г. Саратов |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А12-18751/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2017 года по делу N А12-18751/2017 (судья Пятернина Е.С.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", Волгоградская область, г. Волжский (ИНН 3435126290, ОГРН: 1163443069140) к обществу с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", Волгоградская область, г. Волжский (ИНН 3435116831, ОГРН 1153435000157), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: общество с ограниченной ответственностью "Расчётный центр Волжский", Волгоградская область, г. Волжский (ИНН: 3435312138, ОГРН: 1143435002886) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 23.04.2015 N 86 за март 2017 в размере 1 178 315, 76 рублей, неустойки в размере 17 014, 69 рублей, а так же судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "ВТС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (далее - ООО "МПЖХ") с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании суммы основного долга по договору теплоснабжения 86 от 23.04.2015 за март 2017 в размере 6 667, 65 00 рублей, неустойки в размере 69, 62 рублей, также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000, 00 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.08.2017 с ООО "МПЖХ" в пользу ООО "Волжские тепловые сети" взыскана сумма основного долга по договору теплоснабжения N 86 от 23.04.2015 за март 2017 в размере 6 667, 65 00 рублей, неустойку в размере 69, 62 рублей, также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
ООО "МПЖХ", не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между ООО "ВТС" (Теплоснабжающая организация) и ООО "МПЖХ" (Исполнитель, Потребитель) заключен договор теплоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг от 23.04.2015 N 86, на основании которого истец принял обязательство по подаче ответчику тепловой энергии и горячей воды, а ответчик - по ее принятию и оплате в порядке установленном разделом 9 договора.
Истец, исполнив свои обязательства по договору в полном объёме, осуществил поставку ответчику тепловой энергии в марте 2017 года.
Стоимость поставленной тепловой энергии по договору составила 1 178 315,76 рублей.
С учетом частичной оплаты ответчиком предъявленной суммы, задолженность ООО "МПЖХ" составляет 6 667, 65 00 рублей.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате за потребленную энергию послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.
Суд первой инстанции, установив факт поставки истцом ответчику теплоэнергии в заявленном ко взысканию объеме и стоимости, не оплаченной последним, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом, в соответствии с условиями вышеназванного договора, истец в марте 2017 года осуществил поставку ответчику теплоэнергии.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из положений части 3.1. статьи 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт поставки истцом в исковом периоде коммунальных услуг по тепловой энергии на объект ответчика, в соответствии с условиями вышеназванного договора, их надлежащее качество, объёмы и стоимость ответчиком не опровергнуты.
Ответчик уклонился от исполнения обязательств по оплате оказанных услуг по отпуску тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Истец, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, начислил неустойку за нарушение сроков оплаты в размере 69, 62 рублей.
Согласно п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают теплоснабжающей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.
Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Часть 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ вступила в силу с 01.01.2016 и распространяет свое действие на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона N 307-ФЗ договоров теплоснабжения (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ).
Таким образом, действие части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ распространяется на отношения истца и ответчика по заключенному ими договору.
Поскольку ответчик является управляющей организацией, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, к нему подлежит применению указанная норма Федерального закона N 190-ФЗ, регулирующая ответственность управляющих организаций за несвоевременную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
Судом первой инстанции проверен расчёт заявленной ко взысканию суммы пени и признан верным. Контррасчёт ответчиком не представлен.
Факт несвоевременного выполнения ответчиком договорных обязательств подтвержден материалами дела и не опровергнут последним.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты суммы неустойки, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в заявленном истцом размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с разделом I приказом Минстроя РФ от 15.02.2017 N 98/пр установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отнесена к перечню основных мероприятий. Пункт 4 примечаний к перечню мероприятий для многоквартирного дома как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов указывает на то, что мероприятия, указанные в разделе "I. Перечень основных мероприятий", предлагаются собственникам в первоочередном порядке.
Таким образом, управляющая компания является ответственным лицом по установке ОДПУ, и она должна стимулировать собственников помещений к их установке, в том числе вести информационную работу с собственниками помещений с целью донесения до них информации о действующих нормативно-правовых актов в части обязательности установки ОДПУ.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы относительно того, что управляющая компания не является лицом, обязанным осуществлять установку ОДПУ отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Довод ответчика о неверном расчете в части применения повышающего коэффициента, в связи с не установкой коллективного (общедомового) прибора учета, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг" объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Необходимым условием, при котором повышающие коэффициенты должны применяться - наличие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств отсутствия возможности установки коллективного прибора учета в многоквартирном доме по адресу: г. Волжский, ул. Мира, 18.
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона N 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета, потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что они противоречат материалам дела и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 АПК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2017 года по делу N А12-18751/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18751/2017
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Третье лицо: ООО "Волжские тепловые сети", ООО "РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ВОЛЖСКИЙ"