Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2018 г. N Ф03-886/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
18 декабря 2017 г. |
А73-12712/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края: представителя Губаря А.А.;
от АО "Лермонтовское": представителей Горячева Д.В., Олейникова Е.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
на решение от 18.10.2017 по делу N А73-12712/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
к Акционерному обществу "Лермонтовское"
о взыскании субсидии в сумме 7 270 768,38 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245; далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Акционерному обществу "Лермонтовское" (ОГРН 1102713000664, ИНН 2707005293; далее - АО "Лермонтовское", ответчик) о взыскании субсидии в сумме 7 270 768,38 руб., предоставленной обществу из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качеств почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Решением суда от 18.10.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерством подана апелляционная жалоба, в которой приведены доводы о неправильном применении к спорным отношениям постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", а именно пункта 9 с учетом пункта 2.2.2.6 соглашения от 18.04.2016 N61, предусматривающих условия возврата в краевой бюджет предоставленной субсидии.
В заседании суда второй инстанции представитель министерства на своих требованиях настаивал, просил решение суда отменить.
Представители общества с приведенной в жалобе позицией выразили не согласие, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 3.2.1 Положения о министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015 N 140-пр, Министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.
Согласно порядку и условиям предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" (далее - Порядок), в 2016 году министерством АО "Лермонтовское" предоставлена субсидия из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур в размере 7 270 768,38 руб.
На основании данного Порядка 18.04.2016 министерство и общество заключили соглашение о предоставлении субсидии N 61 (далее - соглашение N 61).
В соответствии с пунктом. 2.2.2.3 соглашения N 61 АО "Лермонтовское" обязуется достигнуть значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного пунктом 1.2 соглашения N 61.
Показателем результативности предоставления субсидии является сохранение получателем субсидии в 2016 году 3 700 гектаров посевной площади сельскохозяйственных культур в сравнении со средней посевной площадью получателя субсидии за 5 лет, предшествующих году предоставления субсидии (в случае проведения сева сельскохозяйственных культур менее 5 лет, указывается средний показатель за фактические годы сева) (пункт 1.2. соглашения).
Согласно отчету АО "Лермонтовское" о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии размер посевных площадей в 2016 году составил 3 620 га.
Посчитав, что обществом нарушены пункт 9 Порядка, пункт 2.2.2.6 соглашения N 61, министерством 29.06.2017 направлено требование о возврате субсидии, но оно оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3.1 указанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае субсидия обществу предоставлялась в рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр, которым утвержден Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства в целях возмещения затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Целями предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 2 Порядка, являются: - развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; - увеличение интенсивности использования посевных площадей в крае; - стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией; - повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 3 Порядка, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или конкурсного производства (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители края).
Пунктом 4 Порядка установлены условия предоставления субсидий: - обеспечение среднемесячной заработной платы одного работающего не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством; - представление в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края (далее - министерство) отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей края по формам и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; - заключение и исполнение соглашений с министерством о предоставлении субсидий из краевого бюджета (далее - соглашение о предоставлении субсидий), предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края N 66-пр. Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается приказом министерства; - наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Хабаровского края одного или нескольких земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды (субаренды), безвозмездного срочного пользования. Срок действия договора аренды (субаренды), безвозмездного срочного пользования должен распространяться на период с 01 апреля текущего года по 15 ноября текущего года.
Согласно пункту 10 Порядка, в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет сельскохозяйственному товаропроизводителю края требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет. Сельскохозяйственный товаропроизводитель края в течение 20 рабочих дней с даты получения требования о возврате предоставленной субсидии перечисляет субсидию в краевой бюджет.
Согласно пункту 3.2. соглашения получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края несет ответственность: за несоблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий, представление заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, содержащихся в представляемых документах на получение субсидии.
Арбитражным судом установлено, что из пункта 1.1 соглашения от 18.04.2016, заключенного между Министерством и АО "Лермонтовское" следует, что предметом данного соглашения является предоставление субсидий из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что ответчиком не производились затраты в связи с проведением комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв.
Согласно отчету АО "Лермонтовское" о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии за 2016 год, размер посевных площадей АО "Лермонтовское" в 2016 году составил 3 620 га.
Вместе с тем, нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Нарушение получателем субсидии условий ее использования: не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, не является нарушением условий предоставления субсидии (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 N 309-АД15-19447).
Надлежащих доказательств нарушения ответчиком условий предоставления субсидий истом не представлено.
При этом судом первой инстанции обоснованно принят во внимание акт N 2 обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 05.10.2016, утвержденный заместителем главы администрации по экономике администрации Бикинского муниципального района, согласно которому площадь сельскохозяйственных культур (посевных площадей) в хозяйстве на 05.10.2016 составила 4 216 га. Таким образом, арбитражным судом обоснованно сделан вывод, что площади посева сельскохозяйственных культур ответчиком были сохранены и даже увеличены.
Учитывая вышеустановленное. вывод об отсутствии оснований для взыскания с ответчика субсидии по причине не достижения целевых показателей, признается верным.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2017 по делу N А73-12712/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12712/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2018 г. N Ф03-886/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "Лермонтовское"