город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2017 г. |
дело N А53-24891/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.10.2017 по делу N А53-24891/2017, принятое судьей Маковкиной И.В.,
по заявлению Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе
к публичному акционерному обществу Страховой компании "Росгосстрах"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" (далее - ПАО СК "Росгосстрах", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2017 ПАО СК "Росгосстрах" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО СК "Росгосстрах" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в виду отсутствия оплаты заявителем страховой премии и его местожительства по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Красный, 23. Заявителю направлено письмо от 29.03.2017 N 379/10-04/13 с перечислением документов необходимых для заключения договора ОСАГО, на которое в качестве доказательства наличия признаков административного правонарушения ссылается административный орган. Однако, это письмо не содержало требований предоставить их в оригинале, как утверждал административный орган.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе при рассмотрении обращений Мартовицкого М.Г. (от 18.04.2017 N ОЭТ-4140, от 03.05.2017 N ОЭТ-4430, от 22.06.2017 N ОЭТ-5627), пояснений и документов, представленных ПАО СК "Росгосстрах" (далее - Страховщик) (исх. от 11.05.2017 N 32956/55, вх. от 12.05.2017 N 19938) установлено, что из обращения Мартовицкого М.Г. следует, что 24.03.2017 филиалом страховщика в Ростовской области получено заявление о заключении договора ОСАГО с приложенными к нему копиями документов, необходимых для заключения договора ОСАГО. В ответ на заявление о заключении договора ОСАГО и приложенные к нему документы, Мартовицким М.Г. получен ответ страховщика от 29.03.2017 N 379/10-04/13 о том, что для заключения договора ОСАГО Мартовицкому М.Г. необходимо обратиться в любое представительство страховщика с документами, предусмотренными пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Из пояснений и документов, представленных страховщиком (исх. от 11.05.2017 N 32956/55, вх. от 12.05.2017 N 19938), следует, что 24.03.2017 от Мартовицкого М.Г. в адрес страховщика поступило заявление о заключении договора ОСАГО, составленное в соответствии с формой, утвержденной в приложении 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П, копии иных документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ). В ответ на данное заявление, страховщиком направлено письмо от 29.03.2017 N 379/10-04/13 о готовности заключить договор ОСАГО при обращении Мартовицкого М.Г. в какое-либо представительство страховщика. При этом Мартовицкому М.Г. в письме было указано о необходимости предоставления полного комплекта документов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 40-ФЗ.
Действия (бездействие) страховщика, выразившиеся в нарушении пункта 1.6 Правил ОСАГО, утвержденных Положением Банка России N 431-П, нарушают лицензионные требования, установленные статьей 30 Закона N 4015-1, и отвечают признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В связи с выявленными Управлением Службы административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в целях обеспечения процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в адрес ПАО СК "Росгосстрах" (по месту нахождения юридического лица) 26.07.2017 направлена телеграмма о вызове на составление и подписание протокола об административном правонарушении с датой явки на 03.08.2017, полученная обществом 27.07.2017, что подтверждается телеграфным уведомлением.
Данный протокол об административном правонарушении в отношении ПАО СК "Росгосстрах" составлен 03.08.2017 начальником отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы Леоновой Е.В. в присутствии представителя общества по доверенности от 14.04.2016 N 67/Дск Оленева А.Е. Копия протокола вручена Оленеву А.Е. под роспись в день составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ), законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
ПАО СК "Росгосстрах" согласно данным Единого государственного реестра субъектов страхового дела является страховой организацией, находящейся по адресу: 140002, Московская область, город Люберцы, улица Парковая, дом 3, осуществляющей деятельность на основании выданных лицензий на осуществление страхования.
Страховщик осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензий ОСN 0001 - 03 от 23.05.2016.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО, утвержденные Положением Банка России N 431-П), страховщик не вправе требовать от страхователя представления оригиналов документов, предусмотренных Федеральным законом N 40-ФЗ, в случае заключения страхователем договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования, если отсутствует информация о том, что представленные страхователем копии документов либо электронные документы содержат неактуальные сведения.
Страховщиком в управление не представлено доказательств, подтверждающих наличие у Страховщика информации о том, что представленные Мартовицким М.Г. копии документов содержат неактуальные сведения. Кроме того, страховщик сообщает, что с учетом информации о наличии предшествующего договора ОСАГО, заключенного между Мартовицким М.Г., представитель страховщика направил неправомерный запрос на предоставление повторно документов, необходимых для заключения договора ОСАГО.
Таким образом, ПАО СК "Росгосстрах" нарушены лицензионные требования, установленные ст. 30 Закона N 4015-1, а также пункт 1.6 Правил ОСАГО, утвержденных Положением Банка России N431-И.
ПАО СК "Росгосстрах", являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) обязано соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требования страхового законодательства и правил страхования. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о необходимости представлении оригиналов документов не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 1.6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, страховщик не вправе требовать от страхователя представления оригиналов документов, предусмотренных Федеральным законом N 40-ФЗ, в случае заключения страхователем договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования, если отсутствует информация о том, что представленные страхователем копии документов либо электронные документы содержат неактуальные сведения.
Из материалов дела делу следует, что 24.03.2017 филиалом ПАО СК "Росгосстрах" в Ростовской области получено заявление гр. Мартовицкого М.Г. о заключении договора ОСАГО, составленное в соответствии с формой, утвержденной в приложении 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П, и копии иных документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Из пояснений, представленных страховщиком следует, что в ответ на поступившее 24.03.2017 от заявителя в адрес страховщика заявление о заключении договора ОСАГО, страховщиком направлено письмо от 29.03.2017 N 379/10-04/13 о готовности заключить договор ОСАГО при обращении заявителя в какое-либо представительство страховщика. При этом заявителю в письме указано о необходимости предоставления полного комплекта документов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 40-ФЗ.
В представленном страховщиком заявлении о заключении договора ОСАГО, составленном в соответствии с формой, утвержденной в приложении 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П, полученном от заявителя 24.03.2017 (вх. 1377), указано, что предыдущий договор ОСАГО был заключен с ПАО СК "Росгосстрах".
Страховщиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие у страховщика информации о том, что представленные заявителем копии документов содержат неактуальные сведения.
Таким образом, требования страховщика, изложенные в письме от 29.03.2017 N 379/10-04/13, направленные в адрес заявителя по итогам рассмотрения заявления о заключении договора ОСАГО, с указанием о необходимости предоставления полного комплекта документов для заключения договора ОСАГО, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 40-ФЗ, нарушают пункт 1.6 Правил ОСАГО, утвержденных Положением Банка России N 431-П, следовательно в действиях страховщика имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает в данном случае на права и законные интересы страхователя, являющегося потребителем, в связи с чем, нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
В рассматриваемом случае проверка проведена в связи с обращением Мартовицкого М.Г., то есть, в рассматриваемом случае затронуты права и интересы потребителя, следовательно, подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, а также расценив допущенное обществом правонарушение как посягающее на права потребителей, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение которого в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и не истек на момент рассмотрения дела в суде.
Таким образом, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы общества о том, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положения о малозначительности.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении им императивных требований норм страхового законодательства.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Размер штрафа назначен в пределах санкции вмененной статьи.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2017 по делу N А53-24891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24891/2017
Истец: Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе, Центральный Банк РФ в лице Главного Управления Банка Росси по РО, Центральный банк РФ влице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе
Ответчик: ПАО РОСГОССТРАХ в лице филиала в Ростовской области, ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18584/17