Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2018 г. N Ф03-598/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
22 декабря 2017 г. |
А73-5934/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Макаров Д.Н., представитель по доверенности от 28 ноября 2017 года N 29/111;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 5 сентября 2017 года
по делу N А73-5934/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Калашниковым А.К.,
по иску муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 381 857, 24 рублей,
установил: муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о взыскании основного долга за поставленную в период с 1 декабря 2016 года по 31 января 2017 года тепловую энергию в размере 368 037, 13 рублей, неустойки за период с 11 января 2017 года по 17 марта 2017 года в размере 13 820, 13 рублей, всего 381 857, 24 рублей, неустойки, исчисленной на дату принятия решения.
В связи с добровольной уплатой ответчиком долга истец отказался от иска в части долга, просил о взыскании неустойки 42 951, 66 рублей за период с 11 января 2017 года по 4 июля 2017 года на основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона о теплоснабжении).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 5 сентября 2017 года принят отказ истца от иска в части долга 368 037, 13 рублей, производство по делу в этой части прекращено, с ответчика в пользу истца присуждена к взысканию неустойка 40 210, 74 рублей по ставке Банка России 9% на день принятия решения, расходы на государственную пошлину 10 638 рублей.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, которым в иске в части неустойки отказать. В обоснование указывает, что подлежал применению пункт 8.6 заключенного между сторонами контракта, согласно которому неустойка начисляется по одной трехсотой ставки Банка России, начисленная неустойка явно несоразмерна последствия нарушения. Ответчик также полагает, что освобожден от уплаты государственной пошлины.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Истцом отзыв не представлен. Представитель в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в период с 1 декабря 2016 года по 31 января 2017 года истец произвел поставку для нужд ответчика тепловую энергию, выставив для оплаты потребленной тепловой энергии счета-фактуры N 6153 от 31 декабря 2016 года, N 288 от 31 января 2017 года.
Обязанность заказчика-абонента по оплате ресурса ответчиком не исполнена, в результате возник долг, который оплачен только после обращения истца с настоящим иском в суд.
На основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истец начислил, суд первой инстанции правомерно взыскал неустойку за просрочку исполнения обязанности по оплате ресурса за каждый день просрочки по 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент принятия судом решения 9%, которая за весь период просрочки составила 40 210, 74 рублей.
Учитывая установленный судом факт просрочки исполнения ответчиком обязанности по оплате ресурса, привлечение его к ответственности в виде законной неустойки, является правомерным.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации право выбора между законной и договорной неустойки принадлежит кредитору.
Довод жалобы о неправомерном взыскании неустойки, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки исполнения, судом не принят по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Вместе с тем, с 5 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ), в соответствии с которым в Закон о теплоснабжении внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии, установлена неустойка в размере одной сто тридцатой (1/130) ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
Исключение установлено лишь для отдельных групп потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, управляющих организаций, приобретающих энергию для целей предоставления коммунальных услуг), с которых неустойка может быть взыскана в более низком размере - в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
К их числу органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения не отнесены.
При этом положения Закона о теплоснабжении в редакции Закона N 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона о теплоснабжении. Заказчик должен уплатить за каждый день просрочки исполнения неустойку в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату принятия судом решения, от не выплаченной в срок суммы.
Таким образом, фактические и правовые основания для освобождения ответчика от ответственности за нарушение обязанности по оплате потребляемого ресурса не имеется.
Доводы жалобы о необоснованном отказе судом в уменьшении неустойки рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. При этом доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Снижение судом размера неустойки допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Критериями для установления явной несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другое (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 17).
Таким образом, в силу положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и указанных разъяснений снижение неустойки в рассматриваемом случае судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам.
Таким образом, снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Статус учреждения также не может быть принят судом во внимание, поскольку учреждения выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. На этом основании и факт недостаточного финансирования учреждения со стороны собственника не может служить основанием снижения неустойки в соответствии со статьей 333 Кодекса.
По настоящему делу доказательства явной несоразмерности неустойки материалах дела отсутствуют.
Следовательно, в удовлетворении ходатайства об уменьшении размера неустойки судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводу относительно судебных расходов на государственную пошлину судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме. Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 5 сентября 2017 года по делу N А73-5934/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5934/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2018 г. N Ф03-598/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
Ответчик: Федеральное казённое учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"