уменьшают запасы питательных веществ и влаги в почве, затрудняют уборку урожая и являются рассадниками болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. Урожаи всех сельскохозяйственных культур на засоренных площадях значительно снижаются, а иногда и полностью погибают.
Зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения сорными растениями свидетельствует о непринятии мер по воспроизводству плодородия почв посредством систематического проведения агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятии.
Координаты были определены Управлением с помощью GPS-навигатора "Garmin DAKOTA 20", который имеет сертификат о калибровке от 22.03.2017 N 014716. Осмотр с фотосъемкой и видео фиксацией проводился в светлое время суток в условиях естественного освещения.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о том, что срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в нем действия, недостаточен, согласно предписанию от 24.05.2017 N 09-08/16-02/2017 срок его исполнения составляет чуть более одного календарного месяца до 30.06.2017.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание выносится уполномоченным органом в случае выявления последним при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований. Предписание должно содержать только законные требования и предусматривать сроки устранения выявленных нарушений.
Сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
При установлении сроков для устранения выявленных нарушений необходимо исходить из принципа разумности.
Заявителем не приведены какие-либо доказательства невозможности исполнения предписания в установленный Управлением срок.
Кроме того у заявителя имеется право обратиться к контролирующему органу с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
14.06.2017 общество обратилось в Управление с ходатайством о продлении срока выполнения оспариваемого предписания. Доказательств того, что Управлением было отказано в продлении срока исполнения предписания, обществом не представлено.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 8.3, 13.2, 20 Закона N 294-ФЗ, пришел к выводу о том, что Управлением соблюдены положения в части оснований для проведения внеплановой выездной проверки.
Из буквального содержания мотивированного представления следует, что оно содержит обоснование возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом представление основано на актах от 31.01.2017, от 02.02.2017, с фотофиксацией осмотров.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о том, что результаты рейдового осмотра, проведенного Управлением, являются недостоверными, рейдовый осмотр (мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами) проведен госинспектором Управления 31.01.2017 и 02.02.2017, в это время года из-за высокого снежного покрова невозможно в полном объеме определить признаки неудовлетворительного состояния земель, выявить угрозу причинения вреда окружающей среде.
К актам планового (рейдового) осмотра от 31.01.2017, от 02.02.2017 представлены фототаблицы, из которых следует, что на момент проведения осмотра, не смотря на наличие снежного покрова земельные участки покрыты многолетними сорными растениями.
Также Управлением 25.04.2017 проведен осмотр принадлежащих обществу земельных участков, которым установлены факты зарастания многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2017 г. по делу N А03-11095/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11095/2017
Истец: ООО "АгроСтрой"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по АК и республике Алтай