город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2017 г. |
дело N А32-35393/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фемида1"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2017 по делу N А32-35393/2017,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А. в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригодском округе г. Краснодара Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Фемида1"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фемида1" (далее - ООО "Фемида1") о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2016 года в сумме 1 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2017, принятым в порядке упрощенного производства, с ООО "Фемида1" в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взыскано 1000 руб. штрафа по требованию от 07.02.2017 N 033S19160021141. Суд пришел к выводу о нарушении обществом установленного срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2016 года. Также суд указал на соблюдение управлением процедуры привлечения к ответственности.
ООО "Фемида1" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на нарушение процедуры привлечения к ответственности и истечение срока исковой давности.
В отзыве на апелляционную жалобу пенсионный фонд указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проверки формы "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный период июнь 2016 года, предоставленной обществом в пенсионный фонд, управлением сделан вывод о нарушении обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 2 застрахованных лиц, выраженного в представлении формы СЗВ-М с нарушением установленного срока (представлена 27.07.2016).
Результаты проверки отражены в акте от 16.11.2016 N 033S18160021584 (л.д. 8), копия которого направлена обществу 17.11.2016 (л.д. 9).
Решением от 28.12.2016 N 033S19160021141 к обществу применены финансовые санкции, предусмотренные частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 1000 руб. за несвоевременное представление обществом сведений о застрахованных лицах (л.д. 10).
Требованием от 07.02.2017 обществу предложено уплатить финансовую санкцию в срок до 28.12.2016 (л.д. 13).
Поскольку штраф обществом в добровольном порядке уплачен не был, пенсионный фонд обратился в суд с соответствующим требованием в порядке статьи 213 АПК РФ и части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, действовавшему в редакции на момент предоставления отчетности за июнь 2016 года, на страхователе лежала обязанность по ежемесячному представлению в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данная норма корреспондировала обязанности органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В связи с тем, что срок на добровольную уплату санкции пришелся на момент вступления в законную силу изменений, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в том числе в части, касающейся порядка взыскания указанной суммы, управление обратилось в суд за взысканием финансовых санкций.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно частям 6 и 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Как следует из материалов дела копия акта от 16.11.2016 N 033S18160021584 направлена обществу 17.11.2016 (л.д. 9).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В силу части 13 статьи 17 Закона N 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В соответствии с частью 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Имеющимися в деле материалами подтверждается, что в течение 10 дней с момента вступления акта в законную силу, управлением принято решение о применении финансовой санкции от 28.12.2016 N 033S19160021141, копия которого направлена обществу в тот же день (л.д. 11). Требованием от 07.02.2017, вынесенным с соблюдением 10-тидневного срока со дня вступления в законную силу решения от 28.12.2016, обществу предложено в срок до 28.02.2017 уплатить финансовые санкции (л.д. 13). Копия требования направлена обществу 22.02.2017.
При таких обстоятельствах, управлением досудебная процедура порядка взыскания финансовых санкций соблюдена.
Согласно части 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Поскольку требование содержало указание на необходимость уплаты финансовых санкций до 28.02.2017, однако было направлено лишь 22.02.2017 и в силу прямого указания части 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ считалось полученным 28.02.2017, то 10-тидневный срок на добровольное исполнение требования истекал 10.03.2017.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым считать именно эту дату в качестве начала исчисления просрочки уплаты финансовой санкции, поскольку указанная в требовании от 07.02.2017 дата не являлась, как того требует условие нормы части 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ более продолжительным периодом времени для уплаты.
При таких обстоятельствах, учитывая, что с заявлением управление обратилось в суд первой инстанции 18.08.2017, срок исковой давности по данной категории дел не пропущен.
Процедура привлечения общества к ответственности управлением была соблюдена. В силу прямого указания Закона N 27-ФЗ, корреспонденция считается полученной и ненормативные акты пенсионного фонда вступают в силу по истечении установленных законом сроков, в связи с чем доводы жалобы о фактическом неполучении корреспонденции в рамках взыскания санкций за ненадлежащее исполнение законодательства о персонифицированном учете, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы не была уплачена государственная пошлина в установленном размере и порядке, а также не было исполнено определение суда апелляционной инстанции о необходимости предоставления в срок до 05.12.2017 платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины за подачу апелляционной жалобы, она подлежит взысканию с заявителя жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2017 по делу N А32-35393/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фемида1" (ОГРН 1152310005143, ИНН 2310186221, юридический адрес: 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. пр. Плановый, д.9) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35393/2017
Истец: Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края, ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВНУТРИГОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Фемида 1", ООО "ФЕМИДА1"
Третье лицо: Волков Константин Сергеевич