город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2018 г. |
дело N А32-52683/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 по делу N А32-52683/2017 (судья Ермолова Н.А.),
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений",
об отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права N 23/001/001/814/2017-3153 от 22.09.2017, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, литер LXIV, общей площадью 880, 0 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 23/001/001/814/2017-3153 от 22.09.2017 в государственной регистрации права собственности признан недействительным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Краснодарского края в отношении сооружения - футбольного поля, литер LXIV, площадью 880 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 2010 г., с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Железнодорожная, 49.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение, ссылаясь на то, что в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Однако заявитель не представил ни одного документа, подтверждающего наличие права на вышеуказанный спорный объект недвижимого имущества. Управлением были направлены запросы в Управление муниципального контроля муниципального образования г. Краснодара и в Департамент Архитектуры и Градостроительства администрация муниципального образования город Краснодара с целью выяснения информации, является ли вышеуказанный объект недвижимым имуществом вспомогательного использования и выдавалось ли разрешение на его строительство. Согласно поступившим ответам, спорный объект недвижимого имущества не является вспомогательным, а разрешение на строительство отсутствует. Кроме того, на основании пункта 7 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. Заявленный на государственную регистрацию спорный объект недвижимого имущества находится на земельном участке, который имеет разрешенное использование - для строительства и эксплуатации спортивных объектов и благоустройства территории. Соответственно, ввиду того, что земельный участок, на котором находится спорный объект недвижимого имущества, имеет разрешенное использование - для строительства и эксплуатации спортивных объектов и благоустройства территории, государственная регистрация таких объектов предусмотрена не по декларации, а в общем порядке, предусмотренном статьей 40 Закона о регистрации недвижимости. Более того, такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09 и от 17.01.2012 N 4777/08). Согласно вышеуказанным постановлениям футбольное поле не имеет вспомогательного характера, ввиду чего, техническая документация не может служить основанием для регистрации права собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312), что сторонами не оспаривается. Из технического паспорта от 22.06.2011, а также технического заключения ООО "Кадастровый эксперт" от 25.05.2017, спорный объект - футбольное поле литер LXIV с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 является объектом недвижимого имущества вспомогательного характера в составе объекта недвижимости "Стадион "Кубань". Футбольное поле литер LXIV с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, является составной частью (принадлежностью) объекта недвижимости (главной вещи) - Стадиона "Кубань", предназначено для обслуживания главной вещи, связано с ним общим назначением, следует судьбе главной вещи.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указал, что объект недвижимости "Спортивный объект "Стадион "Кубань" является сложной вещью, в состав которой входят составные части (данный вывод был сделан судом первой инстанции и подтвержден постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А32-36389/2017 (15АП-948/2018)). В состав объекта недвижимости "Стадион "Кубань" входит, в том числе и футбольное с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, литер LXIV (справка ГУЛ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414). Спортивное сооружение "Стадион "Кубань" с момента его создания и до настоящего времени функционирует, однако некоторые реконструированные объекты "Стадиона "Кубань" были впервые поставлены на государственный кадастровый учет после проведенной реконструкции, в том числе и спорный объект. Управлением Росреестра не учтены выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции по делу N А32-36389/2017 (15АП-948/2018) о том, что объект недвижимости "Спортивный объект "Стадион "Кубань" в целом - не просто стадион, имеющий футбольное поле и трибуны. "Спортивный объект "Стадион "Кубань" - это комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений (не только футбольный стадион), имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Таким образом, "Спортивный объект "Стадион "Кубань" - сложная вещь (объект), включающая в себя составные части (принадлежности), в том числе футбольное литер LXIV. Согласно техническому заключению от 25.05.2017 по определению принадлежности к объектам недвижимого имущества вспомогательного назначения спортивного сооружения "футбольное поле" площадью 880 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, расположенного на территории государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, подготовленного ООО "Кадастровый эксперт", спорный объект "футбольное поле" является объектом недвижимого имущества вспомогательного назначения. Таким образом, футбольное литер LXIV, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 49, является составной частью (принадлежностью) объекта недвижимости (главной вещи) - Стадиона "Кубань", предназначено для обслуживания главной вещи, связано с ним общим назначением, а, следовательно, следует судьбе главной вещи. Учитывая вышеизложенное, в силу статей 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края возникло право собственности в целом на Стадион "Кубань" и его составные части, в том числе на футбольное литер LXIV, и, как следствие, указанное право подлежит государственной регистрации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с исторической справкой государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013 N 2271 и материалами инвентарного дела, арегистрированного в архиве филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за N71041-62, объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
Согласно справке ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414 об объекте недвижимости, "Стадион Кубань" в состав объекта недвижимости входит, в том числе футбольное поле литер LXIV.
По договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992 и на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 23-А N 485392 от 31.01.2002 право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007 N 25, заключенному между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань" доля Администрации Краснодарского края установлена в размере 21283/62500, доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007 23-АД N322239 и N 322240.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.11.2007 N 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была закреплена на праве оперативного управления за Департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края.
На основании государственного контракта купли-продажи стадиона (доли в стадионе) от 02.10.2007 г. N 6, заключенного между Крайсовпрофом и департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края, доля Крайсовпрофа (41217/62500) в стадионе "Кубань" была выкуплена полностью и перешла в государственную собственность Краснодарского края.
Право государственной собственности Краснодарского края на стадион "Кубань" в целом зарегистрировано 18.10.2007 г. (запись в ЕГРП N 23-23-01/317/2007-368).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09.04.2008 N 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на объект "Стадион "Кубань" было прекращено, и указанный объект закреплен на праве оперативного управления за государственным учреждением Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" (свидетельство 23-АД N836486 от 28.04.2008 г.).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312), что сторонами не оспаривается.
ГБУ Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на футбольное поле литер LXIV с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 (технический паспорт по состоянию на 22.06.2011 г., кадастровый паспорт по состоянию на 26.04.2012 г.).
30.05.2017 департамент обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле литер LXIV с кадастровым номером 23:43:0304061:1123.
По результатам проведенной управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, государственная регистрация была приостановлена до 22.09.2017 г., а впоследствии уведомлением от 22.09.2017 г. N 23/001/001/814/2017-3153 Департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на заявленный объект недвижимого имущества.
Полагая отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности N 23/001/001/814/2017-3153 от 22.09.2017 г. незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 статьи 1 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона о регистрации содержится перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю N 23/001/001/814/2017-3153 от 22.09.2017 г. в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле, литер LXIV, площадью 880 кв.м. мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на спорный объект.
Судом установлено что, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению. Согласно представленной на государственную регистрацию декларации об объекте недвижимости, спорное сооружение - футбольное поле, литер LXIV, площадью 880 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 2010 г., с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 расположено по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026.
Согласно техническому паспорту от 22.06.2011 г. и техническому заключению ООО "Кадастровый эксперт" от 25.05.2017 г., спорный объект - футбольное поле литер LXIV с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 является объектом недвижимого имущества вспомогательного характера в составе объекта недвижимости "Стадион "Кубань". Оценив указанные доказательства суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 134 и 135 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края - возникло право собственности в целом на Стадион "Кубань" и его составные части, в том числе, на литер LXIV - футбольное поле площадью 880 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 2010 г., с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, которое подлежит государственной регистрации.
Между тем судом не учено следующее
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Исходя из смысла указанных норм, имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Доказательства строительства и ввода в эксплуатацию спорного сооружения как самостоятельного объекта недвижимости, с получением предусмотренной законом разрешительной документации, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст. Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие конструктивной возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Как следует из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума N 9626/08 от 16.12.2008, N 14971/09 от 02.03.2010, N 6200/10 от 20.10.2010, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Признание объекта недвижимым имуществом возможно лишь по результатам правовой экспертизы документации, позволяющей дать соответствующую оценку предъявленному для регистрации прав объекту, при этом вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Т.о. при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638).
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 24.09.2013 N1160/13 право собственности может быть зарегистрировано в реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Следовательно, вопрос о принадлежности имущества к категории движимого или недвижимого имущества может быть разрешен судом лишь с учетом его технических параметров, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права (правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018 по делу N А32-36389/2017).
Судом апелляционной инстанции учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 17085/12, согласно которой такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены
В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности.
Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах (соответствующая правовая позиция была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 24.01.2012 N 12576/11 и от 04.09.2012 N 3809/12).
В соответствии с пунктом 3.42 "СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 984/пр, футбольный стадион - это здание или комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений, имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Соответственно, футбольный стадион - сложная вещь (объект), включающая в себя составные части (принадлежности). Согласно пункту 3.14 указанного Свода правил, игровое поле - это площадка для проведения футбольных матчей, габаритами, как правило, 68 х 105 м с натуральным травяным или искусственным покрытием. В соответствии с пунктом 3.23 Свода правил игровое поле входит в состав открытой спортивной арены, которая, в свою очередь, является составной частью футбольного стадиона.
В техническом паспорте на сооружение литера LXIV - футбольное поле (инв. N 71014-62), расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Железнодорожная, 49 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, изготовленного по состоянию на 22.06.2011 указаны следующие характеристики конструктивных элементов - конструкции, искусственное покрытие, длина 40 м., ширина 22 м., площадь 880 кв.м.
В исследовательской части технического заключению ООО "Кадастровый эксперт" от 25.05.2017 г отражено, что исследуемый объект представляет собой тренировочную площадку для спортивных игр с мячом на траве. Спортивное сооружение футбольное поле площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0304061:1123 - это открытая плоскостная культурно-спортивная площадка (поле), используемая в летнее время года, представляющая собой сложную многослойную конструкцию в состав которой входят основание (подоснова), уплотненное щебеночное основание и грунтовый слой. Вертикальная планировка поля имеет уклон от центра к краям. Сооружение оборудовано системой дренажа со сбросом в ливневую канализацию.
Таким образом, оценив представленную суду техническую, проектную документацию на футбольное поле, суд приходит к выводу, что спорный объект -футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, литер LXIV, общей площадью 880,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, представляет собой улучшение земельного участка на котором оно расположено, и соответственно не является объектом недвижимого имущества, в связи с чем на него не может быть зарегистрировано право собственности.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1123, литер LXIV, общей площадью 880, 0 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, является законным и не противоречит положениям закона N 218-ФЗ.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 по делу подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 по делу N А32-52683/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52683/2017
Истец: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ