г. Владивосток |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А51-8460/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД",
апелляционное производство N 05АП-7408/2017
на решение от 04.09.2017
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-8460/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению компании "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (ИНН 2505005607, ОГРН 1042501251814) третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Дальнегорский химический комбинат Бор" об оспаривании решения от 01.11.2016 N 247А об отказе в государственной регистрации,
при участии:
от компании "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД": Титова В.И., доверенность от 01.03.2017, сроком по 31.12.2017, паспорт;
от МИФНС N 6 по Приморскому краю: Мигаль А.А., доверенность от 29.11.2017, сроком на 1 год, удостоверение;
от УФНС по Приморскому краю: Мигаль А.А., доверенность от 21.07.2017, сроком на 1 год, удостоверение;
от ООО "Дальнегорский химический комбинат Бор" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" (далее - заявитель, компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган, МИФНС России N 6 по ПК) от 01.11.2016 N 247А об отказе в государственной регистрации.
Определением суда от 16.05.2017 в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - УФНС России по ПК).
Решением суда от 04.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что на момент подачи заявления о государственной регистрации изменений, сведения о единоличном исполнительном органе были недостоверны, поскольку не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, иностранная компания не представила в регистрирующий орган необходимые документы в том объеме, который предусмотрен Законом N 129-ФЗ.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что вывод суда о необходимости соблюдения требований статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" (далее - Закон N 160-ФЗ) не соответствует действующему законодательству. Кроме того, при применении судом первой инстанции законодательства был неправильно истолкован закон.
Так, по мнению заявителя, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" не имеет отношения к рассматриваемой ситуации, поскольку решением единственного участника ООО "ДХК Бор" от 10.10.2016 участник ООО "ДХК бор" - ООО "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" приняло решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "ДХК Бор" компании "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД". Таким образом, полномочия единоличного исполнительного органа ООО "ДХК Бор" стали осуществляться непосредственно участником, т.е. заявителем по делу. В этой связи, общество считает, что компания, являясь органом управления ООО "ДХК Бор" как участник, дополнительно стала осуществлять функции единоличного исполнительного органа указанного общества.
Вывод суда первой инстанции о том, что управляющая организация - "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" обязана иметь представительство (филиал) на территории РФ согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ, по мнению заявителя, основан на неверном толковании нормы права.
Также заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о недостоверности сведений о месте нахождения единоличного исполнительного органа ООО "ДХК Бор". Ссылку суда на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2013 N 51 заявитель жалобы считает необоснованной, указывая на то, что содержащиеся в нем разъяснения не относятся к спорной ситуации.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением налогового органа не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в данном случае компания как участник ООО "ДХК Бор" не имеет возможности осуществлять также полномочия единоличного исполнительного органа общества, а также реализовать свое право на управление текущей деятельностью ООО "ДХК Бор".
Представитель компании в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю на доводы жалобы возразила, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю также не согласилась с жалобой, представлен письменный отзыв, согласно которому в жалобе просит отказать, решение суда оставить без изменения.
ООО "ДХК Бор", извещенное о месте и времени судебного заседания явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "ДХК Бор".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 10.10.2016 единственным участником ООО "ДХК Бор" принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) ООО "ДХК Бор" и передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации - компании "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" (Арх. Макариу III, 155 Протеас Хаус, 5-й этаж 3026, Лимассол, Кипр). Директор компании Марина Саввиду, адрес места жительства: Элланику, 3 Агиос Георгиос Хавузас, 3071, Лимассол, Кипр.
25.10.2016 компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД", как единственный участник ООО "ДХК Бор", обратилась в МИФНС России N 6 по ПК с заявлением (вх. N 247А) по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ДХК Бор", в части сведений о единоличном исполнительном органе.
Из заявления следует, что ООО "ДХК Бор" вносит изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно: полномочия единоличного исполнительного органа возлагаются на управляющую организацию - компанию "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД".
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Инспекция приняла решение от 01.11.2016 N 247А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО "ДХК Бор", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N129-ФЗ) ввиду непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование указанного решения налоговый орган указал, что поскольку иностранная организация компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" не имеет аккредитованных представительств или филиалов на территории Российской Федерации, внесение в ЕГРЮЛ сведений о данной компании, как управляющей организации ООО "ДХК Бор" противоречит пункту 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ.
Не согласившись с решением Инспекции об отказе в государственной регистрации вышеуказанных изменений, касающихся сведений о юридическом лице, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы компании, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 1 статьи 4, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативных актов государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: ненормативные акты должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), утверждена форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу.
При этом на листе "Р" в заявлении по форме Р14001 заявитель указывает, в том числе на то, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о государственной регистрации.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, данное основание для отказа предполагает фактическое непредставление заявителем определенных документов или представление им недостоверных сведений.
Из решения налогового органа от 25.10.2016 N 247А усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы явилось непредставление необходимых для государственной регистрации документов, а именно в нарушение пункта 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" не имеет аккредитованных представительств или филиалов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона об иностранных инвестициях, регулирующего отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 6 статьи 4 Закона N 160-ФЗ предусмотрен один из способов создания организации с иностранными инвестициями. Данная норма требует только внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Статус организации с иностранными инвестициями может получить любая уже действующая российская организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Из материалов дела судом установлено, что компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" является единственным участником ООО "ДХК Бор" и расположена (Арх. Макариу III, 155 Протеас Хаус, 5-й этаж 3026, Лимассол, Кипр). Директор компании Марина Саввиду, адрес места жительства: Элланику, 3 Агиос Георгиос Хавузас, 3071, Лимассол, Кипр.
Исходя из анализа действующего законодательства, общества с ограниченной ответственностью, имеющие в своем составе иностранных учредителей (участников), создаются в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Государственная регистрация организаций с иностранными инвестициями осуществляется по месту нахождения их постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что являясь единственным участником и создавая ООО "ДХК Бор" с целью осуществления коммерческой деятельности на территории Российской Федерации, а также намереваясь управлять указанным юридическим лицом в качестве единоличного исполнительного органа, иностранная компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" ошибочно полагает, что положения Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" не подлежат применению к рассматриваемой ситуации.
Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами (пункт 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).
То есть, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 129-ФЗ должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записи в государственный реестр.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только предоставление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ; обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации о создаваемом юридическом лице (внесении изменений в сведения о юридическом лице), в том числе о местонахождении единоличного исполнительного органа (юридическом адресе) возложена в силу закона на заявителя.
По смыслу изложенного, адрес юридического лица должен отвечать критерию достоверности, что подразумевает возможность осуществления связи с юридическим лицом по данному адресу и наличие у него законного основания для использования данного адреса.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, участник юридического лица компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" Марина Саввиду (директор компании) проживает на территории Республики Кипр, что затрудняет возможность связи с указанным лицом по данному адресу в соответствии с разъяснениями пункта 4 Пленума ВАС РФ N 61.
Как видно из заявления по форме Р14001, иностранная компания "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" определена в качестве управляющей организации ООО "ДХК Бор".
В соответствии с пунктами 5.3.11, 5.9.47 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС осуществляет аккредитацию представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств кредитных организаций) и ведет государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой, либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. Однако в реестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц отсутствуют сведения об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - компании "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД".
Учитывая, что сведения об ИНН компании, наименовании представительства или филиала в Российской Федерации, через которое указанное иностранное юридическое лицо осуществляет полномочия управляющей организации, в поданном заявлении не указаны, регистрирующим органом правомерно сделан вывод о недостоверности представленных сведений. В этой связи заявление считается неподанным.
При таких обстоятельствах, действия регистрирующего органа, выразившиеся в отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в части смены постоянно действующего исполнительного органа в отношении ООО "ДХК Бор" по основаниям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ правомерны и соответствуют действующему законодательству.
Следовательно, оспариваемое решение инспекции N 247А от 01.11.2016 является правомерным и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации явился факт непредставления компанией "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД" достоверных сведений о единоличном исполнительном органе то, при наличии установленных судом фактических обстоятельств недостоверности сведений, указанных в заявлении по форме Р14001, решение налогового органа не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вместе с тем заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган с предоставлением всех необходимых документов и сведений.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В этой связи оснований для отмены либо изменения решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2017 по делу N А51-8460/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8460/2017
Истец: "ЛИОМЕНА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД", Limonela Investments Ltd
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "Дальнегорский химический комбинат Бор", Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю