г. Красноярск |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А33-14588/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска) - Харисовой М.Х., представителя по доверенности от 14.11.2016 N 139,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" октября 2017 года по делу N А33-14588/2017, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) (далее - заявитель, ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик, Департамент) о:
- признании незаконными решений от 04.05.2017 N 10717 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" и от 06.04.2017 N 8341-ги "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка"
- обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка по заявлению заявителя от 06.04.2017 N 6637-ги и по заявлению от 16.03.2017 N 4912-ги, а так же предварительно согласовать предоставление земельных участков заявителю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
- Судом неверно применены нормы материального права. Порядок размещения объектов утвержден Правительством Красноярского края 15.12.2015 в Постановлении N 677-П, а условие, при котором возможно реализовать названный порядок, содержится в Законе Красноярского края от 08.06.2017 N -714 "Об установлении случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории края", который был подписан Губернатором Красноярского края только 23.06.2017. К правоотношениям с участием общества эти акты применению не подлежали.
- В связи с тем, что проектная документация разрабатывается на основании технических условий по заключенному договору с учетом существующей застройки города и согласована со всеми ресурсоснабжающими организациями (КрасКом, Ростелеком, КТК и т.п.), а также с департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, рассмотреть иной вариант трассы не представляется возможным;
- Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории и утверждении схемы влечет неисполнимость принятых обязательств ПАО "МРСК Сибири", а, соответственно, наложение, как административных мер принудительного исполнения, так и штрафных санкций, а, значит, нарушает права и законные интересы ПАО "МРСК Сибири" в сфере предпринимательской деятельности.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель в судебное заседание не явился и не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем размещения информации на общедоступном сайте в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.
Представитель Департамента доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
07 марта 2017 года заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением (исх.N 13/223/5642-исх) о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка площадью 156 кв.м. в аренду на 10 лет, без проведения торгов, на основании статьи 39.14, пункта 11 статьи 39.15, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения воздушной линии электропередачи 0,4 кВ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К заявлению были приложены:
- технические условия заявителя;
- схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории на бумажном носителе и диске CD-R;
* согласование сторонних организаций;
* документ, подтверждающий полномочия представителя;
* копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
* копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
06.04.2017 департаментом подготовлен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка за N 8341 -ги. Согласно данному отказу, его основаниями послужили следующие обстоятельства:
* Департаментом подготовлен проект распоряжения "О предварительном согласовании предоставления земельного участка (ПАО "МРСК Сибири")". Юридическим управлением администрации города проект правого акта отклонен по следующим основаниям.
* Согласно данным информационной системы департамента муниципального имущества земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне рекреационной лесопарковой (Р-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
* В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ, статьей 262 Гражданского кодекса РФ, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе, природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования (в том числе проезды).
* По смыслу положений пункта 2 статьи 11.10 Земельною кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе, с учетом земельных участков общего пользования, территорий общего пользования.
* В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
* В силу пункта 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
* Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
* Таким образом, нарушение требований, установленных Земельным кодексом РФ, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3, подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
* В материалах отсутствует копия нотариальной доверенности N 00/421 от 02.12.2016, подтверждающая полномочия заместителя генерального директора ПАО "МРСК Сибири" Буторова А.П.
06 апреля 2017 года заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением (исх.N 13/223/7287-исх) о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка площадью 811 кв.м. в аренду на 10 лет, без проведения торгов, на основании статьи 39.14, пункта 11 сатьи 39.15, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения воздушной линии электропередачи 10 кВ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К заявлению были приложены:
- технические условия заявителя;
- схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории на бумажном носителе и диске CD-R;
* согласование сторонних организаций;
* документ, подтверждающий полномочия представителя;
* копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
* копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
04.05.2017 департаментом подготовлен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка за N 10717.
Согласно данному отказу, его основаниями послужили следующие обстоятельства.
* Юридическим управлением администрации города проект правого акта отклонен по следующим основаниям. Согласно сведениям информационной системы департамента, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (0-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
* Согласно сведениям информационной системы департамента земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации города от 25.12.2015 N 833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
* В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
* В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, статьи 262 Гражданского кодекса РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе, природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования (в том числе проезды).
* По смыслу положений пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе, с учетом земельных участков общего пользования, территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
* В силу пункта 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
Заявитель, считая, что принятые департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска решения от 04.05.2017 N 10717 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" и от 06.04.2017 N 8341-ги "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка", противоречат положения Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, просит суд признать их незаконными и обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка по заявлению заявителя от 06.04.2017 N 6637-ги и по заявлению от 16.03.2017 N 4912-ги, а так же предварительно согласовать предоставление земельных участков заявителю.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель оспаривает решения департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 06.04.2017 и 04.05.2017.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края 27.06.2017, то есть срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, указанными в пункте статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 25 указанного Положения в полномочия департамента, входят, кроме прочего, управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, путем передачи их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
Распоряжением администрации города Красноярска от 12.04.2013 N 84-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов, которым определен порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов.
Исходя из Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, суд апелляционной инстанции полагает, что заявления рассмотрены и отказы выданы уполномоченным органом местного самоуправления. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются, соответствующих доводов не приведено.
Арбитражный суд Красноярского края, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что заявитель не доказал, что его права оспариваемыми отказами нарушаются.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя на основании следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Красноярского края пришел к выводу об отсутствии предусмотренной статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска незаконным.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка, ее формату установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762).
Вместе с тем, принимая обжалуемый судебный акт, Арбитражный суд Красноярского края правомерно обратил внимание на следующее.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (вступило в силу 01.03.2015) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, включены, среди прочего, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-П утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Порядка, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков.
Разрешение выдается на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта.
В силу пункта 3 порядка уполномоченным органом является:
- агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Красноярского края;
- уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого планируется разместить соответствующий объект, в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В пунктах 4-7 Порядка определены условия размещения объектов, требования к заявлению о выдаче разрешения.
Согласно пункту 8 Порядка решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов и в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя (в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении).
Учитывая, что заявитель претендует на получение земельных участков в целях размещения на них линий электропередач 0,4 и 10 Кв, суд первой инстанции верно указал, что в данном случае подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и Порядок, утвержденный Правительством Красноярского края 15.12.2015 в постановлении N 677-П.
Таким образом, в виду наличия особого порядка, в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок образования земельных участков и предоставление их в аренду. Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие департаментом оспариваемого отказа в соответствии с указанными нормами, регулирующими порядок образования земельных участков и предоставление их в аренду, не может нарушать прав и законных интересов заявителя, который на момент принятия оспариваемого отказа не обращался в уполномоченный орган за получением решения о выдаче разрешения на размещение объектов.
Довод заявителя о том, что только 08.06.2017 был принят Закон Красноярского края N N -714 "Об установлении случае, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории края", правомерно отклонен судом первой инстанции, так как данным Законом не регламентируется порядок размещения объектов, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014, а определены параметры объектов, для возведения которых не требуется разрешения на строительство.
Объекты, которые предполагает к размещению заявитель содержатся в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ. Следовательно, предоставление земельного участка в целях, указанных заявителем, в силу действующего законодательства не обязательно.
В связи с изложенным отклоняются, как не имеющие правового значения для рассмотрения спора по существу, и доводы апеллянта о том, что: в связи с тем, что проектная документация разрабатывается на основании технических условий по заключенному договору с учетом существующей застройки города и согласована со всеми ресурсоснабжающими организациями (КрасКом, Ростелеком, КТК и т.п.), а также с департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, рассмотреть иной вариант трассы не представляется возможным; отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории и утверждении схемы влечет неисполнимость принятых обязательств ПАО "МРСК Сибири", а, соответственно наложение, как административных мер принудительного исполнения, так и штрафных санкций, а, значит, нарушает права и законные интересы ПАО "МРСК Сибири" в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку оспариваемые заявителем решения департамента муниципального имущества и земельных отношений не нарушают прав и законных интересов заявителя, в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по платежному поручению от 01.11.2017 N 41882 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" октября 2017 года по делу N А33-14588/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14588/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2018 г. N Ф02-523/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА