город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2017 г. |
дело N А32-36582/2017 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-36582/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
о взыскании задолженности в размере 313901, 24 руб.,
принятое в составе судьи Непранова Г.Г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в размере 313901,24 руб.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в размере 310671,58 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
27.10.2017 принято решение путем подписания его резолютивной части, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.10.2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. Исковые требования удовлетворены. С акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 310671,58 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, а также 9213 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета возвращено 65 руб. государственной пошлины.
Акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 27.10.2017 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- ведомости подачи и уборки вагонов не содержат сведений о выполнении срока оборотов вагонов, графы 5,6 содержат сведения об общем и расчетном времени нахождения под грузовой операцией. По мнению заявителя, истец неверно толкует понятие "срок оборота вагонов". Как указывает ответчик, причин нахождения вагонов на путях общего пользования, зависящих от АО "ТМТП", не допускалось;
- требования истца о взыскании 310671,58 руб., согласно составленного портом расчета, являются незаконными, поскольку плата начислена за вагоны, задержанные также по причине, зависящей от перевозчика и указанной в возражениях ответчика к актам общей формы. Так, в указанный в актах период общество принимало вагоны на путь общего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 и не заявляло об отказе из-за отсутствия возможности принимать груженые вагоны.
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец считает доводы жалобы необоснованными. Договором N 85/4 урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит порт перевозчику. Факт и причина задержки вагонов - не обеспечение грузополучателем выгрузки вагонов, что удостоверено актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов. Причина задержки - нарушение срока оборотов вагонов является зависящей от ответчика, что свидетельствует об обоснованности заявленного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и открытым акционерным обществом "Туапсинский морской торговый порт" (в настоящее время - акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт") (порт) заключен договор N 85/4 от 24.01.2012 (с учетом дополнительных соглашений N 1 от 31.01.2012 и N 2 от 23.04.2012) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД (стрелочный перевод N 207 к пути N 6 и стрелочный перевод N 228 к пути N 5 парка "В").
Пунктом 5 договора определен порядок и периодичность подачи вагонов, порядок уведомления.
Согласно пунктам 5, 6 договора, поданные на железнодорожный путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта.
В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5 и N 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на перевеску, протарку, дозировку, расстановку и перестановку групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у дороги (пункт 8 договора).
Согласно пункту 12 договора, на железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов.
Пунктом 15 договора установлены платежи порта перевозчику.
Пунктом 17.6 договора стороны согласовали, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пунктами 4.6., 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), по ставкам, предусмотренным пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.
В декабре 2016 года - январе 2017 года, в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой, на промежуточных железнодорожных станциях истцом останавливались вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочную в адрес ответчика.
По данному факту составлены акты общей формы, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от порта (т. 1, л.д. 51-82), в связи с чем перевозчиком начислена порту плата за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Указанные акты подписаны ответчиком с возражениями, которые заключаются в том, что грузополучатель не отказывался от приема спорных вагонов.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлена претензия N 77 от 21.01.2017 с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов (т. 1, л.д. 30), которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В соответствии с частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы (т. 1, л.д. 51-82), в материалах дела имеются извещения перевозчиком грузополучателя о задержке и отправлении вагонов (т. 1, л.д. 33-50).
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Туапсинский морской торговый порт".
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов - не обеспечение истцом - грузополучателем выгрузки вагонов - удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причина задержки - нарушение технологического срока оборота вагонов - является зависящей от ответчика, поскольку обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена пунктом 12 договора N 85/4, в связи с чем исковые требования дороги к порту являются обоснованными.
Кроме того, нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов (т. 1, л.д. 109-205).
Нарушение сроков доставки спорных вагонов подтверждается дорожными ведомостями и выписками из электронной истории ЭТРАН (для вагона, отцепленного от основной группы в пути следования и оформленного досылочной ведомостью, срок доставки указывается в основной дорожной ведомости) (т. 1, л.д. 83-108).
Каждый акт общей формы, составленный для удостоверения факта и обстоятельств задержки, указанных в акте вагонов, сопровождается расчетом платы за эти вагоны.
Пунктом 5.6 договора N 85/4 предусмотрено, что поданные на железнодорожный путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемосдаточных операций.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Из этого следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика.
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3, 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта.
Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при определении технологического срока оборота вагонов.
Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.
Факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях, подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы.
Представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невозможностью обеспечения выгрузки вагонов ответчиком. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеются разногласия грузополучателя - ответчика.
При этом разногласия порта к актам общей формы не подтверждают соблюдения им технологического срока оборота вагонов. Вместе с тем, указание в разногласиях на отсутствие его отказа от приема груза не ограничивает применения статьи 39 УЖТ РФ и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Пунктом 12 договора в качестве условия обеспечения портом выгрузки согласован срок оборота вагонов (время от подачи порту вагонов на выставочный путь до получения уведомления о готовности вагонов к уборке) - 6 часов.
Из представленных истцом ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны в период остановки поезда на промежуточной станции выгружались ответчиком в сроки, превышающие шестичасовой срок оборота вагонов, что не соответствует утверждению порта о его ограниченной ответственности за "бросание" поезда.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок уборки вагонов, осуществляемой перевозчиком, входит в технологический срок оборота вагонов, признается апелляционным судом несостоятельным, не основанным на условиях закона и договора, поскольку отношения сторон регулируются Уставом железнодорожного транспорта, Правиами эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, а также договором N 85/4.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов регламентирован Приказом N 67 от 29.09.2003 года "Об утверждения Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов и выгрузки грузов из вагонов (далее Порядок).
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3 и 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений в памятки приемосдатчика.
Таким образом, довод ответчика о том, что срок уборки вагонов, осуществляемой перевозчиком, входит в технологический срок оборота вагонов, не соотносится с пунктом 5.6 договора N 85/4, согласно которому поданные на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ТМТП" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточных операций.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4), содержащим обобщенные данные памяток приемосдатчика, в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
Аналогичный довод ответчика отклонялся судами апелляционной и кассационной инстанций в рамках рассмотрения дел N А32-8747/20015, N А32-32880/2015), как не основанный на условиях закона и договора.
Ссылка апеллянта на то, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению сроков оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка, которым определено, что при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:
- маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;
- маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
- маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций;
- выполнение грузовых операций;
- маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;
- маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
- приемо-сдаточные операции;
- прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на мета погрузки, выгрузки, межоперационные простои).
Уборка вагонов на путь общего пользования в срок оборота вагонов, разрабатываемый для пути необщего пользования порядком не включена.
Пунктом 9 договора N 85/4 установлено, что о готовности вагонов к уборке техник по вагонным операциям порта подает приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, то есть уведомление, которое вносится в графу 4 ведомости подачи и уборки вагонов, завершая временной период, нарушение которого учитывается в целях взимания платы.
Согласно абзаца 5 пункта 9 договора 85/4 готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных выставочных путей N 5 или N 6 в течение 2 часов после получения уведомления порта о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Таким образом, довод ответчика о том, что в срок оборота включается время на ожидание отправления вагонов на станцию, операции по отправлению вагонов и отправление вагонов на станцию примыкания, не соответствует условиям договора между сторонами.
Также, подлежит отклонению несогласие порта с начислением ему платы в размере 310671,58 руб., как не соответствующий законодательству и сложившейся судебной практике.
Из представленных в материалах дела доказательств не усматривается, что истец заявлял об отказе порта от приема вагонов в связи с чем начислил спорную плату.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и статьей 39 УЖТ РФ спорная плата начислена не в связи с отказом, а в связи с несвоевременной выгрузкой (нарушением срока оборота) ранее прибывших вагонов.
Отказ грузополучателя не является исключительным условием задержки вагонов при наличии нормативного регулирования оснований задержки вагонов в пути следования. Отсутствие такого отказа не предусмотрено статьей 39 УЖТ РФ в качестве освобождающего от внесения платы основания.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 в рамках дела N А32-32669/2016, оставленном без изменения судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб. (платежное поручение N 3084 от 01.11.2017), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-36582/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36582/2017
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказский ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20026/17