21 декабря 2017 г. |
Дело N А83-10256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражного кооператива "Прибрежный" на определение Арбитражного суда Республики Крым от 25 июля 2017 года по делу N А83-10256/2017 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению гаражного кооператива "Прибрежный" (298112, ул. Гарнаева, д. 65, кв. 17, г. Феодосия, Республика Крым)
к Совету министров Республики Крым (295005, пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Гаражный кооператив "Прибрежный" (ОГРН 1159102002454, далее - ГК "Прибрежный" или заявитель) подал в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, далее - Совмин Крыма) N 544-р от 31.05.2016 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (л.д. 1-2).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемым распоряжением образован земельный участок Республики Крым, в границы которого полностью вошли ранее арендованные заявителем у органа местного самоуправления земельные участки, это препятствует заявителю в переоформлении своих прав на земельные участки.
Определением суда первой инстанции отказано в принятии заявления ГК "Прибрежный", так как обжалуемое распоряжение является актом нормативного характера, поскольку содержит нормы поведения; обжалование нормативных актов неподведомственно арбитражным судам (л.д. 4-7).
ГК "Прибрежный" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, направить вопрос на рассмотрение суда первой инстанции по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что обжалуемое распоряжение не содержит норм поведения, судом общей юрисдикции возвращен заявителю административный иск об оспаривании того же распоряжения ввиду неподведомственности; отказ двух судов различной юрисдикции в принятии к рассмотрению требований заявителя делает невозможным защиту прав ГК "Прибрежный" в судебном порядке (л.д. 17).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание представители участников не явились. О времени и месте судебного заседания извещены определением от 28.11.2017, копии которого получили 01.12.2017, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 13-15).
29.11.2017 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 16).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
31.05.2016 Советом министров Республики Крым издано распоряжение N 544-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (л.д. 31), которым:
1) утверждена представленная Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реконструкции берегоукрепительных сооружений в поселке городского типа Приморский, г. Феодосия, Республика Крым, площадью 16.553 кв.м, находящегося в государственной собственности Республики Крым;
2) определено, что в результате утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуется земельный участок с установленной категорией земель - земли населенных пунктов видом разрешенного использования земельного участка - гидротехнические сооружения (код - 11.3);
использование земельного участка осуществлять без предоставления в частную собственность, в пределах береговой полосы, в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
соблюдение ограничений хозяйственной деятельности согласно пунктам 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации;
обеспечение свободного прохода через земельный участок береговой полосы, в том числе свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосы;
3) Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым направить настоящее распоряжение и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в течение пяти рабочих дней со дня его принятия в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017, далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории; в Схеме указывается площадь образуемого земельного участка.
Пункты 13, 14, 18 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривают, что Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в решении об утверждении Схемы указываются: площадь, адрес, кадастровый номер земельного участка; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок; вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок, а также право заинтересованного юридического лица на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Согласно статьям 2, 6, 15 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 (ред. от 23.10.2017, далее - Закон N 66-ЗРК/2015) Совмин Крыма рассматривает заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности; для чего обеспечивает до 1 января 2019 года подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с установленным порядком, согласовывает выбор земельного участка, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при необходимости).
Пунктами 2, 18 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N 44 (ред. от 18.04.2017, далее - Порядок N 44) предусмотрено, что схема расположения земельного участка государственной собственности подготавливается Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым; решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы направляются в Госкомрегистр в электронном виде.
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Конституции Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014, далее - Конституция Республики Крым) Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Статья 84 Конституции Республики Крым, статья 41 Закона Республики Крым "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 21.05.2014 от 29.05.2014 N 5-ЗРК в ред. от 27.03.2017) устанавливают, что на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым Совмин Крыма издает в предусмотренном порядке постановления (правовые акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты организационно-распорядительного характера).
Пунктом 15 статьи 11.10 ЗК РФ, частью 4 статьи 6 Закона N 66-ЗРК/2015 установлен срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка - два года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
При этом, часть 4 этой статьи устанавливает, что отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в суд с таким заявлением к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Статья 29 АПК РФ предусматривает, что подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности согласно пункту 2 - об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений государственных органов.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений; при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Такие же квалифицирующие признаки для определения акта нормативным приведены в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
А в подпункте 1.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 указано на то, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Как следует из распоряжения Совмина Крыма N 544-р, этим документом утверждена схема расположения земельного участка с указанием его площади и месторасположения; установлены категория и вид разрешенного использования земельного участка, а также вид собственности и условия предоставления земельного участка в пользование; на Минимущество Крыма возложена обязанность направить это распоряжение и схему в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Это распоряжение рассчитано на однократное применение (для образования конкретного земельного участка) и направлено на урегулирование не общественных отношений, а для урегулирования правоотношения возникновения у Республики Крым права собственности на земельный участок.
Таким образом, это распоряжение ни по форме, ни по порядку принятия, ни по содержанию не является нормативным актом. Выводы суда первой инстанции о содержании в этом распоряжении норм права и правил поведения ничем не обоснованы и противоречат содержанию этого распоряжения. Данное распоряжение является актом органа государственной власти организационно-распорядительного характера, требования об обжаловании такого акта подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ.
Кроме того, из определения Верховного суда Республики Крым от 27.10.2017 по делу N М-69/2017 следует, что административный иск ГК "Прибрежный" к Совмину Крыма об оспаривании названного распоряжения возвращен ввиду неподведомственности этого заявления суду общей юрисдикции по правилам КАС РФ, так как оспоренное распоряжение не является нормативным актом, оно не содержит норм права и правила поведения (л.д. 27).
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что определение о возврате заявления принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного судебного акта; определение подлежит отмене, вопрос - направлению в суд первой инстанции.
Также в соответствии со статьей 104 АПК РФ и подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1.500 руб. подлежит возврату ГК "Прибрежный" из федерального бюджета (л.д. 18).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Крым от 25 июля 2017 года по делу N А83-10256/2017 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Возвратить гаражному кооперативу "Прибрежный" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1.500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), перечисленную платежным поручением N 1 от 09 ноября 2017 года через акционерное общество "Генбанк".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10256/2017
Истец: Гаражный кооператив "Прибрежный"
Ответчик: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Совет Министров Республики Крым