г. Челябинск |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А07-22427/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2017 по делу N А07- 22427/2017 (судья Кутлин Р.К.).
Акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ", общество) обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - административный орган, комитет) о признании незаконным и отмене постановления по о назначении административного наказания N 17-1657-0301 от 28.06.2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ" не согласилась с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие его вины в совершении правонарушения. Обращает внимание на то, что в самой жалобе в административный орган жители дома подтверждают факт того, что вода из подвала откачивается постоянно силами управляющей организации, то есть заявитель предпринимал все исчерпывающие меры для устранения затопления подвала. Указывает на то, что из акта проверки не усматривается, что инженерные системы в подвале, как и канализация находились в неисправном состоянии, а протоколом испытания отобранных проб установлено, что вода в подвале не принадлежит воде из центрального водоснабжения или канализации, что говорит о ее принадлежности грунтовым водам. В отношении наличия трещин на стенах лестничной клетки обращает внимание на то, что согласно плану работы на 2017 год, устранение неисправности в доме запланировано на 3, 4 кварталы 2017, в связи с чем полагает данное правонарушение в этой части неоконченным. Также указывает на то, что отсутствие в многоквартирном доме ливневой и дренажной системы не является со стороны управляющей компании нарушением требований к эксплуатации жилых помещений.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу комитет против удовлетворения жалобы возражает.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2008 за основным государственным регистрационным номером 10580272004295 и осуществляет деятельность по управлению жилищным фондом, а именно по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе в отношении дома N 2 по ул. Новороссийская в г. Уфа Республики Башкортостан.
На основании распоряжения от 26.05.2017 N 1657 должностныи лицами комитета проведена внеплановая выездная проверка АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ" по вопросам соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя дома N 2 по ул. Новороссийская в г. Уфа республики Башкортостан от 05.05.2017.
По результатам проверки составлен акт от 30.05.2017 N 17-1657-0301, из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), а именно:
- затопление подвальных помещений в подъездах N N 2,3 водой неустановленного происхождения (уровень затопления подвальных помещений составляет более 1,0-м), замачивание водой несущих конструкций дома - фундаментов, стен, что приводит к их разрушению и снижению их несущей способности, что может свидетельствовать о создании угрозы безопасности граждан (ПиН ТЭЖФ п.п.3.4.1, 3.4.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.15, 4.2.1.13, 4.10.2.1, 4.10.2.2);
- разрушение несущих конструкций в подвальных помещениях и лестничных клетках подъездов N N 2,3 (разрушение кирпичной кладки стен, разрушение шлакоблочной кладки стен, отслоение штукатурного слоя на стенах, наличие трещин на стенах) (ПиН ТЭЖФ п.п.4.1.1,4.1.2,4.2.1.1,4.2.1.3, 4.2.1.6,4.2.1.18);
- неисправность отмостки местами (отсутствие асфальтового покрытия местами, наличие провалов отмостки и уклонов отмостки к дому местами), что может способствовать проникновению талых и дождевых вод в подвальные помещения и замачиванию несущих конструкций дома (ПиН ТЭЖФ п.п.4.1.6,4.1.7,4.2.3.16,4.10.2.1,4.10.2.5).
Также в акте проверки отмечено, что при осмотре квартир N N 12,13, расположенных на первом этаже подъезда N 3, непосредственно над затопленным подвалом, установлено наличие на стенах темных пятен сырости и плесени местами, отслоение обоев местами, что может свидетельствовать о нарушении температурно-влажностного режима в жилых помещениях, вызванном наличием больших масс воды в подвале дома, замачивающих несущие конструкции дома.
По указанным фактам в отношении заявителя 31.05.2017 с участием его представителя составлен протокол N 17-1657-0301 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (л.д.19-22).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 28.06.2017 N 17-1657-0301, вынесенным в отсутствие законного представителя общества, за совершение указанных нарушений заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая это постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч.ч.4, 6, 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 3.1-3.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ", исполняя функции управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 2 по ул.Новороссийская в г. Уфа, и обязанное в связи с этим соблюдать положения законодательства определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, является субъектом административной ответственности, предусмотренной ст.7.22 КоАП РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит, в том числе, в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно пунктам 10, 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющими должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией.
В соответствии с п.42 этих же Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с условиями договора от 23.03.2014 на аварийно-диспетчерское обслуживание дома N 2 по ул.Новороссийская, АО "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" обязано выполнять комплекс работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 1.3 указанного договора определено, что аварийное обслуживание включает в себя проведение работ по устранению аварии, в том числе, восстановление работоспособности системы инженерного оборудования и проведение сопутствующих работ необходимых для устранения аварии (откачку воды из подвала, вскрытие полов и пробивку отверстий и борозд, и т.п.)
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 15.10.2003 N 170 (далее - Правила).
Пунктом 3.4.1. этих Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.
При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60% (пункт 4.1.3).
В соответствии с п.4.1.15 Правил, не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1 Правил).
Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (пункт 4.2.1.3 Правил).
Согласно п.п.4.10.2.1 и 4.10.2.2 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.). Предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
Согласно п.4.1.6. Правил, отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7).
Факты нарушения указанных нормативных требований в находящемся в управлении общества многоквартирном доме, подтверждены актом проверки от 30.05.2017 N 17-1657-0301 и протоколом об административном правонарушении от 31.05.2017 N 17-1657-0301. Эти обстоятельства также не оспариваются самим заявителем.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны вмененного ему правонарушения подтверждено.
Отсутствие ливневой и дренажной систем многоквартирного дома в вину обществу административным органом не ставится, а потому ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие у него обязанности по обеспечению наличия таких систем не принимается судом во внимание.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.
При соблюдении установленных требований и при должном исполнении своих обязанностей по техническому обслуживанию жилого дома общество не только имело возможность выявить наличие перечисленных выше нарушений, но и обязано было организовать устранение данных нарушений еще до проведения административным органом проверки.
При этом доказательств принятия обществом своевременных и исчерпывающих мер для недопущения совершения нарушений в материалах дела не имеется.
Осуществление обществом периодической откачки воды из затопленных подвальных помещений (на что ссылается податель жалобы) нельзя признать обстоятельством, свидетельствующим о принятии всех возможных мер для недопущения вмененного в вину обществу правонарушения. Доказательств осуществления заявителем мероприятий, направленных на устранение причин затопления подвального помещения (разрушения стен в подвальных помещениях и неисправность отмостки), материалы дела не содержат.
С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, включая вину в его совершении.
Постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, не установлено.
Размер примененного штрафа соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ст.7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены оспоренного постановления.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2017 по делу N А07-22427/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22427/2017
Истец: АО "УЖХ Демского района ГО г.Уфа РБ"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору