г. Владивосток |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А51-19351/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Тихоокеанская Торговая Компания",
апелляционное производство N 05АП-7994/2017
на решение от 10.10.2017
судьи А.А. Фокиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Тихоокеанская Торговая Компания" (ИНН 2508112942, ОГРН 1122508004904)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о взыскании процентов в размере 5.490 рублей 36 копеек, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/170216/0005922, N 10714040/060416/0010588, N 10714040/ 080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, N 10714040/010716/0020376,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азиатско-Тихоокеанская Торговая Компания" (далее по тексту - заявитель, декларант, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Находкинской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) процентов в размере 5.490 рублей 36 копеек, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары (далее по тексту - ДТ) N 10714040/170216/0005922, N 10714040/060416/0010588, N 10714040/ 080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, N 10714040/010716/0020376. Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 7.000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения части 12 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ), заявитель апелляционной жалобы отмечает, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Соответственно, правила, установленные статьей 147 Закона N 311-ФЗ, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, применяются и при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней. Кроме того, выражая несогласие с выводом суда о том, что возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714040/170216/0005922 уже осуществлен таможней во исполнение решения арбитражного суда от 07.04.2017 по делу N А51-2888/2017, общество поясняет, что заявленные к взысканию в рамках данного дела проценты были начислены на сумму излишне взысканных таможенных платежей, а не на пеню.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Таможенный орган в представленном письменном отзыве, приобщенном судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. По тексту отзыва таможня указывает, что излишне взысканные таможенные платежи были возвращены обществу с соблюдением сроков, установленных законодательством таможенного союза, в связи с чем часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, касающаяся исчисления процентов, не подлежит применению к сложившимся между сторонами отношениям, поскольку в спорной ситуации отсутствует как период для начисления процентов, так и ставка рефинансирования, которая действует только в период нарушения срока возврата таможенных платежей. Кроме того, по мнению таможенного органа, положения части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не предусматривают начисление процентов на суммы излишне взысканных пеней.
В судебном заседании 07.12.2017 судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.12.2017 до 14 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В 2016 году во исполнение внешнеторгового контракта на таможенную территорию Таможенного союза в РФ Россию обществом был ввезен товар, задекларированный по ДТ N 10714040/170216/0005922, N 10714040/ 060416/0010588, N 10714040/080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, N 10714040/010716/0020376. Таможенная стоимость товара была определена по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам контроля таможенной стоимости ввезённого товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем приняла решения о проведении дополнительной проверки от 17.02.2016 по ДТ N 10714040/170216/0005922, от 06.04.2016 по ДТ N 10714040/ 060416/0010588, от 08.05.2016 по ДТ N 10714040/080516/0013730, от 17.05.16 по ДТ N 10714040/170516/0014748, от 01.07.2016 по ДТ N 10714040/010716/0020376, в связи с чем обществу были направлены запросы о предоставлении дополнительных документов и пояснений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, а также расчет обеспечения таможенных платежей.
Посчитав, что декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 20.03.2016 по ДТ N 10714040/170216/0005922, от 02.07.2016 по ДТ N 10714040/060416/0010588, от 06.08.2016 по ДТ N 10714040/080516/0013730, от 16.08.2016 по ДТ N 10714040/170516/0014748, решение от 23.10.2016 о принятии таможенной стоимости товара по ДТ N 10714040/010716/0020376, в которых сделала выводы о невозможности использования декларантом основного метода определения таможенной стоимости.
В результате произведенной корректировки и принятия таможенной стоимости, увеличилась сумма начисленных таможенных платежей.
Также таможенным органом в адрес общества были направлены письма "О направлении требований, решения о внесении изменений" N 13-05/11054 от 19.04.2016, N 13-05/33857 от 24.11.2016, N 13-05/34926 от 02.12.2016, N 13-05/34601 от 30.11.2016, N 13-05/34426 от 29.11.2016 с приложением требований об уплате пеней N 534 от 18.04.2016, N 3326 от 24.11.2016, N 3452 от 02.12.2016, N 3390 от 29.11.2016, N 3371 от 29.11.2016, в соответствии с которыми за обществом числилась задолженность по уплате пеней: по ДТ N 10714040/170216/0005922 - в размере 8.606 рублей 49 копеек; по ДТ N 10714040/060416/0010588 - в размере 16.317 рублей 99 копеек; по ДТ N 10714040/080516/0013730 - в размере 33.731 рубль 10 копеек; по ДТ N 10714040/170516/0014748 - в размере 16.530 рублей 19 копеек; по ДТ N 10714040/010716/0020376 - в размере 18.177 рублей 08 копеек.
Во исполнение указанных требований, в счет погашения образовавшейся задолженности по уплате пеней, декларантом перечислены на расчетный счет таможни денежные средства по следующим платежным поручениям: по ДТ N 10714040/170216/0005922: п/п N 388, N 389 от 16.05.2016 на общую сумму 8.606 рублей 49 копеек по требованию N 534 от 18.04.2016; по ДТ N 10714040/060416/0010588: п/п N 1579, N 1580 от 19.12.2016 на общую сумму 16.317 рублей 99 копеек по требованию N 3326 от 24.11.2016; по ДТ N 10714040/080516/0013730: п/п N 1624, N 1625 от 26.12.2016 на общую сумму 33.731 рубль 10 копеек по требованию N 3452 от 02.12.2016; по ДТ N 10714040/170516/0014748: п/п N 1587, N 1588 от 19.12.2016 на общую сумму 16.530 рублей 19 копеек по требованию N 3390 от 29.11.2016; по ДТ N 10714040/010716/0020376: п/п N 1598, N 1597 от 19.12.2016 на общую сумму 18.177 рублей 08 копеек по требованию N 3371 от 29.11.2016.
При этом, не согласившись с решениями таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10714040/170216/0005922, N 10714040/060416/0010588, N 10714040/ 080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10714040/010716/0020376, а также требованиями об уплате таможенных платежей от 08.04.2016 N 433, от 17.08.2016 N 1826, от 08.09.2016 N 2196, от 08.09.2016 N 2195, от 28.10.2016 N 2907, заявитель оспорил их в Арбитражном суде Приморского края, вступившими в законную силу решениями которого по делам N А51-8881/2016, N А51-21118/2016, N А51-22708/2016, N А51-22712/2016, N А51-27975/2016 признаны незаконными решения от 20.03.2016, 02.07.2016, 06.08.2016, 16.08.2016 о корректировке таможенной стоимости товара, решение о принятии таможенной стоимости товара от 23.10.2016, а также требования об уплате таможенных платежей по спорным ДТ.
Учитывая, что на суммы дополнительно начисленных таможенных платежей таможенным органом были также исчислены соответствующие им пени, которые общество оплатило в полном объеме, последнее обратилось в таможню с заявлениями N AT-1709 от 25.05.2017, N AT-1989 от 15.06.2017, N АТ-2019 от 16.06.2017, N АТ-2008 от 15.06.2017, N AT-1987 от 15.06.2017 о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) пеней произведен таможенным органом по следующим платежным поручениям: по ДТ N 10714040/170216/0005922 - N 892634, N 892828 от 23.06.2017; по ДТ N 10714040/060416/0010588 - N 39573, N 39483 от 11.07.2017; по ДТ N 10714040/080516/0013730 - N 46072, N 45901 от 13.07.2017; по ДТ N 10714040/170516/0014748 - N 46011, N 45805 от 13.07.2017; по ДТ N 10714040/010716/0020376 - N 39490, N 39469 от 11.07.2017.
Поскольку при их возврате таможенный орган не исчислил и не уплатил обществу проценты на сумму излишне взысканных пеней, последнее обратилось в суд с заявлением о взыскании указанных процентов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводами о том, что начисление процентов на сумму излишне взысканных пеней действующим законодательством не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего:
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (пункт 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утвержден Президиумом ВС РФ от 25.11.2015), при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 по делу N 303-КГ15-4157, А04-5086/2014, от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, А51-10499/2014.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18) выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, позиция таможенного органа о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, является несостоятельной.
Апелляционный суд также отмечает, что вывод об обязанности таможенного органа выплачивать проценты, начисляемые на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, был сделан Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации не только на основе толкования части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, но также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной применительно к возврату излишне взысканного налога в Определении от 27 декабря 2005 года N 503-О.
Разрешая вопрос о наличии у фискальных органов обязанности выплачивать проценты, оба высших судебных органа исходят из того, что начисление процентов при возврате излишне взысканной суммы налога или таможенного платежа является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействий) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом.
Следовательно, учитывая вышеприведенные положения Закона N 311-ФЗ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, доводы таможенного органа об отсутствии оснований для начисления процентов являются необоснованными.
Также апелляционный суд считает необходимым указать, что в силу положений статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (пункт 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Частями 2 и 3 статьи 150 указанного Закона предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152.
В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Закона N 311-ФЗ вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155).
Таким образом, взыскание таможенных платежей представляет собой единый длящийся процесс: на первом этапе плательщику направляется требование об уплате таможенных платежей с предложением погасить в установленный срок обнаруженную таможенным органом недоимку, а на втором - таможенным органом применяются меры принудительного взыскания таможенных платежей.
Как следует из вышеприведенных положений указанного Федерального закона, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (приостановление операций по счетам и т.п.).
Следовательно, перечисление в рассматриваемом случае денежных средств во исполнение требований N 534 от 18.04.2016, N 3326 от 24.11.2016, N 3452 от 02.12.2016, N 3390 от 29.11.2016, N 3371 от 29.11.2016 об уплате пеней носит характер принудительного взыскания и не может рассматриваться как добровольное исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. К аналогичным выводам пришел Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.12.2005 N 503-О.
Кроме того, Пленум ВС РФ в пункте 27 Постановления от 12.05.2016 N 18 разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Как указывалось ранее, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 названного Федерального закона, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Из материалов дела усматривается, что в связи с корректировкой и принятием таможенной стоимости по спорным декларациям, размер дополнительно начисленных таможенных платежей составил 460.240 рублей 30 копеек по ДТ N 10714040/170216/0005922, 342.215 рублей 93 копейки по ДТ N 10714040/060416/0010588, 772.762 рубля 84 копейки по ДТ N 10714040/080516/0013730, 409.669 рублей 94 копейки по ДТ N 10714040/170516/0014748 и 123.598 рублей 86 копеек по ДТ N 10714040/010716/0020376. Данные суммы были уплачены обществом на основании выставленных таможней требований от 08.04.2016 N 433, от 17.08.2016 N 1826, от 08.09.2016 N 2196, от 08.09.2016 N 2195, от 28.10.2016 N 2907 об уплате таможенных платежей.
Кроме того, на суммы скорректированных таможенных платежей таможенный орган начислил пени в размере 8.606 рублей 49 копеек ДТ N 10714040/170216/0005922, 16.317 рублей 99 копеек по ДТ N 10714040/060416/0010588, 33.731 рубль 10 копеек по ДТ N 10714040/080516/0013730, 16.530 рублей 19 копеек по ДТ N 10714040/170516/0014748 и 18.177 рублей 08 копеек по ДТ N 10714040/010716/0020376, оплата которых произведена заявителем на основании выставленных требований об уплате пеней N 534 от 18.04.2016, N 3326 от 24.11.2016, N 3452 от 02.12.2016, N 3390 от 29.11.2016, N 3371 от 29.11.2016.
Учитывая, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Приморского края по делам N А51-8881/2016, N А51-21118/2016, N А51-22708/2016, N А51-22712/2016, N А51-27975/2016 решения от 20.03.2016, 02.07.2016, 06.08.2016, 16.08.2016 о корректировке таможенной стоимости товара, о принятии таможенной стоимости товара от 23.10.2016, а также требования от 08.04.2016 N 433, от 17.08.2016 N 1826, от 08.09.2016 N 2196, от 08.09.2016 N 2195, от 28.10.2016 N 2907 об уплате таможенных платежей по спорным ДТ признаны незаконными, то, соответственно, таможенные платежи и соответствующие им пени были доначислены к уплате по данным ДТ и взысканы таможней неправомерно.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что при осуществлении возврата излишне взысканных таможенных платежей в силу прямого указания части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пеней начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Довод таможенного органа о неправомерности начисления процентов на сумму излишне взысканных пеней, поддержанный судом первой инстанции, основан на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежит отклонению.
Так, частью 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правило, установленное статьей 147 указанного Федерального закона, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу части 12 статьи 151 названного Федерального закона, применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что во исполнение требований N 534 от 18.04.2016, N 3326 от 24.11.2016, N 3452 от 02.12.2016, N 3390 от 29.11.2016, N 3371 от 29.11.2016 заявителем 16.05.2016, 19.12.2016, 26.12.2016, 19.12.2016 и 19.12.2016 уплачены пени в размере 8.606 рублей 49 копеек, 16.317 рублей 99 копеек, 33.731 рубль 10 копеек, 16.530 рублей 19 копеек и 18.177 рублей 08 копеек, тогда как фактический возврат излишне взысканных пеней произведен таможней на расчетный счет общества 23.06.2017, 11.07.2017, 13.07.2017, 13.07.2017 и 11.07.2017.
Следовательно, исходя из установленных обстоятельств дела, периодом начисления процентов на суммы излишне взысканных пеней следует считать: по ДТ N 10714040/170216/0005922 - с 17.05.2016 по 24.06.2017 включительно, по ДТ N 10714040/060416/0010588 - с 20.12.2016 по 11.07.2017 включительно, по ДТ N 10714040/080516/0013730 - с 27.12.2016 по 13.07.2017 включительно, по ДТ N 10714040/170516/0014748 - с 20.12.2016 по 13.07.2017 включительно и по ДТ N 10714040/010716/0020376 - с 20.12.2016 по 11.07.2017 включительно.
Указанные периоды правильно положены в основание требований заявителя при расчете суммы процентов и принимается судебной коллегией.
Расчет процентов заявителем производился по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней) согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18.
Принятые заявителем за основу расчета ставки рефинансирования Банка России в заявленных периодах являются верными, поскольку согласно пункту 1 Указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11.12.2015 N 37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно Информации Банка России с 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составляет 11% годовых, с 14.04.2016 размер ставки рефинансирования составляет 10,5% годовых, с 19.09.2016 размер ставки рефинансирования составляет 10% годовых.
Расчет процентов на общую сумму 5.490 рублей 36 копеек (951 рубль 68 копеек по ДТ N 10714040/170216/0005922 + 881 рубль 47 копеек по ДТ N 10714040/060416/0010588 + 1.774 рубля 22 копейки по ДТ N 10714040/080516/0013730 + 901 рубль 09 копеек по ДТ N 10714040/170516/0014748 + 981 рубль 90 копеек по ДТ N 10714040/010716/0020376) судом апелляционной инстанцией проверен и признан правильным.
Таким образом, заявленные обществом требования о взыскании с таможенного орган процентов в указанной сумме являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом ссылка суда первой инстанции на то, что по ДТ N 10714040/170216/0005922 таможней уже осуществлен возврат излишне уплаченных таможенных платежей на основании решения арбитражного суда от 07.04.2017 по делу N А51-2888/2017, не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку, как верно отметил заявитель, заявленные к взысканию в рамках данного дела проценты в размере 34.719 рублей 76 копеек были начислены на сумму излишне взысканных таможенных платежей в размере 460.240 рублей 30 копеек, а не на пеню в размере 8.606 рублей 49 копеек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда об отсутствии оснований для взыскания предъявленной ко взысканию суммы процентов в размере 5.490 рублей 36 копеек, начисленных на излишне взысканные пени по ДТ N 10714040/170216/0005922, N 10714040/060416/0010588, N 10714040/080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, ДТ N 10714040/ 010716/0020376, сделаны без учета действующего правового регулирования, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда на основании статей 269, 270 АПК РФ подлежит отмене путем принятия нового судебного акта о взыскании заявленной суммы процентов.
Соответственно апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 2.000 рублей и по апелляционной жалобе 3.000 рублей, которые на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на таможенный орган.
Кроме того, с учетом отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований подлежит рассмотрению по существу ходатайство заявителя о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 7.000 рублей, понесенных в суде первой инстанции.
По правилам статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 2 этой же статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела" следует, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Материалами дела подтверждается, что в обоснование заявленных судебных расходов декларант представил договор на оказание юридических услуг от 19.03.2016, согласно которому ООО "БУХГАЛТЕР+" (исполнитель) принял на себя обязанность оказывать юридические (правовые, информационно-консультативные и представительские) услуги в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором и протоколами согласования цены к данному договору.
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель оказывает заказчику следующие услуги (выполняет работы): информирует (консультирует) заказчика по правовым вопросам, возникающим в деятельности заказчика, производит правовую оценку (анализ) проблем заказчика, предоставляет письменные или устные заключения, составляет необходимые процессуальные и прочие документы на основании заданий заказчика, представляет интересы заказчика в организациях и учреждениях вне зависимости от их организационно-правовой формы на основании доверенности, представляет интересы заказчика в органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и судебных органах, в порядке и на условиях, предусмотренном действующим законодательством и на основании доверенности, оказывает заказчику иные услуги, в том числе в области права, в объеме, согласованном сторонами в протоколах согласования цены к договору.
В соответствии с пунктом 2 протокола согласования цены от 25.07.2017, размер оплаты исполнителя за подготовку заявления по настоящему делу установлен сторонами в размере 7.000 рублей.
Факт несения обществом вышеназванных расходов и принятия выполненных работ подтверждаются счетом N 272 от 26.07.2017, платёжным поручением от 19.06.2017 N 1367, письмом ООО "Восточный поток" (ранее - ООО "БУХГАЛТЕР+"), актом выполненных работ от 26.07.2017 N 217.
Принимая во внимание, что понесенные обществом расходы в указанном размере связаны с рассмотрением дела N А51-19351/2017 в суде первой инстанции и подтверждены документально, суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство последнего о распределении судебных расходов путем отнесения их на таможенный орган является обоснованным.
Оценив документы, представленные заявителем в подтверждение факта наличия судебных издержек, в совокупности с материалами дела и в сопоставлении с фактически оказанными услугами, с учетом характера спора, судебная коллегия, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении N 454-О от 21.12.2004, признает разумными, соотносимыми с объемом защищаемого права и подлежащими возмещению за счет таможни судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5.000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2017 по делу N А51-19351/2017 отменить.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Тихоокеанская Торговая Компания" проценты, начисленные на сумму излишне взысканных пеней по декларациям на товары N 10714040/170216/0005922, N 10714040/060416/0010588, N 10714040/080516/0013730, N 10714040/170516/0014748, N 10714040/ 010716/0020376, в размере 5.490 (пять тысяч четыреста девяносто) рублей 36 копеек.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Тихоокеанская Торговая Компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2.000 (две тысячи) рублей, по апелляционной жалобе в сумме 3.000 (три тысячи) рублей, по оплате услуг представителя в сумме 5.000 (пять тысяч) рублей, всего 10.000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части ходатайства о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19351/2017
Истец: ООО "АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Находкинская таможня