г. Красноярск |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А33-6113/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "КрасИнвест") - Будникова Н.Б., представителя по доверенности от 24.03.2017 N 41-202Ю-17,
от прокуратуры Свердловского района города Красноярска - Елисеева И.О., помощника прокурора Свердловского района города Красноярска Красноярского края,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КрасИнвест"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" октября 2017 года по делу N А33-6113/2017, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "КрасИнвест" ИНН 2464261870, ОГРН 1142468028779 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к прокуратуре Свердловского района г. Красноярска (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 27.02.2017 N 7-01-2017 об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве.
Определением от 26.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Черных Марина Андреевна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" октября 2017 года заявление частично удовлетворено, признано недействительным представление заместителя прокуратуры от 27.02.2017 N 7-01-2017 об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве в части возложения на общество обязанности по исключению из типового договора долевого участия условия, предусматривающего для граждан обязанность вносить какую-либо плату до государственной регистрации и изменения указанного условия с действующими участниками долевого строительства (заключения с ними дополнительных соглашений). В остальной части требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что в соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры могут провести проверку соблюдения законодательства юридическим лицом только в случае наличия у них информации о фактах нарушения этой организацией закона, тогда как проверка в отношении заявителя была проведена при отсутствии у органов прокуратуры информации о том, что заявителем нарушены требования действующего законодательства в сфере долевого строительства.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Представитель прокуратуры изложил возражения на апелляционную жалобу, просит суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения.
Третье лицо уведомлена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица, его представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из указания прокуратуры Красноярского края от 14.02.2014 N 23/7/1 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищного строительства, в том числе с привлечением денежных средств граждан", принимая во внимание необходимость повышения уровня организации прокурорского надзора в сфере жилищного строительства, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), на прокуроров городов и районов края возложена обязанность:
- принять меры к повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере жилищного строительства, в том числе строительства многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан (пункт 1.1);
- сформировать и вести базу данных, содержащую сведения о находящихся в стадий строительства многоквартирных домов, в том числе возводимых с привлечением денежных средств граждан, принятых мерах прокурорского реагирования (обновлять ежеквартально) (пункт 1.1);
- не реже одного раза в квартал проводить проверки в организациях, осуществляющих строительство многоквартирных домов. Особое внимание уделять законности заключения договоров, связанных с привлечением денежных средств граждан, наличию в договорах условий, ущемляющих права граждан (пункт 1.4);
-осуществлять мониторинг основных сайтов по продаже недвижимости в сети "Интернет" (пункт 1.5);
- сосредоточить усилия на принятии превентивных мер, а также своевременном комплексном реагировании на все выявленные нарушения; вопрос об ответственности юридических лиц рассматривать с учетом возможного наступления негативных последствий для организации и граждан (пункт 1.8).
Пунктом 3 указания прокуратуры Красноярского края от 14.02.2014 N 23/7/1 на прокуроров городов и районов края возложена обязанность информировать прокуратуру края о состоянии законности и практике прокурорского надзора ежеквартально в срок до 1 апреля, 1 июля, I октября и до 20 декабря ежегодно (с отражением сведений о результатах проверок по всем пунктам настоящего указания) с приложением копий актов прокурорского реагирования.
Требованием от 19.01.2017 N 7/1-04-2017 "О предоставлении информации, документов" заявителю сообщено, что прокуратурой в рамках надзорной деятельности по указанию прокуратуры Красноярского края проводится проверка исполнения законодательства в сфере жилищного строительства, в том числе с привлечением денежных средств граждан; обществу на основании статей 6 и 22 Закона о прокуратуре предложено не позднее 07.02.2017 предоставить в прокуратуру района информацию и заверенные копии документов по каждому объекту строительства, в том числе реестр договоров участия в долевом строительстве; копии всех договоров долевого участия, заключенных с 01.09.2016 по настоящее время.
Письмом от 10.02.2017 N 40-110Ю-17 на требование от 19.01.2017 N 7/1-04-2017 общество направило в адрес ответчика реестр договоров участия в долевом строительстве на 07.02.2017; копии договоров участия в долевом строительстве.
Требованием от 08.02.2017 N 7/1-04-2017 "О предоставлении информации, документов" прокуратурой обществу сообщено, что в рамках надзорной деятельности по указанию прокуратуры Красноярского края от 14.02.2014 N 23/7/1 проводится проверка исполнения законодательства в сфере жилищного строительства, в том числе с привлечением денежных средств граждан; на основании статей 6 и 22 Закона о прокуратуре обществу предложено сообщить о причинах обращений с заявлениями о продлении сроков ранее выданных разрешений, наличии финансовых затруднений при осуществлении строительства многоэтажных жилых домов, внесены ли данные сведения в проектную декларацию, размещены ли сведения в сети Интернет в соответствии с требованиями статьи 3.1. Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Кроме того, обществу предложено не позднее 15.02.2017 представить в прокуратуру следующие документы, информацию: о наличии интернет-сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат заявителю или иному юридическому лицу, заключившему с заявителем договор поручительства (информацию предоставить с копиями подтверждающих документов).
Письмом от 17.02.2017 N 41-137Ю-17 в ответ на указанное требование общество сообщило прокуратуре, что связанные со сроками строительства изменения в проектные декларации и договоры участия в долевом строительстве не вносились, участникам долевого строительства не производилась рассылка уведомлений об изменении сроков строительства, поскольку указанные в проектных декларациях планируемые сроки ввода объектов в эксплуатацию и определенные в договорах участия в долевом строительстве сроки передачи объектов участникам долевого строительства не наступили, нарушены застройщиком не были и соответствуют ранее запланированным. Сайт, в электронный адрес которого включено принадлежащее застройщику доменное имя, располагается в интернете по адресу: https://ооо-красинвест.рф.
Прокуратурой Красноярского края прокурорам городов и районов края выдано задание от 27.02.2017 N 16-69-2017 "О проведении проверки исполнения законодательства в сфере долевого строительства", которым поручено провести проверку соблюдения организациями, осуществляющими строительство с привлечением денежных средств граждан, требований законодательства в сфере долевого строительства; период проверки 2015 год - истекший период 2017 года.
Разъяснено, что в порядке подготовки к проверке следует обобщить и проанализировать сведения о состоянии законности в рассматриваемой сфере правоотношений, в том числе статистическую и иную информацию, относящуюся к предмету настоящего задания, материалы контролирующих и правоохранительных органов, поступившие в органы прокуратуры обращения граждан, общественных организаций и должностных лиц, судебную практику, публикации в средствах массовой информации и в сети "Интернет". Установлены объекты проверки: организации осуществляющие строительство с привлечением денежных средств граждан.
По итогам проведения проверки по соблюдению требований законодательства в сфере долевого строительства в связи с выявлением нарушений прокуратурой обществу внесено представление об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве от 27.02.2017 N 7-01-2017, которое получено обществом 06.03.2017.
Указанным представлением на заявителя возложена обязанность незамедлительно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, согласовать дату, место и время рассмотрения представления; принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений (копии документов, свидетельствующих о предпринятых мерах, представить в прокуратуру района).
Заявитель оспорил представление прокуратуры в судебном порядке, указывая на отсутствие оснований для проведения проверки, недоведение до общества решения о проведении проверки, а также не согласившись с выявленными нарушениями законодательства о долевом строительстве.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В отсутствие возражений сторон в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения проверяются в пределах доводов апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, обществом оспаривается представление от 27.02.2017 N 7-01-2017, внесенное прокуратурой в связи с выявленными нарушениями требований Федерального закона N 214-ФЗ при осуществлении обществом предпринимательской деятельности в ходе строительства многоквартирных домов.
Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Статья 28 Закона о прокуратуре устанавливает, что представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 22, частью 1 статьи 24 Закона о прокуратуре оспариваемое представление внесено заместителем прокурора Свердловского района г. Красноярска в пределах предоставленных ему полномочий.
Прокуратурой в ходе проверки установлено, что ООО "Красинвест" на основании разрешений N 24308000-682014, N 24-308-243-2015, N 24-308-242-2015 осуществляет строительство многоэтажных жилых домов с привлечением денежных средств дольщиков.
Согласно представлению от 27.02.2017 N 7-01-2017 об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве обществу необходимо принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений, а именно:
- обеспечить раскрытие информации о застройщике и объектах долевого строительства с размещением всей предусмотренной к опубликованию информации в соответствии с установленными требованиями о ее размещении (пункт 2.1);
- разработать необходимую документацию для ведения сайта и опубликования на нем обязательной информации, обеспечить ее соответствие существующему порядку размещения, установить ответственных должностных лиц и их конкретные обязанности, обеспечить их исполнение (пункт 2.2);
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в проектную декларацию в части указания официального сайта и адреса электронной почты застройщика (копии документов о правах на сайт представить в прокуратуру), обеспечить информирование участников долевого строительства о наличии сайта, путем отражения информации в договорах или иным способом (пункт 2.3);
Пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
В силу статей 21, 22 Закона о прокуратуре (в редакции, действующей на дату внесения оспариваемого представления) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 2 статьи 21 Закона о прокуратуре предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Согласно пункту 6 приказа генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и не исключается возможность проведения прокурорских проверок, в том числе в отношении некоммерческих организаций, в инициативном порядке.
Судом обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае проверка проводилась прокуратурой во исполнение указаний прокуратуры Красноярского края от 14.02.2014 N 23/7/1, требований от 13.01.2017 N 7/1-04-2017, от 08.02.2017 N 7/1-04-2017 "О предоставлении информации, документов", задания прокуратуры Красноярского края от 27.02.2017 N 16-69-2017.
Таким образом, прокурорская проверка проведена в связи с осуществлением прокуратурой района надзорной деятельности, в рамках проверки исполнения заявителем законодательства в сфере жилищного строительства, в том числе с привлечением денежных средств граждан.
Основанием внесения представления явилось нарушение заявителем требований Федерального закона N 214-ФЗ, выявленное по результатам изучения документации и договоров, представленных обществом на требования прокуратуры (от 13.01.2017 N 7/1-04-2017, от 08.02.2017 N 7/1-04-2017), в части, касающейся нарушения права граждан, поэтому указанные нарушения не могли быть оставлены без соответствующего реагирования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд согласен с выводом о наличии у прокуратуры законных оснований для принятия мер реагирования при выявлении нарушения закона обществом, осуществляющим долевое строительство, направленных на принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, поэтому соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании положений Закона о прокуратуре.
Поскольку приказом Генпрокуратуры России от 28.05.2015 N 265 "О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования к форме и содержанию решения о проведении проверки не установлены, суд первой инстанции правильно указал, что требования о представлении информации и документов информируют общество о ее проведении, так как без запрошенных документов и сведений проверка в отношении общества не могла быть проведена.
Таким образом, заявитель был уведомлен о проведении проверки, в связи с проведением проверки исполнял требования прокуратуры о представлении документов и сведений.
Прокуратурой обществу на основании статей 6 и 22 Закона о прокуратуре 19.01.2017 направлено требование о предоставлении информации, в том числе копий договоров долевого участия, заключенных после 01.09.2016.
В ответ на данное требование в прокуратуру района представлена запрашиваемая информация от 10.02.2017 N 40-11 ОЮ-17, в том числе копии запрашиваемых договоров долевого участия в строительстве.
В прокуратуру района 08.02.2017 из прокуратуры края поступило задание о проведении проверки исполнения законодательства в сфере долевого строительства, по которому в порядке подготовки необходимо проанализировать сведения о состоянии законности в сфере рассматриваемых правоотношений, статистическую и иную информацию, данные сети "Интернет".
В связи с восполнением отсутствующих в прокуратуре данных, необходимостью осуществления на систематической основе надзорных полномочий в рассматриваемой сфере правоотношений, прокуратурой заявителю 09.02.2017 направлено требование о предоставлении информации, в том числе об используемом Интернет-сайте.
В ответ на данное требование обществом в прокуратуру представлена запрашиваемая информация от 17.02.2017 N 40-137Ю-17, в том числе сведения об используемом сайте: ооо-красинвест.рф.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что прокуратурой района на законных основаниях получены сведения об осуществлении ООО "КрасИнвест" деятельности в сфере долевого строительства; в требованиях содержатся достаточные данные, свидетельствующие о проведении прокурорской проверки.
Кроме того, несоблюдение процессуальных требований, изложенных в приказе Генпрокуратуры России от 28.05.2015 N 265, не влечет автоматическое признание недействительными результатов проверки, поскольку такие последствия не указаны в приказе, и каким-либо иным актом не установлены. Применение по аналогии положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рассматриваемой ситуации по вышеуказанным основаниям недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ под застройщиком понимается хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства на этом земельном участке многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно статье 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, предусматривающей раскрытие информации застройщиком, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат такому застройщику.
На официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и иного объекта недвижимости, строящихся с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должна быть размещена следующая информация:
- разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона;
- документы, указанные в пунктах 1, 3, 5 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
- проектная декларация;
- заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона;
- проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона и правилам, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
- сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 настоящего Федерального закона;
- документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона;
- фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).
Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте застройщика в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте застройщика ежемесячно.
Изменения, внесенные в документы, указанные в части 2 настоящей статьи, должны быть размещены на официальном сайте застройщика в течение пяти рабочих дней со дня внесения таких изменений.
Требования к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2016 N 914/пр утверждены требования к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников делового строительства (далее по тексту - Требования N 914/пр).
По пункту 2 Требований N 914/пр перечень подлежащей размещению застройщиком информации в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, на официальном сайте застройщика, сроки ее размещения определяются в соответствии с требованиями статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Согласно пунктам 3, 4 Требований N 914/пр застройщик обязан обеспечить любому посетителю официального сайта застройщика открытый и круглосуточный доступ к информации, для ее получения, ознакомления или иного использования, в том числе не требующий: регистрации пользователей и (или) предоставление ими персональных данных для доступа к информации; установки на компьютеры пользователей технологических и программных средств, кроме интернет-браузера, специально созданных для просмотра информации; заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы.
При раскрытии застройщиком информации в целях обеспечения доступности, простоты и понятности ее восприятия информация должна быть размещена застройщиком в интерактивном для пользователей режиме.
Застройщик при размещении информации на своем официальном сайте обязан обеспечить доступ к ней путем последовательного перехода по гиперссылкам к конечному документу, начиная с главной страницы. Количество таких переходов по кратчайшей последовательности должно быть не более трех.
Пунктом 5 Требований N 914/пр предусмотрено, что информация размещается застройщиком в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подписанной электронной подписью уполномоченного лица организации.
Проектная декларация размещается застройщиком в форме электронной копии документа, подписанного руководителем юридического лица - застройщика.
Проект (проекты) договора участия в долевом строительстве, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, размещается застройщиком в форме электронной копии документа, созданного посредством сканирования документа на бумажном носителе, или в форме текстового файла.
Застройщиком обеспечивается идентичность информации, представленной в форме электронного документа и в файле текстового формата.
Электронные копии документов или электронные образы документов должны иметь распространенные открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения просмотра информации, документов, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно пунктам 7 и 8 Требований N 914/пр внесение изменений в ранее размещенную застройщиком информацию осуществляется в случае получения новых документов, обязательных к размещению в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона Федерального закона N214-ФЗ и (или) внесения изменений в имеющиеся документы.
При внесении изменений в размещенную на официальном сайте застройщика информацию создается их новая версия. При этом все предыдущие редакции измененных документов сохраняются, остаются неизменными и доступными для свободного ознакомления всеми пользователями.
Застройщик при размещении, в том числе изменении информации обязан фиксировать точное время, дату и содержание информации, в том числе вносимых в нее изменений, а также сведения о лице, осуществившем размещение информации, в том числе вносимых в нее изменений на официальном сайте застройщика; вести электронные журналы учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официального сайта застройщика, позволяющие обеспечивать учет всех действий в отношении информации на официальном сайте застройщика, подтверждающих размещение соответствующей информации; обеспечить пользователям возможность определения даты и содержания размещенной информации, в том числе вносимых в нее изменений, а также сведений о лице, осуществившем размещение информации, в том числе вносимых в нее изменений на официальном сайте застройщика; навигации, поиска и использования размещенной информации, в том числе вносимых в нее изменений, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в интернет-браузере; увеличения и уменьшения шрифта и элементов интерфейса страниц официального сайта застройщика, на которых размещается информация, средствами интернет-браузера.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ определено, что информация о застройщике должна содержать информацию об адресе официального сайта застройщика и адресе электронной почты.
В соответствии с частью 2.4 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр утверждена форма проектной декларации согласно приложению к настоящему приказу.
Таким образом, законодателем на застройщика возложена обязанность по созданию, ведению сайта и внесению в него соответствующей информации и изменений в законодательно установленном порядке.
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм на официальном сайте застройщика по указанным объектам строительства размещена только часть необходимой информации, правила опубликования такой информации не соблюдаются (установлен многоступенчатый переход к файлам, отсутствует актуальная версия измененных документов, точное время добавления файлов не фиксируется); на сайте указана информация о том, что размещенные файлы опубликованы 19.01.2017, при этом согласно сервисным данным домен зарегистрирован только 25.01.2017; на официальном сайте ООО "КрасИнвест" (ооо-красинвест.рф) отсутствует часть необходимой информации (либо отсутствует их актуальная редакция, точное время файлов не фиксируется), в том числе обновленные сведения о проектной документации с указанием данных о сайте и адресе электронной почты застройщика; согласно размещенной на сайте общества информации, указанные изменения в проектную документацию внесены застройщиком 31.03.2017 в 13:00, то есть после получения представления прокуратуры района, до этого изменения в первый раздел в указанной части не вносились (копии скриншотов на примере дома N 34).
Указанные обстоятельства заявителем документально не опровергнуты. Согласно материалам дела указанные нарушения заявителем устранены, что следует из представленных документов, в том числе проектной декларации, скриншотов.
Представление в оспариваемой части соответствует фактическим обстоятельствам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" октября 2017 года по делу N А33-6113/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6113/2017
Истец: ООО "КРАСИНВЕСТ"
Ответчик: Прокуратура Свердловского района г. Красноярска
Третье лицо: Черных Марина Андреевна