г. Пермь |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А60-35405/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя, Департамента лесного хозяйства Свердловской области: не явились;
от заинтересованного лица, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу: Борисов А.В., паспорт, доверенность от 21.03.2017, Шабалина Н.Н., паспорт, доверенность от 25.07.2017;
от третьих лиц, Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", общества с ограниченной ответственностью "АЭРОУРАЛ": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Департамента лесного хозяйства Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 сентября 2017 года по делу N А60-35405/2017 ,
принятое судьей Ворониным С.П.
по заявлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1076658027588)
к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588),
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", общество с ограниченной ответственностью "АЭРОУРАЛ",
о признании недействительным предписания,
установил:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо) от 05.05.2017 N 2/2 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", общество с ограниченной ответственностью "АЭРОУРАЛ".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2017 (резолютивная часть объявлена 28.08.2017) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 3 и 4. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судом судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное применение Лесного кодекса.
Податель жалобы настаивает на том, изложенные в предписании требования о внесении изменений в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области в части определения порядка маневрирования лесопожарных формирований, мероприятий, связанных с тушением лесных пожаров, а также направленных на недопущение распространения пожаров, возникших на землях различных иных категорий, не относящимся к землям лесного фонда, мероприятия по противопожарному обустройству лесов на землях иных категорий, является незаконным и необоснованным, поскольку учреждения, подведомственные Департаменту, разрабатывают планы тушения лесных пожаров лишь на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности Свердловской области; на остальных территориях соответствующие мероприятия осуществляются Министерством общественной безопасности Свердловской области и подведомственными ему органами. Полагает, что суд необоснованно отождествил понятия "порядок привлечения лесопожарных формирований" и "порядок маневрирования лесопожарных формирований", который до настоящего времени Правительством РФ не утвержден.
Кроме того, податель жалобы указывает на необоснованное применение заинтересованным лицом Постановления Правительства РФ N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территории", действующего с 01.03.2017, в то время как план тушения пожаров утверждается на один календарный год не позднее 01 февраля соответствующего года (Постановление N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы").
Относительно пункта 2 предписания в жалобе указано, что на момент проведения проверки заявителем РДС (региональная диспетчерская служба) полностью укомплектована всеми специалистами, кроме того, заинтересованным лицом не доказан факт осуществления работы РДС в нарушение п. 6.5 Методических указаний по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заинтересованное лицо с приведенными в апелляционной жалобе доводами не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве, поддержанным представителями заинтересованного лица в заседании суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений сторон.
Решение суда в части удовлетворения требований сторонами по делу не обжалуется, законность судебного акта в указанной части апелляционным судом не проверяется.
Как следует из материалов дела, Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на основании приказа от 01.03.2017 N 54 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Департаментом лесного хозяйства Свердловской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В ходе проверки заинтересованным лицом сделан вывод о том, что планы тушения лесных пожаров на территории Свердловской области не соответствуют требованиям действующих нормативных актов; на момент проверки не укомплектована штатная численность Региональной диспетчерской службы для обеспечения круглосуточного режима работы на круглогодичной основе; в результате неправомерного наделения ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов" полномочиями по осуществлению государственной функции по организации охраны лесов данное бюджетное учреждение незаконно заключило государственный контракт, предметом которого является выполнение государственной работы - создание и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, обязанность по расторжению которого возложена на заявителя (акт проверки от 07.03.2017 N 02-отр, т. 1 л.д. 22-78).
По результатам проверки Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в адрес Главного управления лесами Свердловской области выдано предписание от 05.05.2017 N 2/2-отр об устранении выявленных нарушений, которым предписано:
1) в срок до 01.06.2017 внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Свердловской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе:
- порядок маневрирования лесопожарных формирований (численность направляемых пожарных команд, состав и наименование пожарной техники, снаряжения и инвентаря в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий);
- информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов запаса;
- сведения о конкретных мероприятиях, в том числе, на карте-схеме по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения по недопущению переходов лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты экологической ценности (линии электропередач, дороги (автомобильные, железные);
- месторасположение проведения мероприятий по противопожарному обустройству по недопущению перехода лесных пожаров на земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов запаса;
- информацию о территориях, прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; информацию об ответственных за выполнение вышеуказанных мер на данных территориях;
- информацию о территории, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного и земель иных категорий (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса) в леса;
- информацию о средствах пожаротушения, находящихся в пунктах сосредоточения пожарного инвентаря, расположенных на территории лесничества (лесопарка), размещенных в различных организациях, в подразделениях специализированных учреждениях, у лиц, использующих леса;
2) обеспечить укомплектование штатной численности Региональной диспетчерской службы для обеспечения круглосуточного режима работы на круглогодичной основе;
3) обеспечить расторжение государственного контракта на оказание авиационных услуг на самолете АН-2 от 16.02.2017 N 136 между ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов" и ООО "АЭРОУРАЛ", заключенного с нарушением требований действующего законодательства (государственный контракт заключен ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов" с превышением полномочий; неправомерно возложено на исполнителя - ООО "АЭРОУРАЛ" выполнение самостоятельной государственной работы "создание и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов");
4) обеспечить заключение государственного контракта на оказание авиационных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Департамент лесного хозяйства по Свердловской области полагая, что предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела признал недействительными пункты 3 и 4 оспариваемого предписания, в остальной части оснований для признания недействительным предписания судом не установлено.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции подателем жалобы поставлен вопрос о соответствии положениям закона предписания от 05.05.2017 в части пунктов 1 и 2.
Спор рассмотрен судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку суд пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду. Выводы суда первой инстанции о подведомственности спора апелляционная коллегия считает обоснованными, возражений от лиц, привлеченных к участию в деле по данному вопросу не поступило.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителей заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности
Отношения в области лесопользования урегулированы Лесным кодексом Российской Федерации, статьей 1 которого установлены основные принципы лесного законодательства, в том числе обеспечение охраны и защиты лесов.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) установлено, что леса подлежат охране от пожаров, при этом в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование) (часть 2 статьи 51).
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51), а в соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 52 Лесного кодекса предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия (часть 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы (далее - Правила N 377), согласно пункту 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил N 377 установлено, что план состоит из текстовой и графической частей; согласно пункту 6 Правил в текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. При этом в плане устанавливаются:
а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
д) иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом правил пожарной безопасности в лесах.
Графическая часть плана состоит из карт-схем противопожарного обустройства лесов, маршрутов наземного патрулирования лесов и авиационного патрулирования лесов, при этом в картах-схемах отображаются границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов; на картах-схемах противопожарного обустройства отмечается также месторасположение имеющихся и планируемых объектов противопожарного обустройства, предусмотренных частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 7 Правил N 377).
Планы тушения лесных пожаров включаются в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, который утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 53.3 Лесного кодекса).
Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Правила N 378) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378.
Пунктом 2 Правил N 378 установлено, что сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в целях оптимизации определения мест размещения и привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; повышения эффективности привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения лесных пожаров; координации мероприятий по тушению лесных пожаров, возникающих на землях лесного фонда и землях иных категорий; недопущения распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий, что невозможно реализовать без включения в планы соответствующих мероприятий и сведений.
Перечень информации, отражаемой в текстовой части сводного плана, предусмотрен в п. 5 Правил N 378.
Как следует из акта проверки от 07.03.2017, на территории Свердловской области разработаны 30 планов тушения лесных пожаров лесничеств Свердловской области на 2017 год, на основании которых разработан Сводный план тушения лесов на территории Свердловской области (на момент проверки не утвержден). При этом планы тушения лесных пожаров не соответствуют требованиям действующего законодательства; ранее направленное в адрес Департамента лесного хозяйства Свердловской области предписание от 25.04.2017 N 11/11-отр об устранении нарушений при планировании тушения лесных пожаров, а именно - установить мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий в леса, расположенные на всех категориях земель, Департаментом не выполнено.
В частности, проверкой установлено, что в планах отсутствуют сведения о силах и средствах, которые до введения режима чрезвычайной ситуации будут осуществлять тушения пожаров в лесах, расположенных на землях: сельскохозяйственного назначения - 1552 тыс. га, промышленности - 26,1тыс.га, транспорта - 6,8 тыс. га, иного специального назначения - 10,8 тыс. га, запаса - 153 тыс. га.; отсутствуют сведения об учреждениях, организациях, иных юридических лицах независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах, общественных объединениях, индивидуальных предпринимателях, иных лицах, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, связи, иного специального назначения, запаса на территории, осуществляющие меры пожарной безопасности.
Помимо этого, в планах отсутствуют ведения о мерах по недопущению распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий; отсутствуют сведения о мерах по противопожарному обустройству объектов инфраструктуры.
Вместе с тем, необходимость включения данных сведений и мероприятий в планы тушения лесных пожаров и сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации прямо установлена подпунктом "г" пункта 2, подпунктами "б", "г" и "ж" пункта 5 Правил N 378, пунктами 1-2 раздела V Правил N 377.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, сравнив объемы мероприятий, предусмотренных планами тушения лесных пожаров, подлежащих включению в сводный план тушения пожаров на территории Свердловской области, с объемами обязательных мероприятий, предусмотренных соответствующими нормативными актами, пришел к обоснованному выводу о том, что разработанные планы тушения лесных пожаров не учитывают приведенные выше требования, соблюдение которых является критерием определения готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону.
Обязательность планирования и учета в составе планов мер по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках (подп. "а" п. 5 Правил N 378), перечня и составов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах (подп. "б" п. 5 Правил N 378); перечня сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, сил и средств, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах (подп. "в" п. 5 Правил N 378) имеют особое значение для достижения целей борьбы с лесными пожарами, а также для координации и взаимодействия различных государственных органов, органом местного самоуправления, которые осуществляются, в том числе, на основании планов тушения лесных пожаров (пункт 8 постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров").
Статья 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относит, в том числе, организацию тушения пожаров, что предполагает необходимость организации и межведомственного взаимодействий, определения порядка маневрирования лесопожарных формирований, учета сил и средств поднадзорных Департаменту органов и организаций, а также юридических лиц, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, что должно быть в обязательном порядке учтено в планах тушения лесных пожаров.
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что установление численности пожарных команд, состава пожарной техники и оборудования не поставлено в зависимость от уровня пожарной опасности и различных режимов.
В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса устанавливаются классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды; Приказом Рослесхоза от 05.07.2011 N 287 утверждены классы природной пожарной опасности лесов от I до V в зависимости от объектов загорания, видов пожаров, условий и продолжительности периода их возможного возникновения и распространения.
Учитывая, что для тушения лесных пожаров различных классов необходимо привлечение различных сил и средств, подпунктом 2 части 1 статьи 53.3 Лесного кодекса установлено, что учитываемый в планах тушения пожаров перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств, определяется в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; аналогичные положения содержатся также и в пункте 5 Правил N 377.
Помимо этого, в силу подп. "д" п. 5 Правил N 377, в планы тушения пожаров включаются и иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом правил пожарной безопасности в лесах, в том числе, такие меры пожарной безопасности в лесах, как предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) и мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
В соответствии с пунктом 25 Методических указаний по заполнению форм плана тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.12.2013 N 591, в пункте 4 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий.
Учитывая, что в период аномальных климатических явлений и с возникновением в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров создаются предпосылки перехода такого рода пожаров на населенные пункты, на земли иных категорий и, наоборот, распространения (переходы) пожаров на землях иных категорий на участки лесного фонда, включение указанных мероприятий полностью отвечает целям планирования мероприятий по тушению пожаров на территории Российской Федерации.
Сравнив объемы мероприятий, предусмотренных планами тушения лесных пожаров, подлежащих включению в сводный план тушения пожаров на территории Свердловской области, с объемами обязательных мероприятий, предусмотренных соответствующими нормативными актами, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу пришел к обоснованному выводу о том, что разработанные и утвержденные Департаментом лесного хозяйства Свердловской области планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств не учитывают приведенные выше требований, соблюдение которых (наличие в сводном плане) является критерием определения готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону.
Доводы податель жалобы об отсутствии оснований для применения Постановления Правительства РФ N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территории", вступившего в силу с 01.03.2017 апелляционным судом отклонен.
Оспариваемое предписание выдано 05.05.2017, после вступления в силу Постановления N 807, следовательно, изменения в планы тушения лесных пожаров могут быть внесены в 2017 году.
Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 25.10.2012 N 1255 с целью приема и учета информации о лесных пожарах, захламления, загрязнения, иных негативных воздействиях, об очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которые распространяются леса и о нарушениях лесов от пожаров в структуре ГБУ СО "Уральская авиабаза" создана Региональная диспетчерская службы лесного хозяйства Свердловской области (РДС), утверждено положение об РДС, начальнику ГБУ СО "Уральская авиабаза" поручено обеспечить круглосуточную и круглогодичную работу РДС, а также создать диспетчерские службы лесничеств.
Для обеспечения круглосуточного режима работы в штатном расписании РДС предусмотрено 2 оператора РДС, 4 штатных единицы диспетчеров, из них 2 единицы постоянные, 2 единицы сезонные, 1 заместитель начальника РДС, 1 начальник РДС, общая штатная численность РДС - 8 человек.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу установлено, что на момент проверки штатная численность РДС укомплектована на 75% и составляет 6 человек, из них 2 оператора, 2 диспетчера, 1 заместитель начальника РДС, 1 начальник РДС, в связи с чем сделан вывод о том, что в Свердловской области уполномоченным органом не обеспечена работа РДС в круглосуточном режиме на круглогодичной основе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", а также Методическими указаниями по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, утвержденных Приказом Рослесхоза от 28.05.2012 N 2012 N 218 (далее - Методические указания по вопросам РДС) предусмотрено создание уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, специализированных региональных диспетчерских служб как одной из форм осуществления контроля за пожарной опасностью в лесах и лесных пожарах.
Суд первой инстанции верно указал, что неукомплектованная полностью диспетчерская служба не обеспечивает выполнение возложенных на нее задач, в связи с чем требование предписания является правомерным.
В данном случае на заявителя не возлагаются дополнительные обязанности, поскольку режим функционирования РДС предусмотрен и актами самого государственного органа и внутренними локальными актами государственного бюджетного учреждения, при котором создана диспетчерская служба.
Исполнение предписания в последующем не влияет на законность предписания на дату его вынесения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Однако основания для переоценки коллегия апелляционного суда не усматривает.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2017 года по делу N А60-35405/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35405/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2018 г. N Ф09-1220/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УРАЛЬСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ", ООО "АЭРОУРАЛ"