город Омск |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А46-11942/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.12.2017-18.11.2017 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15224/2017) индивидуального предпринимателя Одинцова Михаила Викторовича (далее - предприниматель, заявитель) и индивидуального предпринимателя Дроздова Александра Викторовича (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2017 по делу N А46-11942/2017 (судья Захарцева С.Г.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. (ИНН 550200026241, ОГРН 304550334100060), индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. (ИНН 550200092283, ОГРН 304550734300402)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо)
о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента - Бусс Светлана Анатольевна по доверенности N 02/11833 от 07.11.2017 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. - Кононенко Я.С. по доверенности от 24.07.2017 сроком действия 6 месяцев (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. - Кононенко Я.С. по доверенности от 24.07.2017 сроком действия 6 месяцев (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),
установил:
индивидуальный предприниматель Одинцов Михаил Викторович и индивидуальный предприниматель Дроздов Александр Викторович обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению заявителей. Кроме того, предприниматели просили обязать Департамент в месячный срок со дня вступления решения по данному делу в законную силу принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта по внесению изменений в постановление Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии в подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п", обеспечить подготовку указанной документации и по результатам проведения публичных слушаний направить проект на утверждение Мэру г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.10.2017 в удовлетворении заявленных предпринимателями требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции исходил из того, что у заинтересованного лица отсутствует установленная законом обязанность по принятию решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений заявителей; из того, что представление физическими или юридическими лицами, не относящимися к категориям, указанным в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления своих предложений о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории возможно лишь на этапе, следующем за опубликованием принятого органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории, либо на стадии публичных слушаний.
Суд первой инстанции также отметил, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омкой области до перехода права собственности на спорные земельные участки к заявителям такие участки также располагались в территориальной зоне ОД-6 - зона объектов культуры и искусства, и что внесение испрашиваемых заинтересованными лицами изменений в проект планировки территории будет противоречить установленному на территории города Омска градостроительному зонированию.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматели обратились с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
При этом податели апелляционной жалобы ссылаются на то, что правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировки территории города Омска разрабатываются и утверждаются на основании материалов Генерального плана города Омска, на то, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, и на то, что проект планировки территории также должен разрабатываться в полном соответствии с нормами генерального плана.
Предприниматели указывают, что согласно фрагменту Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск от 25.07.2007 в отношении территории Октябрьского административного округа города Омска, включающей в себя земельные участки, принадлежащие заявителям на праве собственности, установлен вид функциональной зоны - капитальная жилая застройка, и что Правилами землепользования и застройки города Омска и проектом планировки рассматриваемая территория в нарушение положений Генерального плана г. Омска отнесена к зоне планируемого размещения объектов культуры и искусства ОД-6.
Кроме того, заявители отмечают, что кадастровыми паспортами спорных земельных участков также установлено разрешенное использование участков - земли жилой застройки, что на момент приобретения права собственности на земельные участки Правила землепользования и застройки г. Омска относили территорию таких участков к территориальной зоне ЖЗ-599, и что изменения Правил землепользования и застройки г. Омска, имевшие место в 2010-2014 годах, не касались территориальной зоны ЖЗ-599.
Податели жалобы настаивают на том, что обязанность по принятию решения о подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории лежит именно на Департаменте, на том, что соответствующее бездействие Департамента создает препятствия для осуществления заявителями реконструкции объектов недвижимости, находящихся на спорных земельных участках и принадлежащих предпринимателям, и на том, что в связи с изменением функциональной зоны для земельных участков, принадлежащих на праве собственности предпринимателям, нарушены их права как инвесторов и как собственников земельных участков ввиду ограничения в праве их использования.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. и индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. в полном объеме поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Департаментом суду апелляционной инстанции не представлен.
В устном выступлении в судебном заседании представитель Департамента выразил согласие с решением суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя предпринимателей и представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Одинцов Михаил Викторович является собственником следующих объектов недвижимости:
1) жилого дома площадью 57,5 кв.м, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 28, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.01.2013 серия 55-АА N 729844 (л.д.42);
2) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:620, площадью 350 кв.м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 28, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.01.2013 серия 55-АА N 729845 (л.д.38);
3) жилого дома площадью 26,3 кв.м, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 30, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2013 серия 55-АА N 729821 (л.д.41);
4) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:621, площадью 647 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, имеющий почтовый адрес: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 30, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.12.2014 серия 55-АБ N 094296 (лд.36).
Индивидуальный предприниматель Дроздов Александр Викторович является собственником следующих объектов недвижимости:
1) жилого дома площадью 39,8 кв.м, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 26, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.09.2013 серия 55-АА N 858545 (л.д.43);
2) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3456, площадью 423 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов малоэтажной жилой застройки, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 2-я Военная, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.09.2013 серия 55-АА N 858546 (л.д.37);
3) жилого дома площадью 19,3 кв.м, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 34, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.03.2013 серия 55-АА N 727259 (л.д.40);
4) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:2386, площадью 647 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 2-я Военная, д. 34, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.03.2013 серия 55-АА N 727260 (л.д.34);
5) жилого дома площадью 52 кв.м, местоположение которого установлено: г. Омск, ул. 3-я Военная, д. 35, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.11.2013 серия 55-АБ N 008924 (л.д.39);
6) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:613, площадью 358 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - земли жилой застройки, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом, имеющий почтовый адрес: г. Омск, ул. 3-я Военная, д. 35, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.07.2014 серия 55-АБ N 308880 (л.д.35).
Как указывают заявители, целью приобретения названных выше земельных участков и расположенных на них жилых домов являлось осуществление предпринимательской деятельности по строительству на их месте многоквартирного жилого дома средней этажности.
Согласно кадастровым паспортам указанных выше земельных участков разрешенное использование таких участков установлено как земли жилой застройки, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, под жилые дома (л.д.23-33).
Генеральным планом г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 и действовавшим на момент приобретения предпринимателями спорных земельных участков в собственность и до настоящего времени, территория соответствующих участков отнесена к зоне капитальной жилой застройки.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" на момент приобретения предпринимателями прав собственности на указанные выше жилые дома и на земельные участки такие дома и участки находились в функциональной зоне "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности".
07.07.2015 Администрацией города Омска принято постановление N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п", в соответствии с которым территория расположения земельных участков и жилых домов, принадлежащих предпринимателям на праве собственности, отнесена к функциональной зоне "Зона планируемого размещения объектов культуры и искусства".
Ссылаясь на то, что дальнейшее проектирование и строительство на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613 невозможно без приведения функциональной зоны, в которой они расположены, в соответствие с той, в которой земельные участки находились в момент их приобретения, то есть зоной планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности, 03.04.2017 индивидуальный предприниматель Одинцов Михаил Викторович и индивидуальный предприниматель Дроздов Александр Викторович обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п (л.д.19).
Письмом от 14.04.2017 N Исх-ОГ-ДАГ/550 Департамент уведомил заявителей о том, что разработка градостроительной документации в период до 2017 года осуществляется в соответствии с муниципальным контрактом от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ, и что таким контрактом не предусмотрено финансирование проектных работ по корректировке указанного проекта планировки территории. Также указано, что в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (л.д.20).
Полагая, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по указанному выше предложению предпринимателей, является незаконным, а постановление Администрации от 07.07.2015 N 830-п не основано на нормах действующего законодательства, и что указанное бездействие нарушает права индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. и индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматели обратились в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
05.10.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, требования заявителей обусловлены возникшим в связи с принятием постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п, несоответствием вида разрешенного использования и вида территориальной зоны, устанавливающих способы использования и характер разрешенной деятельности на принадлежащих предпринимателям земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613, определенных Генеральным планом г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план г. Омска), и кадастровыми документами участков (кадастровые паспорта - л.д.23-33), как зона капитальной жилой застройки и вид разрешенного использования "для размещения индивидуальных жилых домов и домов малой этажности", и вида территориальной зоны тех же участков, определенной Проектом планировки территории, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - 1-я Военная в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п в редакции постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п, как зона планируемого размещения объектов культуры и искусства.
Следовательно, для решения вопроса о законности и обоснованности требований индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. и индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. о необходимости принятия решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части внесения изменений в постановление Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п, необходимо установить соотношение юридической силы каждого из обозначенных выше нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления, и обусловленность содержания таких актов положениями друг друга.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов.
В преамбуле Генерального плана г. Омска указано, что подготовка проекта такого плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Омской области, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана города Омска.
При этом в разделе 2 Генерального плана г. Омска указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.
Данное правило соответствует требованию части 3 статьи 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Применительно к основаниям и порядку подготовки документации по планировке территории частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такая подготовка осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В соответствии с преамбулой Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области такие правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Таким образом, системный анализ процитированных выше норм действующего законодательства и, в том числе положений Генерального плана г. Омска и Правил землепользования и застройки города Омска, позволяет сделать вывод о том, что положения правил землепользования и застройки, как документа, принимаемого в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и содержащего карту градостроительного зонирования, в любом случае должны соответствовать положениям Генерального плана муниципального образования, имеющим наибольшую юридическую силу в иерархии документов территориального планирования.
Как следствие, и проект планировки территории подлежит разработке и утверждению только с учетом положений территориального планирования, определенных генеральным планом.
Иными словами, проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования, при этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Генеральным планом г. Омска в отношении территории Октябрьского административного округа города Омска, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - 1-я Военная, включающей в себя земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613, установлен вид территориальной зоны - зона капитальной жилой застройки Ж3 (л.д.91).
В то же время Правилами землепользования и застройки города Омска и проектом планировки территории, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - 1-я Военная в Октябрьском административном округе города Омска, соответствующая территория в нарушение положений Генерального плана г. Омска отнесена к зоне планируемого размещения объектов культуры и искусства ОД6 (л.д.83, 84).
Так, в соответствии со статьей 46 Правил землепользования и застройки города Омска жилые зоны (Ж) выделены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, гаражей, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Зона жилой застройки средней этажности (Ж-3) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности, при этом к основным видам разрешенного использования такой зоны относится размещение физкультурно-оздоровительных объектов локального и районного значения.
В то же время общественно-деловые зоны (ОД) в соответствии со статьей 45 Правил землепользования и застройки города Омска выделены для обеспечения правовых условий использования и строительства новых объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Зона объектов культуры и искусства (ОД-6) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения культурно-досуговых, культурно-просветительских и театрально-зрелищных объектов федерального, регионального и общегородского значения.
Иными словами, зона Ж3 и ОД6 предполагают различные способы использования таких зон и различные виды деятельности, осуществление которых разрешено в границах соответствующих зон.
Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Омска и в проекте планировки территории (в редакции постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п) положения об отнесении территории земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613 к зоне ОД6, при том, что Генеральным планом г. Омска такая территория отнесена к зоне Ж3, противоречит процитированным выше требованиям об обязательном соответствии положений документации по планировке территории нормам генерального плана муниципального образования и в силу системного толкования приведенных выше положений ГрК РФ является основанием для рассмотрения уполномоченным органом местного самоуправления вопроса о подготовке изменений в документацию по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омска Омской области в части установления в отношении рассматриваемой территории функциональной зоны, соответствующей Генеральному плану г. Омска.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что до принятия постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п (то есть, в том числе, и на момент приобретения предпринимателями права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613) планировка территории муниципального образования городской округ город Омска Омской области, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - 1-я Военная в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденная постановлением Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны, полностью соответствовала положениям Генерального плана г. Омска и кадастровым данным перечисленных земельных участков.
Данное обстоятельство заинтересованным лицом документально не опровергнуто, а вывод суда первой инстанции об обратном не основан на материалах дела.
Следовательно, требование предпринимателей о подготовке документации по планировке указанной выше части территории муниципального образования городской округ город Омска Омской области, предполагающей внесение изменений в постановление Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в такое постановление в соответствии в подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п, заявлявшееся в письменном обращении от 03.04.2017, направленном в адрес Департамента, основано на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации и Генерального плана г. Омска, является законным и направлено на обеспечение прав предпринимателей на использование приобретенных ими земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613, расположенных в границах указанной зоны, в соответствии с видом разрешенного использования, установленным в государственном кадастре недвижимости, в то время как основание для отклонения соответствующего требования, указанное Департаментом и поддержанное судом первой инстанции, а именно: несоответствие предложенных изменений, подлежащих внесению в проект планировки территории, Правилам землепользования и застройки с учетом изменений, внесенных решением Омского городского Совета от 18.03.2015 N 317, противоречит установленной действующим законодательством иерархии нормативных актов в области территориального планирования (поскольку правила землепользования и застройки, как и проект планировки конкретной территории городского округа должны соответствовать генеральному плану муниципального образования) и является несостоятельным.
Так, пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, Департамент, в том числе, принимает решение о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что предложение предпринимателей о внесении изменений в проект планировки территории является, как установлено выше, законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителей о том, что в рассматриваемом случае Департаментом допущено противоправное бездействие, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120307:620, 55:36:120307:621, 55:36:120307:3456, 55:36:120307:2386, 55:36:120307:613, которая обеспечит соответствие проекта планировки территории положениям Генерального плана г. Омска и кадастровым данным перечисленных участков.
По мнению суда апелляционной инстанции, описанное выше бездействие Департамента нарушает права заявителей в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно создает препятствия в использовании приобретенных ими в собственность земельных участков в соответствии с их назначением и видом разрешенного использования.
При этом довод Департамента, ошибочно поддержанный судом первой инстанции, о том, что заявители в соответствии с нормами статьи 45 ГрК РФ не лишены возможности самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и представить ее в орган местного самоуправления для утверждения, подлежит отклонению, поскольку возможность самостоятельной подготовки документации по планировке территории юридическими и физическими лицами предусмотрена только для конкретных случаев, перечисленных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые в рамках производства по настоящему делу не установлены.
Кроме того, пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ, на который Департамент ссылается в письме от 14.04.2017 N Исх-ОГ-ДАГ/550, предусмотрено лишь право физических или юридических лиц подготовить документацию по планировке территории за счет своих средств, установление которого не устраняет обязанность органов местного самоуправления осуществлять подготовку документации по планировке территории при возникновении соответствующей необходимости в силу прямого указания закона.
Следовательно, заявленное предпринимателями требование о признании незаконным указанного выше бездействия Департамента подлежит удовлетворению арбитражным судом.
Изложенные выше выводы согласуются с правоприменительной практикой, сложившейся по результатам рассмотрения аналогичных споров (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2014 по делу N А46-3663/2014).
Предпринимателями в заявлении, поданном в суд первой инстанции и уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве способов восстановления нарушенного указанным выше бездействием Департамента права заявлены требования об обязании Департамента принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омска Омской области путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта по внесению изменений в постановление Администрации г. Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии в подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации г. Омска от 07.07.2015 N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п", обеспечить подготовку указанной документации и по результатам проведения публичных слушаний направить проект на утверждение Мэру г. Омска.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действительно определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из изложенного выше, учитывая предложенные заявителями способы восстановления их нарушенных прав, а также то, что действующим законодательством не определен срок, в течение которого уполномоченный орган местного самоуправления обязан подготовить документацию по планировке территории в соответствии со статьей 45 ГрК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным в качестве способа восстановления прав индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. и индивидуального предпринимателя Одинцова М.В., нарушенных противоправным бездействием Департамента, возложить на последнего обязанность в месячный срок со дня принятия настоящего постановления принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта по внесению изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 07.07.2015 N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п", обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и по результатам проведения публичных слушаний направить проект на утверждение Мэру города Омска.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы материального права. Арбитражный суд Омской области при вынесении решения неправильно истолковал и применил нормы статьи 45 ГрК РФ и не применил нормы статей 31, 33 ГрК РФ, а также положения Генерального плана г. Омска, в соответствии с которыми должен быть разрешен возникший между сторонами спор. Указанное в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктами 1-3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателей.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления предпринимателей в полном объеме суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов индивидуального предпринимателя Дроздова А.В. и индивидуального предпринимателя Одинцова М.В. по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в размере 225 руб. в пользу каждого заявителя (150 руб. - за подачу заявления в суд первой инстанции, 75 руб. - за подачу апелляционной жалобы) на Департамент.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2017 по делу N А46-11942/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Одинцова Михаила Викторовича, индивидуального предпринимателя Дроздова Александра Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории в целях внесения изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 07.07.2015 N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п".
Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в месячный срок со дня принятия настоящего постановления:
1) принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта по внесению изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления функциональной зоны "Зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности" в границах, существовавших до внесения изменений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 07.07.2015 N 830-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п";
2) обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и по результатам проведения публичных слушаний направить проект на утверждение Мэру города Омска.
Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в пользу индивидуального предпринимателя Одинцова Михаила Викторовича расходы по уплате государственной пошлины, возникшие при обращении в суды первой и апелляционной инстанций, в размере 225 руб.
Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в пользу индивидуального предпринимателя Дроздова Александра Викторовича расходы по уплате государственной пошлины, возникшие при обращении в суды первой и апелляционной инстанций, в размере 225 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11942/2017
Истец: ИП Дроздов Александр Викторович, ИП Одинцов Михаил Викторович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА